Голихина Оксана Васильевна
Конспект учебного занятия «Народная игрушка «Коняшка»»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема учебного занятия: Народная игрушка «Коняшка»
Место занятия в дополнительной образовательной программе:
ДОП «Умелые ручки», раздел «Народные куклы», 1 год обучения
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Степень сложности занятия: средняя
Цель занятия:
Изготовить народную игрушку «Коняшка»
Задачи:
Обучающие:
1) Познакомить с технологией изготовления народной игрушки «Коняшка» с использованием палочек;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
2) Познакомить с видами народных кукол и особенностями их изготовления;
3) Закреплять умение завязывать узлы
Воспитательные:
1) Формировать интерес к истории и культуре русского народа
Развивающие:
1) Развивать творческое мышление, аккуратность при изготовлении игрушки
Форма учебного занятия:
Комбинированное занятие
Формы организации работы:
Групповая
Структура учебного занятия:
1 Вводная, организационная часть 2 мин.
1. Приветствие 1 мин.
2. Разминка 1 мин.
2 Основная часть 40 мин.
1. Введение нового образовательного материала 15 мин.
2. Выведение новых знаний в умение 25 мин.
3 Заключительная часть 3 мин.
1. Ответы на вопросы по теме занятия 1 мин.
2. Рефлексия 1 мин.
3. Заключительное слово педагога 1 мин.
Планируемый результат занятия
Обучающиеся качественно изготовят куклу «Коняшка», будут знать технологию её изготовления.
Методы, технологии обучения
Методы обучения:
• объяснительно – иллюстративный;
• проблемного изложения;
• частично - поисковый.
Технологии обучения:
• педагогическая мастерская;
• развивающего обучения;
• здоровьесберегающие;
• обучение в сотрудничестве.
Материально-техническое оснащение занятия
• учебный класс;
• учебное оборудование: коробочки для мусора, ножницы, магнитная доска, магниты;
• дидактические материалы: образцы игрушек, карточки по ТБ, карточки с этапами работы, карточки с цветами.
• материалы: лоскуты х/б ткани, пряжа, нитки, палочки (веточки, фломастеры, листочки.
• ТСО: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация.
• мебель: парты, стулья.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 Вводная, организационная часть (2 минуты)
1 Приветствие (1 минута)
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что вы сегодня будете внимательны и проявите себя, как настоящие мастера.
2 Разминка (1 минута)
Начнем наше занятие с приветствия и разминки наших помощниц - рук:
(Далее дети повторяют за педагогом хором)
- Здравствуй, левая рука!
(Левая рука сгибается в локте и отводится в сторону ладонью вверх.)
- Здравствуй, правая рука!
(Правая рука сгибается в локте и отводится в сторону ладонью вверх.)
- Поработаем вместе!
(Ладони сводятся вместе на уровне груди)
2 Основная часть (40 минут)
1 Введение нового образовательного материала (15 минут)
1 Проблемная ситуация
1) Разгадывание слов- перевертышей (Приложение 1).
Педагог: Ребята, внимательно посмотрите на доску.
яаворги
яанжеребо
яаводярбо
Педагог: Кто догадался, что здесь написано?
Обучающиеся:
*если дети затрудняются с выполнением задания, педагог даёт подсказку.
Педагог: Вспомните сказку «Королевство кривых зеркал». Главную героиню звали Оля. А в королевстве кривых зеркал её называли Яло.
Теперь догадались, какие слова записаны? (Ответы детей)
Педагог переворачивает карточки
Педагог: Молодцы, справились со сложным заданием. Все эти слова обозначают виды народных кукол.
Педагог демонстрирует образцы кукол.
Педагог: Обрядовых кукол наши предки мастерили для участия в обрядах – земледельческих, свадебных, праздничных.
СЛАЙД 1 –Кувадка
У меня здесь из обрядовых кукол - «Кувадка», применялась она для обряда Кувада, мужчина во время рождения ребёнка чтобы обмануть нечистые силы притворялся и показывал, что он рожает и играет с ребёнком – куколкой Кувадкой, и обманутые тёмные силы вселялись в эту куколку, после чего она сжигалась.
СЛАЙД 2 – Зайчик на пальчик
Игровые куклы мастерились для развлечения детей, вот это - «Зайчик на пальчик». Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с малышом, когда родители уходили на работу в поле.
СЛАЙД 3 – Северная берегиня
Обережные куколки делались для защиты, у нас здесь «Северная берегиня» она помогала защищать дом и семейный покой.
СЛАЙД 4 – Изба
Народных кукол делали своими руками дома, в поле из того, что было под рукой: из соломы, кусочков дерева, глины, лоскуточков натуральных тканей – хлопок и лён, ведь ткань славяне ткали дома, сами. Делали без иголок и ножниц, заматывали 3 витка и завязывали 3 узелка, т. к. число 3 имело сакральный, обережный смысл.
Педагог на доске вывешивает карточки с цветами (Приложение 2)
Наши предки использовали лоскуточки ткани определённых цветов, каждый из которых имел своё значение: красный – огонь, жизнь, солнце; белый – весь видимый мир, пространство, чистота; черный – земля, плодородие; жёлтый – солнце; зелёный – природа, возрождение; синий – небо.
2) Ответы на проблемный вопрос
Педагог: Как вы думаете, почему мы с вами сегодня говорим о народных куклах?
Обучающиеся: Будем делать народную куклу.
Педагог раздает палочки (веточки)
Педагог: Посмотрите на предмет, который я вам раздала. Что это?
Обучающиеся: Веточка/ палочка
3) Работа обучающихся в группах по созданию эскиза игрушки
Педагог: Сегодня я вам предлагаю сделать из такой палочки игрушку.
А какую именно игрушку мы с вами сегодня будем мастерить, вам предстоит догадаться самим.
Я предлагаю вам разбиться на группы и вместе создать эскиз игрушки с использованием такой веточки.
Дети в группах рисуют свой эскиз игрушки.
Афиширование обучающимися выполненных эскизов
Педагог: У вас у всех получились замечательные и особенные эскизы. Я покажу эскиз группы, которая догадалась, что именно мы сегодня будем мастерить.
Педагог показывает эскиз и образец игрушки.
4)Рассказ педагога с сопровождением слайд - ряда о значении коня в жизни славян
СЛАЙД 5 – Кони
Педагог: Назовём нашу игрушку «Коняшка». Вызнали, что конь в славянской традиции - одно из наиболее священных животных. Конь —существо, связанное с культом плодородия. Конь – кормилец и первый помощник в хозяйстве (землю пахать, урожай и заготовки возить, в дальний путь отправлялись тоже на коне. Среди семейных обрядов конь играл особую роль в русском средневековом свадебном обряде, коня давали в качестве выкупа за невесту. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий (мертвецов).
5)Формулировка обучающимися темы и цели занятия
Педагог: Кто сможет назвать тему сегодняшнего занятия?
Обучающиеся: Народная игрушка «Коняшка».
СЛАЙД 6 – Тема занятия
Педагог: Чему научимся на занятии?
Обучающиеся: Изготавливать народную игрушку/куклу «Коняшка» из веточки.
СЛАЙД 7 – Цель
2 Коллективная работа по анализу изделия и составлению плана работы
1)Анализ изделия
Педагог: Назовите части нашей игрушки.
Обучающиеся: Голова/ морда, грива, туловище
Педагог: Рассмотрите внимательно игрушку. Какие материалы нам понадобятся для изготовления игрушки «Коняшка»?
Обучающиеся: Веточка, ткань, пряжа, бусины.
СЛАЙД 8 – Материалы
Педагог: Я предлагаю вам выбрать материалы для своей игрушки
Раздача материалов
2) Работа в парах по составлению плана работы по инструкционной карте
Педагог: Перед вами инструкционная карта по изготовлению нашей игрушки. Рассмотрите её внимательно и составьте план работы, обсудив его в парах, с соседом.
Обсуждение обучающимися в парах плана работы
Педагог: С чего начнем работу? Что будем делать потом? Назовите следующий этап. А теперь посмотрите на доску и восстановите последовательность изготовления игрушки.
На доске перемешанные карточки с этапами, обучающиеся называют этапы по порядку (Приложение 3)
3. Повторение правил техники безопасности и проверка готовности рабочих мест
Педагог: А теперь повторим ТБ и правила работы.
Педагог показывает карточки с инструментами, дети проговаривают правила ТБ. (Приложение 4)
Ножницы: 1. переносить и передавать ручками вперед;
2. не кладём на край стола;
3. на столе лежат закрытыми.
Педагог: У вас на столе стоит коробочка. Как вы думаете, зачем?
Обучающиеся: Коробочка для мусора, который сразу кладём в коробочку, на столе порядок.
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть на место тихо сесть.
2 Выведение новых знаний в умение (25 минут)
Практическая работа по изготовлению игрушки:
а) Самостоятельная работа группы обучающихся по изготовлению игрушки с использованием инструкционной карты
Педагог: Ребята, вы готовы сделать наших «Коняшек»? Кто хочет попробовать изготовить «Коняшку» самостоятельно, с использованием инструкционной карты? (Приложение 5) Тогда можете приступать к работе, если возникнут трудности, можете присоединиться к нам или я помогу вам.
б) Изготовление игрушки под руководством педагога
СЛАЙД 9 – Формирование головы
Педагог: Рассмотрите слайд. Кто может рассказать, что нужно сделать?
Обучающиеся: Начинаем работу с формирования головы Коняшки: берем самый маленький лоскуток и накручиваем его на сучок, заматываем катушечными нитками, чтобы ткань не раскручивалась.
Изготовление этапа обучающимися
СЛАЙД 10 – Формирование головы
Педагог: Рассмотрите слайд. Кто может рассказать, что будем делать дальше?
Обучающиеся: Продолжаем формировать голову: берем средний лоскуток, складываем его пополам и оборачиваем «голову», заматываем катушечными нитками.
Изготовление этапа обучающимися
СЛАЙД 11 – Заготовка головы
Педагог: Посмотрите на слайд. И проверьте, получилась ли у вас заготовка головы.
СЛАЙД 12 – Формирование туловища
Педагог: Посмотрите на слайд. Что теперь будем делать?
Обучающиеся: Помещаем заготовку в центр лоскутка и оборачиваем голову, расправляем лоскуток и формируем складки.
Изготовление этапа обучающимися
СЛАЙД 13 – Формирование туловища и морды
Педагог: Что делаем дальше?
Обучающиеся: Перетягиваем шею и морду «Коняшки».
Педагог: А теперь внимание! Это, ребята, самый трудный этап работы. Попробуете сами или я покажу вам, как это легче сделать?
Демонстрация педагогом этапа
Изготовление этапа обучающимися
СЛАЙД 14 – Соединение деталей
Педагог: А теперь самостоятельно по слайдам закончите работу
Изготовление этапа обучающимися
СЛАЙД 15 – Оформление
Педагог: Пришло время последнего этапа – оформления изделия. По желанию можно украсить наших «Коняшек»: завязать им поясок, расправить и подстричь гриву и «юбочку».
Изготовление этапа обучающимися
Педагог: Игрушка готова.
в) Выставка работ изготовленных игрушек.
Педагог: Проведём выставку ваших работ. Покажите их гостям.
Получился ли у вас «Коняшка»?
г) Театр-экспромт
Педагог: Ребята, вы большие молодцы! Вы сегодня смастерили игровую куклу, так давайте с ней немного поиграем. Я буду читать вам маленький рассказ про «Коняшку», а вы слушаете и выполняете действия. Готовы? Проверим, как фыркает конь? А как ржёт? Молодцы.
Начнём: «Жил был маленький коняшка, очень он любил играть. То в левую ручку прыгнет, то - в правую; на левое плечо сядет – фыркнет, на правое – заржет. Умел показать себя со всех сторон – покрутиться и ножкой топнуть. Вот такой наш озорной «Коняшка»». Молодцы!
3 Заключительная часть (3 минуты)
1 Подведение итога занятия
1) Ответы на вопросы по теме занятия (1 минута)
Педагог: Назовите тему сегодняшнего занятия
Обучающиеся: Народная игрушка/кукла «Коняшка».
Педагог: Чему научились сегодня на занятии?
Обучающиеся: Изготавливать народную игрушку/ куклу «Коняшка».
2) Рефлексия (1 минута)
Педагог: Что запомнилось с сегодняшнего занятия? С какими трудностями столкнулись? Что особенно понравилось?
Ответы обучающихся.
2 Заключительное слово педагога (1 минута)
Педагог: Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Вы достойно продемонстрировали свои навыки и умения, справились с целью нашего занятия. Порадовало то, что были те, кто захотели самостоятельно, по инструкционной карте, выполнить задание. Я хочу вам раздать маленькие буклеты, в них вы найдёте инструкционную карту по изготовлению народной игрушки «Коняшки». Я буду очень рада, если она поможет вам изготовить ещё одну игрушку или научить своих друзей, ведь это так здорово, дарить окружающим поделки, сделанные своими руками и делиться своим опытом и умениями. (Приложение 6 – отдельный документ)
Список литературы
1. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками, - М. : Белый город, 2013. – 112с. : ил. ;
2. Лыкова И. А. Мои куколки, - М. : Цветной мир, 2013. – 16с. : ил. ;
3. Моргуновская Ю. Обережные народные куклы. Красиво и просто, - М. : «Эксмо» [Цифровая книга];
4. Ткачук Т. М. «Тряпичные куклы», - М. : АСТ, 2008. – 32с. : ил.
Интернет-ресурсы
1. Епифановская И. П. Мастер-класс «Коняшки к масленице» [Электронный ресурс] / Сайт Народные куклы. Народные игрушки. 2013 - Режим доступа: https://www.rukukla.ru/article/coloma/Horses_to_the_carnival
2. Цвета в славянской культуре [Электронный ресурс] / Сайт Ярмарка Мастеров. 2018. - Режим доступа: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.livemaster.ru%2Ftopic%2F2756907-tsveta-v-slavyanskoj-kulture&cc_key=