Светлана Думкина
Проект «Образы родной природы в музыке»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Образы родной природы в музыке».
Автор: Думкина С. А., музыкальный руководитель МБДОУ д/с №13 г. Мценск.
Объект исследования - образы природы в музыке.
Методы исследования использовались как теоретические, так и эмпирические:
1. изучение, анализ и обобщение литературы,
2. наблюдение,
3. эксперимент.
Тип проекта - практико-ориентированный.
Вид проекта – групповой, дошкольный.
Сроки реализации – 4 месяца.
Публикация «Проект „Образы родной природы в музыке“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Участники проекта – дети старшей группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта :
Великий философ прошлого Леонардо да Винчи сказал:
«ЖИВОПИСЬ – это поэзия, которую видят, но не слышат,
ПОЭЗИЯ- это живопись, которую слышат, но не видят,
а МУЗЫКА – это поэзия и живопись, слитые воедино»
Музыка способна оказывать огромное воздействие на человека. Она может выразить состояние души человека- веселье и печаль, радость и тоску, волнение и тревогу, борьбу и победу, любовь и ненависть. Музыка способна возвысить человека, украсить его жизнь, успокоить и придать силы в трудную минуту.
Мы живем в 21 веке. Это век сумасшедших скоростей, всеобщей механизации и индустриализации. На каждом шагу нас поджидают стрессовые ситуации. Наверное, человечество еще никогда не было так далеко от единства с природой, которую человек постоянно "покоряет" и "подгоняет" под себя.
Тема природы в данное время очень актуальна. И не одно десятилетие проблемы взаимодействия природы и человеческого общества волнуют не только ученых, но и писателей, художников, композиторов.
Неповторимая красота родной природы во все времена побуждала людей искусства на новые творческие поиски.
В своих произведениях они не только восхищаются, но и заставляют задуматься, предупреждают о том, к чему может привести неразумное потребительское отношение к природе.
Природа в произведениях композиторов – отражение ее реального звучания, выражение конкретных образов. В то же время, сами звуки природы создают определенное звучание и влияют тем или иным образом.
Цель: Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью окружающей природы, через мир музыки.
Гипотеза:Данный проект рассчитан на старший возраст. Он позволит воспитанникам ещё ближе соприкоснуться с красотой родной природы через волшебные звуки музыки. Рассматривая музыку как средство воспитательного воздействия, можно предположить, что представления и интеллектуальные способности развиваются через знакомство дошкольников с природой. Наша природа так красива, что никого не оставляет равнодушным. И музыка позволяет раскрыть ещё ярче краски окружающего мира.
Задачи:
1. Изучить музыкальные произведения о природе, доступные детям дошкольного возраста.
2. Рассмотреть образы природы в произведениях живописи, литературы, музыки.
3. Доказать влияние музыки природы на человеческое сознание.
4. Научить детей слышать и определять характер музыки, расширить представление о музыкальных произведениях и их авторах.
5. Приобщить детей к музыкальному искусству.
6. Воспитывать у детей эмоционально- положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в каждом времени года.
Ресурсы:
Материально-технические: мультимедийные устройства, методические пособия.
Кадровые: музыкальный руководитель, воспитатели, инструктор по физической культуре.
Информационные: стенды, папки-передвижки, художественная литература.
Нормативно-правовые:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы,
2. Приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Этапы реализации проекта.
Подготовительный (февраль) : -Определение целей и задач; -Составление плана мероприятий; -Анализ программы по музыкальному образованию.
Основной (февраль-март) : -Конкретизация путей, форм и методов работы; -Проведение мониторинга знаний по данной теме; -Разработка перспективного плана занятий
Формирующий (март-апрель) - Апробация системы работы, направленная на повышение уровня знаний о природе и знаний музыкальных произведений о природе; -Формирование знаний, умений, навыков у детей.
Заключительный (май) -Подведение итогов; -Анализ выполнения плана мероприятий; -Презентация проекта.
Ожидаемые результаты проведё нной работы:
1. Дети знают музыкальные произведения о природе, их авторов.
2. Дети имеют определять характер музыки, имеют выполнять музыкально- ритмические движения, соответствующие характеру музыки.
3. В пении дети чисто интонируют, отображая образы природы.
4. У детей сформировалось бережное отношение, чувство уважение к природе и её объектам.
5. Расширить представления детей о музыкальных возможностях, которыми владеют композиторы для воплощения музыкальных образовприроды и о художественных возможностях поэтов и художников для описания природы. Овладение детьми навыками и умениями исполнения песенного репертуара, музыкально-ритмических движений, танцев, игр, хороводов.
6. Пополнение, систематизация знаний и представления об изменениях в природе. Расширение и активизация речевого запаса.
7. Появление желания самостоятельно заниматься творчеством – сочинять свои загадки и небольшие рассказы о природе, иллюстрировать их, работать сообща.
8. Активное участие родителей в реализации проекта
Реализация проекта :
С целью реализации проекта была проведена серия занятий на данную тему. Для повышения интереса педагогов к теме музыки о природе была проведена работа с педагогами: консультация для воспитателей:
«Природа и музыка»
Музыка – это вид искусства, художественным материалом которого является звук, особым образом организованный во времени. Музыка - это вид искусства, объединяющий тоны в благозвучные группы звуков. Музыка – это разновидность искусства, воплощающая идейно-эмоциональное содержание в звуковых художественных образах. Музыка – это искусство, предметом которого является звук, меняющийся со временем.
Но можно дать одно общее расширенное понятие, музыка – вид искусства. Средством передачи настроения и чувства в музыке служат специально организованные звуки. Основными элементами и выразительными средствами музыки являются : мелодия, ритм, метр, темп, динамика, тембр, гармония, инструментовка и другие. Музыка является очень хорошим средством воспитания художественного вкуса у ребенка, она способна влиять на настроение, в психиатрии есть даже специальная музыкотерапия. С помощью музыки можно даже воздействовать на здоровье человека: когда человек слышит быструю музыку, у него учащается пульс, повышается давление, он начинает двигаться и думать быстрее. Музыку принято разделять по жанрам и видам. Музыкальные произведения каждого жанра и вида, как правило, легко отличить друг от друга из-за специфических музыкальных свойств каждого.
Природа - это живой организм, который рождается, развивается, творит и создает, а затем умирает, а то, что она создала за миллионы лет либо процветает дальше в других условиях или погибает вместе с ней
Природа – это внешний мир, в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам.
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты – барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодаря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
Учились у природы и великие музыканты : Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.
Список музыкальных произведений о природе велик и многообразен.
Нужно отметить, что композиторы воспринимали и отражали образы природы в своих произведениях по-разному:
а) Подражание голосам природы (М. Мессиан, картины природы, чувства, вызванные образами природы : французские и английские клавесинисты, А. Вивальди, Й. Гайдн, Л. Бетховен, Г. Берлиоз и др. ;
б) Пантеистическое восприятие природы - Н. А. Римский-Корсаков, Г. Малер;
в) Романтическое восприятие природы как отражение внутреннего мира человека;
г) Отражение голосов природы в современной музыке, "новое подражание" электронными (техническими) средствами музыки.
Вместе с педагогами проанализировали произведения «весенние» пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского:
"Времена года" Чайковского,"Песня жаворонка",
"Подснежник", "Белые ночи".
Данные произведения оказывают огромное влияние на эмоциональное состояние человека. Я рекомендовала шире использовать их на занятиях.
Для родителей было проведено собрание на тему :
«Образы природы в музыке для релаксации»
Натуральные звуки природы, как известно, помогают человеку достичь состояния гармонии с окружающей действительностью, прийти к согласию со своим внутренним миром, избавиться от тревог и напряжения, и на какое-то время отрешиться от повседневных забот.
Музыкотерапия — одно из древнейших средств групповой психотерапии, использующее специфические особенности эмоционально-психологического воздействия музыки (музицирования) на человека.
Релаксация – самый лучший способ расслабиться, именно музыка для релаксации способна правильно воздействовать на организм и способствовать максимальному расслаблению всех мышц. Иногда не только мелодия, но и звуки природы способны благотворно влиять на душевное и физическое состояние истощенного стрессами организма.
Что же именно можно назвать музыкой релаксации? Специалисты относят к данному направлению мелодичные треки с этнической музыкой, иногда некоторую современную электронную музыку, звуки природы, восточные медитативные песни, традиционные китайские песнопения и многое, многое другое. Что же тогда относится к звукам природы? Как правило, при записи подобных песен используются пение птиц, шум волн, шелест листьев… В городе невозможно услышать грохот падающей воды водопада или мерный шум прибоя. С этой целью наиболее известные звуки были записаны на носители, аранжированы, и позднее получили название «музыка природы». Как ни странно к такой же «музыке» относятся и пение голубых китов, раскаты грома, стрекотание цикад и сверчков, вой волка. Звуки природы – те звуки, которые вы, возможно, никогда в живой природе и не встретите, но которые помогают создать нужную атмосферу пребывания в горах или на берегу моря.
Основная цель музыки релаксации - правильное гармоничное воздействие на человека с целью полнейшего расслабления всех напряженных мышц и в последствие снятия стресса. Как ни странно, музыка для отдыха может применяться и для работы. Она может служить приятным фоном при напряженной интеллектуальной работе при этом, совершенно не отвлекая человека от важного дела, но создавая приятную и непринужденную атмосферу.
Для создания нужного эффекта исполнители музыки релаксации иногда используют повторение одного и тоже тона по нескольку раз, своеобразное сосредоточение композиции вокруг одного или нескольких тонов, что помогает вызвать состояние легкого транса и расслабления. Для исполнения музыки релаксации не существует какого-то определенного набора музыкальных инструментов. Для создания нужной атмосферы и правильного настроя необходимо слушать музыку определенной мелодики. Если музыка гармонично сочетает в себе и звуки природы, и плавные переходы из одной тональности в другую – то это определенно музыка релаксации.
Познакомившись с музыкальными произведениями о весне, мы решили узнать, как образы природы в музыкальных произведениях дошкольники могут отобразить в своем творчестве.
Вот какие результаты мы получили.
Все работы полны положительных и радостных эмоций. Ребята используют, в основном, теплые, пастельные краски. Преобладают цвета: зеленый, бирюзовый, голубой, бежевый, желтый.
Как мы видим, общее во всех этих работах - это настроение и эмоции рисунков на определённую тему, но каждый рисует сюжет по - разному.
Музыка о природе обладает огромной силой, не только пробуждающей мысли, но и обладающей огромным лечебным эффектом. Я предлагаю больше использовать её дома с целью релаксации.
На завершающем этапе было проведено итоговое музыкальное занятие на тему :«ВЕСЕННЯЯ КАПЕЛЬ»
ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:
Способствовать развитию творческой активности ребенка в доступных видах музыкальной деятельности. Импровизировать движения людей под музыку соответствующего характера, формировать музыкальный вкус, учить детей ясно излагать свои чувства, мысли, эмоционально передавать характер мелодии песен. Развивать певческие навыки, тембровый слух, интонацию.
Основные виды деятельности на занятии:
1. Анализ мультимедийной картины на тему «Весна», слушание звуков природы : пения птиц и журчания весеннего ручейка.
2. Пение: «Солнечная капель» муз. Соснина, «Солнышко проснулось» муз. Филипенко
3. Музыкальные импровизации : «Лесные друзья»
4. Слушание музыки : «Песня жаворонка» П. Чайковского, анализ произведения
5. Игра на детских музыкальных инструментах : «Гори, гори ясно» р. н. п.
6. Музыкально-ритмические движения :
Танец «Скачет по полям» муз. Попатенко, «Облака» муз Шаинского
7. Подвижная игра с музыкальным сопровождением
«Заря-зоренька»
Исследуя уровень развития знаний и умений детей по данной теме, была проведена диагностика по следующим параметрам:
1. Знание детьми музыкальных произведений о природе и их авторов;
2. Умение анализировать характер музыки;
3. Музыкально-ритмические импровизации;
4. Пение песен о природе родного края (Умение правильно брать дыхание, вовремя вступать и заканчивать пение, не выкрикивать слова, петь слаженно и свободно);
5. Умение узнавать музыкальное произведение на слух
По результатам диагностики :
На начальном этапе- 25% детей имели высокий уровень, 45% средний уровень, 30% низкий уровень;
На заключительном этапе- 80%детей имеют высокий уровень, 20% средний уровень, низкий уровень отсутствует.
Вывод:
Музыкальные произведения о природе оказывают большое влияние на духовное развитие детей-дошкольников. Дети осознали, что любить природу не значит только наслаждаться ею, но и бережно к ней относиться. Природа в произведениях композиторов- отражение её реального звучания, выражение конкретных образов. Звуки природы благотворно влияют на человека, музыка помогает детям лучше воспринимать изменения в природе.