Папки-передвижки

Конспект учебного занятия «Народная игрушка «Коняшка»»

Голихина Оксана Васильевна
Конспект учебного занятия «Народная игрушка «Коняшка»»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема учебного занятия: Народная игрушка «Коняшка»

Место занятия в дополнительной образовательной программе:

ДОП «Умелые ручки», раздел «Народные куклы», 1 год обучения

Возраст обучающихся: 8-10 лет

Степень сложности занятия: средняя

Цель занятия:

Изготовить народную игрушку «Коняшка»

Задачи:

Обучающие:

Публикация «Конспект учебного занятия „Народная игрушка „Коняшка““» размещена в разделах

1) Познакомить с технологией изготовления народной игрушки «Коняшка» с использованием палочек;

2) Познакомить с видами народных кукол и особенностями их изготовления;

3) Закреплять умение завязывать узлы

Воспитательные:

1) Формировать интерес к истории и культуре русского народа

Развивающие:

1) Развивать творческое мышление, аккуратность при изготовлении игрушки

Форма учебного занятия:

Комбинированное занятие

Формы организации работы:

Групповая

Структура учебного занятия:

1 Вводная, организационная часть 2 мин.

1. Приветствие 1 мин.

2. Разминка 1 мин.

2 Основная часть 40 мин.

1. Введение нового образовательного материала 15 мин.

2. Выведение новых знаний в умение 25 мин.

3 Заключительная часть 3 мин.

1. Ответы на вопросы по теме занятия 1 мин.

2. Рефлексия 1 мин.

3. Заключительное слово педагога 1 мин.

Планируемый результат занятия

Обучающиеся качественно изготовят куклу «Коняшка», будут знать технологию её изготовления.

Методы, технологии обучения

Методы обучения:

• объяснительно – иллюстративный;

• проблемного изложения;

• частично - поисковый.

Технологии обучения:

• педагогическая мастерская;

• развивающего обучения;

• здоровьесберегающие;

• обучение в сотрудничестве.

Материально-техническое оснащение занятия

• учебный класс;

• учебное оборудование: коробочки для мусора, ножницы, магнитная доска, магниты;

• дидактические материалы: образцы игрушек, карточки по ТБ, карточки с этапами работы, карточки с цветами.

• материалы: лоскуты х/б ткани, пряжа, нитки, палочки (веточки, фломастеры, листочки.

• ТСО: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация.

• мебель: парты, стулья.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1 Вводная, организационная часть (2 минуты)

1 Приветствие (1 минута)

Педагог: Здравствуйте, ребята. Я надеюсь, что вы сегодня будете внимательны и проявите себя, как настоящие мастера.

2 Разминка (1 минута)

Начнем наше занятие с приветствия и разминки наших помощниц - рук:

(Далее дети повторяют за педагогом хором)

- Здравствуй, левая рука!

(Левая рука сгибается в локте и отводится в сторону ладонью вверх.)

- Здравствуй, правая рука!

(Правая рука сгибается в локте и отводится в сторону ладонью вверх.)

- Поработаем вместе!

(Ладони сводятся вместе на уровне груди)

2 Основная часть (40 минут)

1 Введение нового образовательного материала (15 минут)

1 Проблемная ситуация

1) Разгадывание слов- перевертышей (Приложение 1).

Педагог: Ребята, внимательно посмотрите на доску.

яаворги

яанжеребо

яаводярбо

Педагог: Кто догадался, что здесь написано?

Обучающиеся:

*если дети затрудняются с выполнением задания, педагог даёт подсказку.

Педагог: Вспомните сказку «Королевство кривых зеркал». Главную героиню звали Оля. А в королевстве кривых зеркал её называли Яло.

Теперь догадались, какие слова записаны? (Ответы детей)

Педагог переворачивает карточки

Педагог: Молодцы, справились со сложным заданием. Все эти слова обозначают виды народных кукол.

Педагог демонстрирует образцы кукол.

Педагог: Обрядовых кукол наши предки мастерили для участия в обрядах – земледельческих, свадебных, праздничных.

СЛАЙД 1 –Кувадка

У меня здесь из обрядовых кукол - «Кувадка», применялась она для обряда Кувада, мужчина во время рождения ребёнка чтобы обмануть нечистые силы притворялся и показывал, что он рожает и играет с ребёнком – куколкой Кувадкой, и обманутые тёмные силы вселялись в эту куколку, после чего она сжигалась.

СЛАЙД 2 – Зайчик на пальчик

Игровые куклы мастерились для развлечения детей, вот это - «Зайчик на пальчик». Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с малышом, когда родители уходили на работу в поле.

СЛАЙД 3 – Северная берегиня

Обережные куколки делались для защиты, у нас здесь «Северная берегиня» она помогала защищать дом и семейный покой.

СЛАЙД 4 – Изба

Народных кукол делали своими руками дома, в поле из того, что было под рукой: из соломы, кусочков дерева, глины, лоскуточков натуральных тканей – хлопок и лён, ведь ткань славяне ткали дома, сами. Делали без иголок и ножниц, заматывали 3 витка и завязывали 3 узелка, т. к. число 3 имело сакральный, обережный смысл.

Педагог на доске вывешивает карточки с цветами (Приложение 2)

Наши предки использовали лоскуточки ткани определённых цветов, каждый из которых имел своё значение: красный – огонь, жизнь, солнце; белый – весь видимый мир, пространство, чистота; черный – земля, плодородие; жёлтый – солнце; зелёный – природа, возрождение; синий – небо.

2) Ответы на проблемный вопрос

Педагог: Как вы думаете, почему мы с вами сегодня говорим о народных куклах?

Обучающиеся: Будем делать народную куклу.

Педагог раздает палочки (веточки)

Педагог: Посмотрите на предмет, который я вам раздала. Что это?

Обучающиеся: Веточка/ палочка

3) Работа обучающихся в группах по созданию эскиза игрушки

Педагог: Сегодня я вам предлагаю сделать из такой палочки игрушку.

А какую именно игрушку мы с вами сегодня будем мастерить, вам предстоит догадаться самим.

Я предлагаю вам разбиться на группы и вместе создать эскиз игрушки с использованием такой веточки.

Дети в группах рисуют свой эскиз игрушки.

Афиширование обучающимися выполненных эскизов

Педагог: У вас у всех получились замечательные и особенные эскизы. Я покажу эскиз группы, которая догадалась, что именно мы сегодня будем мастерить.

Педагог показывает эскиз и образец игрушки.

4)Рассказ педагога с сопровождением слайд - ряда о значении коня в жизни славян

СЛАЙД 5 – Кони

Педагог: Назовём нашу игрушку «Коняшка». Вызнали, что конь в славянской традиции - одно из наиболее священных животных. Конь —существо, связанное с культом плодородия. Конь – кормилец и первый помощник в хозяйстве (землю пахать, урожай и заготовки возить, в дальний путь отправлялись тоже на коне. Среди семейных обрядов конь играл особую роль в русском средневековом свадебном обряде, коня давали в качестве выкупа за невесту. Изображения коньков охраняли жилища славян от вредных духов и враждебных навий (мертвецов).

5)Формулировка обучающимися темы и цели занятия

Педагог: Кто сможет назвать тему сегодняшнего занятия?

Обучающиеся: Народная игрушка «Коняшка».

СЛАЙД 6 – Тема занятия

Педагог: Чему научимся на занятии?

Обучающиеся: Изготавливать народную игрушку/куклу «Коняшка» из веточки.

СЛАЙД 7 – Цель

2 Коллективная работа по анализу изделия и составлению плана работы

1)Анализ изделия

Педагог: Назовите части нашей игрушки.

Обучающиеся: Голова/ морда, грива, туловище

Педагог: Рассмотрите внимательно игрушку. Какие материалы нам понадобятся для изготовления игрушки «Коняшка»?

Обучающиеся: Веточка, ткань, пряжа, бусины.

СЛАЙД 8 – Материалы

Педагог: Я предлагаю вам выбрать материалы для своей игрушки

Раздача материалов

2) Работа в парах по составлению плана работы по инструкционной карте

Педагог: Перед вами инструкционная карта по изготовлению нашей игрушки. Рассмотрите её внимательно и составьте план работы, обсудив его в парах, с соседом.

Обсуждение обучающимися в парах плана работы

Педагог: С чего начнем работу? Что будем делать потом? Назовите следующий этап. А теперь посмотрите на доску и восстановите последовательность изготовления игрушки.

На доске перемешанные карточки с этапами, обучающиеся называют этапы по порядку (Приложение 3)

3. Повторение правил техники безопасности и проверка готовности рабочих мест

Педагог: А теперь повторим ТБ и правила работы.

Педагог показывает карточки с инструментами, дети проговаривают правила ТБ. (Приложение 4)

Ножницы: 1. переносить и передавать ручками вперед;

2. не кладём на край стола;

3. на столе лежат закрытыми.

Педагог: У вас на столе стоит коробочка. Как вы думаете, зачем?

Обучающиеся: Коробочка для мусора, который сразу кладём в коробочку, на столе порядок.

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть на место тихо сесть.

2 Выведение новых знаний в умение (25 минут)

Практическая работа по изготовлению игрушки:

а) Самостоятельная работа группы обучающихся по изготовлению игрушки с использованием инструкционной карты

Педагог: Ребята, вы готовы сделать наших «Коняшек»? Кто хочет попробовать изготовить «Коняшку» самостоятельно, с использованием инструкционной карты? (Приложение 5) Тогда можете приступать к работе, если возникнут трудности, можете присоединиться к нам или я помогу вам.

б) Изготовление игрушки под руководством педагога

СЛАЙД 9 – Формирование головы

Педагог: Рассмотрите слайд. Кто может рассказать, что нужно сделать?

Обучающиеся: Начинаем работу с формирования головы Коняшки: берем самый маленький лоскуток и накручиваем его на сучок, заматываем катушечными нитками, чтобы ткань не раскручивалась.

Изготовление этапа обучающимися

СЛАЙД 10 – Формирование головы

Педагог: Рассмотрите слайд. Кто может рассказать, что будем делать дальше?

Обучающиеся: Продолжаем формировать голову: берем средний лоскуток, складываем его пополам и оборачиваем «голову», заматываем катушечными нитками.

Изготовление этапа обучающимися

СЛАЙД 11 – Заготовка головы

Педагог: Посмотрите на слайд. И проверьте, получилась ли у вас заготовка головы.

СЛАЙД 12 – Формирование туловища

Педагог: Посмотрите на слайд. Что теперь будем делать?

Обучающиеся: Помещаем заготовку в центр лоскутка и оборачиваем голову, расправляем лоскуток и формируем складки.

Изготовление этапа обучающимися

СЛАЙД 13 – Формирование туловища и морды

Педагог: Что делаем дальше?

Обучающиеся: Перетягиваем шею и морду «Коняшки».

Педагог: А теперь внимание! Это, ребята, самый трудный этап работы. Попробуете сами или я покажу вам, как это легче сделать?

Демонстрация педагогом этапа

Изготовление этапа обучающимися

СЛАЙД 14 – Соединение деталей

Педагог: А теперь самостоятельно по слайдам закончите работу

Изготовление этапа обучающимися

СЛАЙД 15 – Оформление

Педагог: Пришло время последнего этапа – оформления изделия. По желанию можно украсить наших «Коняшек»: завязать им поясок, расправить и подстричь гриву и «юбочку».

Изготовление этапа обучающимися

Педагог: Игрушка готова.

в) Выставка работ изготовленных игрушек.

Педагог: Проведём выставку ваших работ. Покажите их гостям.

Получился ли у вас «Коняшка»?

г) Театр-экспромт

Педагог: Ребята, вы большие молодцы! Вы сегодня смастерили игровую куклу, так давайте с ней немного поиграем. Я буду читать вам маленький рассказ про «Коняшку», а вы слушаете и выполняете действия. Готовы? Проверим, как фыркает конь? А как ржёт? Молодцы.

Начнём: «Жил был маленький коняшка, очень он любил играть. То в левую ручку прыгнет, то - в правую; на левое плечо сядет – фыркнет, на правое – заржет. Умел показать себя со всех сторон – покрутиться и ножкой топнуть. Вот такой наш озорной «Коняшка»». Молодцы!

3 Заключительная часть (3 минуты)

1 Подведение итога занятия

1) Ответы на вопросы по теме занятия (1 минута)

Педагог: Назовите тему сегодняшнего занятия

Обучающиеся: Народная игрушка/кукла «Коняшка».

Педагог: Чему научились сегодня на занятии?

Обучающиеся: Изготавливать народную игрушку/ куклу «Коняшка».

2) Рефлексия (1 минута)

Педагог: Что запомнилось с сегодняшнего занятия? С какими трудностями столкнулись? Что особенно понравилось?

Ответы обучающихся.

2 Заключительное слово педагога (1 минута)

Педагог: Мне сегодня было очень приятно с вами работать. Вы достойно продемонстрировали свои навыки и умения, справились с целью нашего занятия. Порадовало то, что были те, кто захотели самостоятельно, по инструкционной карте, выполнить задание. Я хочу вам раздать маленькие буклеты, в них вы найдёте инструкционную карту по изготовлению народной игрушки «Коняшки». Я буду очень рада, если она поможет вам изготовить ещё одну игрушку или научить своих друзей, ведь это так здорово, дарить окружающим поделки, сделанные своими руками и делиться своим опытом и умениями. (Приложение 6 – отдельный документ)

Список литературы

1. Берстенева Е. В., Догаева Н. В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками, - М. : Белый город, 2013. – 112с. : ил. ;

2. Лыкова И. А. Мои куколки, - М. : Цветной мир, 2013. – 16с. : ил. ;

3. Моргуновская Ю. Обережные народные куклы. Красиво и просто, - М. : «Эксмо» [Цифровая книга];

4. Ткачук Т. М. «Тряпичные куклы», - М. : АСТ, 2008. – 32с. : ил.

Интернет-ресурсы

1. Епифановская И. П. Мастер-класс «Коняшки к масленице» [Электронный ресурс] / Сайт Народные куклы. Народные игрушки. 2013 - Режим доступа: https://www.rukukla.ru/article/coloma/Horses_to_the_carnival

2. Цвета в славянской культуре [Электронный ресурс] / Сайт Ярмарка Мастеров. 2018. - Режим доступа: https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fwww.livemaster.ru%2Ftopic%2F2756907-tsveta-v-slavyanskoj-kulture&cc_key=

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему «Народная игрушка конек»Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему «Народная игрушка конек» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие. Цель: знакомство.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Народная игрушка в детском садуНародная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект учебного занятия «Народная игрушка «Коняшка»»
Опубликовано: 19 марта 2022 в 16:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект учебного занятия «Народная игрушка «Коняшка»»» (включая файлы) размещена пользователем Голихина Оксана Васильевна (УИ 1752385) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД