Екатерина Блем
Конспект занятия «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цель: формирование познавательного интереса к окружающей среде, знакомство детей с птицами нашего края, с их внешним видом и повадками, с особенностями их жизни зимой.
Задачи:
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук, конструкторские способности;
- стимулировать развитие памяти и внимания, художественного вкуса и творческих способностей; уверенности в своих силах и способностях;
- расширять и активизировать речевой запас детей.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- воспитывать в детях чувство доброты, внимательное отношение к близким людям, любовь к природе, к родному краю через ручной труд;
- воспитывать самостоятельность и аккуратность, бережное отношение к живой природе, птицам; к материалам (использование бросового материала - обрезков синтепона);
Образовательные:
- формировать представление детей о зимующих птицах : их внешнем виде, питании, особенностях обитания в зимних условиях.
- учить изготавливать объемные изделия из материала (синтепона, закрепляя технику набивания формы;
- закреплять умение вдевать нитку в иголку, завязывать узелок, шить стежками, собирать изделие (конструирование) из различных деталей.
- совершенствовать речь как средство общения.
Оборудование: «русская изба»; запись «Птичьи голоса»; экран, проектор, ноутбук; нитки, ножницы, клей, бусинки – глазки, бумага, семечки для клюва, шаблон размером 9смх12см; коробки из-под молока, сока, картон, различные семена и семечки, деревянные ложки, веревка; карточки для дидактической игры «Соедини правильно» по количеству детей.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В НОД принимают участие родители детей (бабушка Варвара и дед Андрей).
Предварительная работа
Наблюдения за птицами в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих жизнь птиц поздней осень и зимой. Беседы о кормах для птиц, заготовка семян и ягод для подкормки птиц в зимнее время. Рисование и аппликация по теме «Птицы». Знакомство с материалами энциклопедий.
НОД проводится в музыкальном зале.
Ход НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организационный этап.
Воспитатель приглашает детей в гости к бабушке Варваре.
В углу зала оборудована русская изба: печка, возле печки поленья, ухват. Постелен половик. На печке стоят чугунки, решето, где сушится зерно. К занавеске прикреплено «окно», к которому «прилетели» птицы. У печки сидит бабушка и перебирает крупы. Воспитатель приглашает детей в зал, знакомит детей с бабушкой. Дети здороваются.
Основная часть (содержательный этап).
Бабушка Варвара: Что-то на улице прохладно. Запамятовала я, какой же месяц на дворе? (ответы детей)
Бабушка обращает внимание детей на окно, к которому подлетели птицы. (Включается запись с птичьими голосами).
Бабушка Варвара: Что это птички расчирикались? Что случилось? ( подводит детей к ответу: на улице стало холодно и мало корма)
Воспитатель: Дети, на какие две группы мы делим птиц? ( ответы детей: зимующие и перелетные) Чем эти птицы отличаются? Почему некоторые птицы покидают родные места?
Воспитатель: Правильно, ребята. Есть птицы, которые не боятся лютых морозов и метелей, и мы можем их увидеть у нас около садика круглый год. Назовите зимующих птиц. Сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби
Воспитатель: Да, ребята, правильно, эти птицы будут зимовать вместе с нами. Но есть птицы, которые собираются в стаи или улетают в одиночку (кукушка) в теплые края. А как называются птицы, которые улетают в теплые края? Перелетные.
Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете? Ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать? Клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели.
Воспитатель: А как эти птицы называются? Кочующими.
Воспитатель: Ребята, хотите, мы поиграем с вами в игру «Зимующие и перелетные птицы»?
Правила игры такие: если я буду называть перелетных птиц, вы будете изображать летающих птиц, а если я назову зимующих птиц, вы должны присесть на корточки. Только нужно быть очень внимательными.
Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»
Бабушка Варвара: Кто это подает голос за окном? Это голоса птиц.
Бабушка Варвара: А вы можете определить птицу по голосу? Давайте по голосу определим птицу и найдем ее изображение.
Проводится игра «Найди по голосу» (ИКТ-технология)
Открывается дверь, появляется дедушка.
Дедушка Андрей: Сколько, Варварушка, у нас гостей сегодня. А чем это вы занимаетесь? (ответы детей). Молодцы, много вы о птицах знаете. А чем же птицы будут питаться, ведь совсем скоро придут морозы, наметет зимушка-зима снега, скроет всю землю (ответы детей). Чем мы сможем им помочь? Птиц нужно подкармливать.
Дедушка Андрей: А где же мы будем птиц кормить? Правильно, вот и давайте смастерим для птиц столовую. Предлагает мальчикам пройти с ним в «мастерскую».
Бабушка Варвара: в длинные осенние вечера, когда все уже убрано на огороде и в поле, собирались женщины в какой-нибудь избе и занимались рукоделием – кто вязал, кто шил да штопал, кто прял. А мы, девочки, сегодня с вами изготовим птичек (приглашает девочек изготовить игрушечных птиц).
Воспитатель: Ребята, а я предлагаю перед ответственной работой размять пальцы;
Пальчиковая гимнастика
Я решил ворон считать: Дети попеременно ударяют кулак о кулак
Раз, два, три, четыре, пять. Дети попеременно ударяют ладонь о ладонь
Шесть - ворона на столбе,
Семь - ворона на трубе,
Восемь - села на плакат,
Девять кормит воронят.
Ну а десять - это галка.
Вот и кончилась считалка! Сжимают и разжимают пальчики
По окончании считалки Дедушка с мальчиками изготавливают кормушку, а девочки с Бабушкой – птичек.
До начала работы дети совместно с воспитателем вспоминают правила техники безопасности при работе с иголкой и ножницами.
Совместная деятельность с Бабушкой Варварой: – конструирование из ниток
Бабушка Варвара: Нам понадобятся нитки, ножницы, клей, бусинки – глазки, бумага, семечка для клюва, шаблон размером 9см на 12см.
Совместная деятельность с Дедушкой Андреем – конструирование из бросового материала (коробки из-под сока, молока, кефира)
Дедушка Андрей: У вас на столе лежат коробки. Из них мы будем делать кормушки. С помощью фломастера на коробке мы нарисуем будущие отверстия. Можно пофантазировать: придумать дверцы, окна и трубу. Намеченные отверстия разрезаются ножницами.
- Для чего нужно вырезать отверстие! Чтобы птички попали во внутрь кормушки.
- Для чего нужны нитки? Чтобы завязать петельку.
Во время работы в подгруппах звучит музыка «Голоса птиц»
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданиями. Посмотрите, сколько кормушек! Сейчас мы пойдем на прогулку и развесим наши кормушки. А птицы, которых сделали девочки, мы поместим на нашу кормушку в уголке природы.
Бабушка Варвара: А чем же мы зимой будем птиц подкармливать, какой корм положим в каждую кормушку?
Дидактическая игра «Соедини правильно»
(индивидуальное выполнение на карточках)
Задание: нужно провести линию от птицы к её любимой еде.
Синица Ворона Снегирь Воробей
Остатки яблока Кусочек сала Семечки, крошки Ягоды
Правильность выполнения задания проверяется в парах друг у друга
по образцу на экране.
Дети прощаются с Бабушкой Варварой и Дедушкой Андреем.
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, чем же мы сегодня с вами занимались? Мы говорили о зимующих и перелетных птицах, мастерили птиц из ниток и новую столовую для птиц.
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы вспомнили, на какие группы делятся птицы, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о том, как люди могут и должны им помогать.
Бабушка Варвара помогла нам сделать игрушечных птиц, а дед Андрей - изготовить новую кормушку для птиц, которую мы повесим на рябину и будем зимой подкармливать птиц. А птичек, которых изготовили девочки, мы подарим младшим ребятам на празднике птиц.