Диана Сулейманян
Конспект тематического занятия «Синичкин день» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах.
Задачи: Конкретизировать знания детей о зимующих птицах;
Воспитывать бережное и ответственное отношение к пернатым друзьям человека;
Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих птиц, способами выживания зимой;
Развивать речь детей при ответах на вопросы, пояснениях, рассказывании, чтении стихов.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Синички. Конспекты занятий
- Синичкин день, 12 ноября
- Синичкин день. Конспекты занятий, 12 ноября
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: Просмотр презентации: «Наши пернатые друзья», чтение произведений В. А. Сухомлинского, разучивание стихов о птицах, песен, подбор видео- и аудиоматериалов. Наблюдение за птицами во время прогулки. Подвижные игры: «Птички и автомобиль», «Воробышки и кот», «Птички в гнездах». Продуктивная деятельность в центрах активности: творчества, грамоты,математики.
Работа с родителями: изготовление кормушек для птиц.
Оборудование: иллюстрации птиц, выставка кормушек.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте и попробуйте догадаться, о ком сегодня мы будем вести речь.
Небольшая и пёстрая птица,
Не боится зимой простудиться,
Угощение наше ей снится,
Прилетает к нам часто (Синица).
Да, вы угадали. Это синичка. И сегодня наше занятие будет посвящено ей и другим зимующим птицам. С давних пор на Руси в ноябре 12 числа отмечается «Синичкин день»- день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Считается, что именно в этот день птицы из лесов прилетают в деревни и города на зимовку.
Почему именно «Синичкин день»? Да потому, что на Руси, синица – божья птица, считается, раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба-то, будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
Уже несколько лет подряд этот день в нашей стране отмечают как День встречи зимующих птиц, когда можно вывешивать кормушки и начинать подкормку пернатых.
Воспитатель: А знаете ли вы, ребята, почему синичку так назвали? (ответы детей).
Воспитатель: Кроме синиц с нами зимуют и другие птицы, а какие, вы узнаете, отгадав загадки. Их мы посадим в нашу кормушку.
1. На окне дремала птица:
«Галка-галка, что вам снится?»
Отвечала птица сонно:
«Я не галка, я ….(Ворона)
2. В серой шубке перовой.
И в морозы он герой.
Зимовать не улетает.
Под карнизом обитает… (Воробей)
3. Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник (Дятел)
4. Верещунья, белобока, а зовут её …. (Сорока)
5. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (голубь)
6. Ей на месте не сидится:
Всё летает целый день
Суетится, суетится
Целый день звенит «тень- тень»!
Угадайте что за птица?
То весёлая …. (синица)
3. Игра «Зимующие и перелетные птицы»
Воспитатель каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому зимующий. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль, соловей, сова, попугай, клёст и т. д.
По команде воспитателя зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком выдворяют.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданиями. Вы много знаете о птицах. И, конечно, вы знаете, что птицам надо помогать, заботиться о них, особенно в зимнее время. А как мы будем помогать птицам (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно же, люди готовят для пернатых подкормку, делают кормушки. Кормушки можно сделать из любых подручных средств. Посмотрите, какие могут быть кормушки (Иллюстрация различных видов кормушек).Чем можно подкармливать птиц?
Дети: Птицы любят семечки, пшено, крошки хлеба…
Воспитатель: Верно. Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едят творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена.
А любимое лакомства синиц – сало. Без дополнительной подкормки человеком из 10 синиц к весне выживают только одна. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает какую?
Дети: Птицы борются с вредными насекомыми.
Воспитатель: Да, например, дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синички вообще очень прожорливы — так что еда в кормушках должна быть всегда. Интересно, что все зернышки, которые не помещаются в желудок, эта маленькая синяя птичка складывает в дупле или в ином укромном месте, а потом возвращается за провиантом.
Дети, наше занятие подходит к концу. Обобщим:
О каком дне мы сегодня узнали?
Почему так называют синиц?
Почему люди заботятся о птицах зимой?
Что они для этого делают?
Как мы можем помочь нашим пернатым друзьям?
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, у окна каждую зиму будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней.
В ходе проведенного тематического занятия дети познакомились с зимующими птицами,узнали новые приметы, отгадывали загадки, играли,кормили птиц, а также занимались продуктивной деятельностью.
Спасибо всем за участие!
Воспитанники выходят к кормушкам во дворе детского сада и подкармливают птиц.
Используемая литература
https://urok.1sept.ru/
https://videouroki.net/olymp/?utm_source=multiurok&utm_medium=banner&utm_campaign=mheadtop&utm_content=201908&utm_term=20190912olimp
Арсенина Е. Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. Издательство Глобус, 2008.
Плешаков А. А. Зеленые страницы. – М. : Просвещение. 1994.
Персидская И. В., Фонова Г. А. и др. Классные часы - Волгоград: Учитель, 2007.
Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М., 1998.