Кристина Ермолаева
Конспект тренинга «По ступенькам эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Ермолаева Кристина Петровна, Серковская Татьяна Евгеньевна
Конспект тренинга «По ступенькам эмоций»
Цель: познакомить детей с эмоциями (радость, грусть, страх, гнев, любовь).
Задачи:
Образовательные:
• создать комфортный психологический микроклимат в группе, бодрое и радостное настроение;
• обучить детей навыкам саморегуляции;
Публикация «Конспект тренинга „По ступенькам эмоций“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции, эмоциональное напряжение. Профилактика, тренинги
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
• познакомить детей со способами выражения отрицательных эмоций и управления ими;
• снять эмоциональные и мышечные зажимы, психоэмоциональное напряжение.
Воспитательные:
• воспитать положительное отношение друг к другу;
• воспитать интереса дошкольников к художественной литературе
Развивающие:
• развить умение понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать о них;
• развить способность различать эмоции;
• развить у детей умение изображать эмоциональное состояние с помощью выразительных средств: мимикой и жестами;
• развивать творческое воображение.
Материал и оборудование: игрушка солнышка, картинка дома с лестницей и этажами, смайлики радости, грусти, страха, гнева, любви, картинка котенка, волшебная палочка, одноразовые стаканчики, урну для мусора, песочница, карандаши простые, бумага, интерактивная доска.
Ход:
Организационный момент
-Дорогие ребята, мне очень приятно видеть вас здоровыми, красивыми и в хорошем настроении. Для того, чтобы поприветствовать друг друга нам поможет игра «Здравствуйте!». Сейчас вы меня внимательно слушайте и произносите слово «здравствуйте» только те, кого я назову. Например, если я скажу слово «мальчики» здороваться должны только мальчики, а девочки в это время молчат и наоборот. Ну что, попробуем?
- Здравствуйте, девочки!
- Здравствуйте, мальчики!
- Здравствуйте, те, у кого темные волосы!
- Здравствуйте, те, у кого светлые волосы!
- Здравствуйте, все!
-Ребята, многие из вас живут в домах, где много этажей. И каждый житель в этом доме не похож на другого, все они разные. В один из таких домов мы сегодня и пойдем, знакомиться с его жителями. (На доске плакат дома с этажами и лестницей)
-Но для того чтобы нам отправиться в наше небольшое путешествие, нам нужно самим еще раз познакомиться.
Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
Ответ детей: Солнышко.
Игра «Солнышко»
Солнышко хочет с вами познакомиться, согреть вас своим теплом. У кого из вас в руках будет солнышко, тот назовёт своё имя ласково (Маша - Машенька.). Сейчас я произнесу волшебные слова и мы начнем играть.
Ходит солнышко по кругу
Дарит детям оно свой свет.
А со светом к нам приходит
Дружба – солнечный привет.
-А теперь один из вас передает солнышка соседу и называет его ласковым именем.
-Вот мы и познакомились с солнышком. Оно нам помогло узнать, что у вас у всех очень красивые и ласковые имена, поэтому давайте стараться называть друг друга ласково, как можно чаще.
Какие эмоции вы испытывали, когда вас называли ласково?
Предполагаемые ответы детей: счастье, радость.
-Вот мы и познакомились с вами с первым жильцом этого дома, ее зовут Радость, она всегда улыбается или смеяться (демонстрируется смайлик на котором изображена радость и прикрепляется на первый этаж домика)
А теперь ребята, я вам прочитаю «Сказку про котенка Ваську»
(К. Ступницкая)
Жил-был котенок Васька, и был он большим хулиганом. Оставит мама-кошка вязанье на столе, Васька схватит клубок, весь его размотает, всю мебель в комнате опутает. Варит мама суп, Васька залезет в кастрюлю лапой, мясо выловит и утащит куда-нибудь, даже не съест, а так бросит. Или просто ходит, своих братьев-сестер задирает, а те обижаются, плачут. Попадало Ваське за его шалости, но он ничего поделать с собой не мог, все равно безобразничал. Да и что ему еще оставалось, скучно ему было. Папа почти все время проводил на охоте, мама по хозяйству возилась, а братья-сестры (их у него было целых шесть) Ваську не любили (так ему казалось). Вот он и хулиганил, чтобы как-то развлечься.
Однажды Васька сильно провинился. Бегал он по комнате за мухой, да так заигрался, что не заметил, как смахнул с полки дедушкин портрет, тот упал, и стекло в рамочке разбилось. Очень рассердились на Ваську родители, без ужина оставили, выставили на крыльцо «думать над своим поведением».
Сидит Васька один на крыльце, грустно ему, есть хочется. Обидно — не хотел он портрет разбивать. Решил Васька пойти побродить. Недалеко от их дома был скотный двор, зашел Васька туда. Там теплее было и светлее. Идет Васька по двору, видит, сидит курица, а вокруг нее цыплята. Она кудахчет ласково, перышки им клювом чистит, крылом укрывает. И тут совсем Ваське грустно стало: вспомнил он свою маму. Та уже давно Ваську не ласкала, все больше ругалась, а если не ругалась, то казалось, и вовсе не замечала. Сел Васька в углу и заплакал.
В это время пришла из поля во двор корова Буренка. Увидела Ваську и спрашивает его:
- Что ты, Васька, тут делаешь? Почему плачешь?
- Выгнали меня - портрет дедушкин разбил. А плачу, потому что грустно.
— Эх, Васька, что ж ты такой хулиган?
- Да не хотел я его разбивать, случайно вышло, — ответил Васька. Усы его от слез совсем повисли. Жалко стало Буренке Ваську.
- Хочешь молока? - предложила она. Напоив Ваську молоком, Буренка спросила:
- Ну, расскажи мне, отчего тебе грустно. Васька всхлипнул и ответил:
— Вон мама-курица как своих цыплят любит: перышки им чистит, под крылом греет. А моя мама совсем меня не любит, не натворю чего, так и вовсе не заметит.
—Ну что ты, Васька? Конечно, она тебя любит! А не ласкает тебя потому, что некогда ей — дел-то вон сколько, вас у нее семеро. Ты бы, чем шалить, лучше бы помог ей, вот увидишь, как она обрадуется! Васька посмотрел на Буренку недоверчиво, но плакать перестал.
- Ступай теперь домой, тебя уж, наверное, ищут.
Пришел Васька домой, его действительно искали.
Тяжелый день был у Васьки, он быстро заснул. Проснувшись на следующее утро, он вспомнил слова Буренки. Решил помочь маме. Пришел на кухню, спросил, что сделать. Мама-кошка удивилась, но поручение Ваське дала — отправила за молоком к Буренке. Потом попросила шишки для самовара собрать. После обеда — посуду помыть. За ужином мама рассказала папе-коту, как Васька ей помогал, тот удивился и похвалил Ваську.
Устал Васька за день, лег спать, и когда он почти уже заснул, подошла к его кроватке мама и сказала:
- Спасибо, тебе, Васька, за то, что так помог мне сегодня!
Помурлыкала немного и даже лизнула Ваську.
Вопросы для обсуждение
Каким был котенок Васька?
Почему ему стало грустно?
Что он стал делать, когда ему стало грустно?
Что он подумал о маме?
Что сказала ему Буренка?
Что он стал делать после разговора с Буренкой?
- Вот и не заметив этого мы с вами и познакомились со вторым жителем нашего дома, как же ее зовут?
Предполагаемый ответ детей: грусть.
- Правильно Грусть. (Прикрепляется на второй этаж нарисованного дома)
-Теперь я побуду волшебницей и одного из вас заколдую. Так –так –так, колдую, пусть брови сдвинуться к носу, губы надуются, а руки размахивают. (выходит один ребенок и выполняет последовательность действий).
- Ребята узнали кто это?
Предполагаемые ответы детей: гнев, злость.
-Правильно, эту эмоцию все называют по-разному гнев, злость, но ее легко узнать. (Крепиться третий смайлик на нарисованный домик)
- Гнев решил поделиться с вами одним секретом, как преодолеть это чувство и не причинить никому ничего плохого и никого не обидеть. Давайте все попробуем. Когда вы испытываете гнев нужно взять стаканчик, прижать его крепко ко рту и покричать в него как следует, а потом его скомкать и выбросить в мусорное ведро. И весь ваш гнев уйдет. (Детям раздают одноразовые стаканчики и начинают все вместе выполнять упражнение)
- А теперь давайте поднимемся на следующий этаж и посмотрим, кто же там живет? (Прикрепляется к нарисованному домику смайлик «Страх») давайте его рассмотрим, у него широко открыты глаза и рот, как вы думаете, как его зовут?
Предполагаемые ответы детей: испуг, страх.
-Правильно ребята, это Страх. В каждом из нас есть страх, только у всех он разный, у кого-то их много, у кого-то нет. Я вам предлагаю избавиться от них. Возьмите каждый по листочку и карандашу, нарисуйте свой самый большой страх (можно схематично) и давайте спрячем его, закапав в песок. (Записки дети закапывают в песочнице)
-Молодцы! А давайте вспомним сказку про котенка Ваську, что проявил по отношению к маме котенок Вася после разговора с Буренкой? И какие чувства проявила мама-кошка когда в конце рассказа «Помурлыкала немного и даже лизнула Ваську»?
Предполагаемые ответы детей: заботу, любовь.
-Правильно любовь – это и есть забота. Вот мы и познакомились с последним жителем нашего дома, и ее зовут Любовь.
Давайте я буду произносить начало предложения, вы поможете мне их закончить. Только для этого поднимите руку и не выкрикивайте свои ответы, мы выслушаем всех.
Начало предложения Предположительные ответы детей
«Я люблю…» Маму, папу, родителей, животных, рисовать и т. д.
«Меня любит…» Родители, мама, папа, бабушка и т. д.
«Обо мне заботятся…» Мама, папа, дедушка и т. д.
«Я забочусь…»
Бабушке, кошке и т. д.
-Какие вы все молодцы! Сегодня мы прошлись по ступенькам эмоций. Какие же эмоции мы сегодня встретили? Давайте их вспомним и дорисуем на доске (на интерактивной доске смайлы, у которых не хватает какой-то части лица, нужно понять какой и как она выглядит на том или ином смайле и дорисовать ее).
-Что больше всего запомнилось и понравилось вам на этом занятии?
Спасибо вам ребята! До свидания!