Ирина Колесникова
Конспект тематического занятия по теме «Осень» в старшей группе
Конспект
тематического занятия по теме : «Осень»
Программное содержание:
1. Обобщить представления об осенних явлениях природы, изменениях в растительном и животном мире.
2. Закрепить лексический материал по теме : «Деревья осенью». Закрепить знания детей о деревьях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.
3. Учить детей подбирать яркие эпитеты - прилагательные для описания деревьев в различное время года.
Публикация «Конспект тематического занятия по теме „Осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
4. Познакомить детей с образцами устного народного творчества : русской народной песней «Во поле берёзка стояла» и подвижной игрой «Как у дяди Трифона»
5. Развивать продуктивную деятельность (рисование на тему «Осенняя берёза»)
6. Обогощение словаря старинными названиями осенних месяцев : сентябрь- рябник, хмурень, листопадник ; октябрь- листобой, мокрохвост свадебник; ноябрь-подзимник,грудень.
Материалы и оборудование: костюм Хозяюшки для ведущего, в роли которого может выступать воспитатель, предметные картинки по лексической теме «Деревья», картина «Осень», аудиозапись русской народной песни «Во поле берёзка стояла»; альбомные листы с нарисованным заранее стволом берёзы, широкие жёсткие кисти для детей, жёлтая, белая и оранжевая гуашь, палитра.
Ход Н. О. Д
Звучит русская народная песня «Во поле берёза стояла». В группе на мольберте установлена картина «Осень» .Входит Хозяюшка с букетом из осенних листьев.
Хозяюшка. Здравствуйте, ребята! Я пришла к вам не с пустыми руками – я принесла вам букет,подаренный осенью. Рассмотрите осенние листья и скажите, с каких они деревьев.
Дети рассматривают осенние листья и называют деревья.
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Хозяюшка:
На мою ладошку лист похож у клена
Осенью он красный, летом он зеленый.
Словно пёрышки листочки у рябинки,
Что склонилась тихо над тропинкой.
У осины листья как монеты.
А берёзка жёлтыми одета.
Ребята, что происходит с листьями деревьев осенью?
Дети: Листья меняют цвет и начинают опадать с деревьев.
Хозяюшка : Это называется листопад. Листопад - какие два слова слышатся в этом слове?
Дети : В слове «листопад» слышатся слова «лист» и «падать»- листья падают.
Хозяюшка: А какая бывает погода осенью?
Что происходит с птицами?
Как ведут себя насекомые?
Как готовятся дикие животные к наступлению зимы?
ПРОСМОТР ПРЕЗЕНТАЦИИ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ»
Выслушав ответы детей педагог уточняет, что ночи стали длиннее, а дни короче; солнце светит всё реже; низкие тучи повисли над землёй; все чаще моросит мелкий дождик, который сменяется мокрым снегом; по утрам можно наблюдать туман и первые осенние заморозки, засохла трава и отцвели последние осенние цветы. Не видно уже насекомых- они отложили яички и погибли, другие спрятались в коре деревьев или зарылись в землю и уснули. Стало холодно исчезли насекомые, которыми питались птицы, и начался массовый отлёт перелётных птиц в тёплые края. Звери в лесу готовятся к зимней спячке или готовят запасы на зиму и утепляют своё жилище. Некоторые звери (зайцы, белки) меняют шубку. Всё это приметы поздней осени.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАОБОРОТ»
Воспитатель поочерёдно бросает мяч детям,называя приметы осени, дети подбирают к ним антонимы:
-Летом тепло, а поздней осенью….(холодно).
-Летом дни длинные,а осенью….(короткие).
-Летом ночи короткие, а осенью (длинные).
-Осенью цветов мало, а летом….(много).
-Осенью дожди идут часто, а летом (редко).
Хозяюшка: Молодцы! Ребята, я предлагаю вам рассмотреть картину. (Выставляет картину «Золотая осень»).Почему деревья так важны для человека и для всех живых существ на планете? Какую пользу приносят человеку деревья?
Ответы детей. Хозяюшка обобщает ответы детей.
Деревья очищают воздух; дарят нам тень и прохладу в жаркий день; из них можно изготовить множество полезных вещей- мебель, посуду, различную хозяйственную утварь, бумагу, на которой мы пишем,рисуем; из древесины строят дома.
Хозяюшка: Ребята послушайте стихотворение.
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой - зимой.
Вся в сережках - весной,
Сарафан зелёный – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит. (Берёза)
Хозяюшка: Как называется это дерево?
Дети: Это дерево называется береза.
Хозяюшка: Люди в России всегда любили берёзу. Береза-любимое дерево всех русских людей. В народной культуре берёзу сравнивали с девушкой, за её нежность и скромную красоту. Её нежные тонкие ветви похожие на косы, ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. Сколько песен, стихов сложено о белоствольных русских красавицах!
Хозяюшка Послушайте одну из них. «Во поле береза стояла», дети подпевают.
Хозяюшка: Вам понравилась песня? Я предлагаю вам нарисовать осеннюю берёзку. А чтобы размять пальчики, мы выполним упражнение.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «БЕРЁЗКА»
Вот берёзка стоит (Поставить пальцы на стол, пальцы развести)
Ветер листья шевелит (Пошевелить пальцами)
Ветер листьями играет,
Веточки перебирает.
Ветви гнутся (Не отрывая локтя от стола наклонять руку вправо-влево).
Изгибаются.
И листвой земли касаются. Н. Бабинова
Хозяюшка: Ребята,какого цвета листья берёзы осенью?
Дети : Листья берёзы становятся жёлтыми.
Хозяюшка: Верно, поэтому мы выберем жёлтую краску. Добавив каплю
белой краски, мы получим светло-жёлтую краску. Если мы добавим к жёлтой краске немного красной, то получим жёлто-оранжевый цвет краски. После того как мы получили на палитре нужный цвет, мы выбираем кисть. Сегодня я предлагаю вам поработать широкой жесткой кистью. На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально («кисточка стучит каблуком», делаем сверху «тычки», располагая их вокруг ствола дерева.
Дети рисуют.
Хозяюшка: Какие замечательные получились у вас берёзки! Очень похожи на настоящие! А сейчас я предлагаю вам поиграть в интересную игру, называется она «Как у дяди Трифона».
ИГРА «Как у дяди Трифона»
Дети встают в круг,выбирают водящего.
Как у дяди Трифона
Было семеро детей.
Они не пили не ели,
Друг на друга все смотрели,
Разом делали вот так!
Водящий показывает движение, дети повторяют его. Кто ошибётся, становится водящим.
Хозяюшка: Мне очень понравилось с вами играть, ребята! А что вам понравилось сегодня?
Ответы детей.
Хозяюшка: А сейчас я с вами прощаюсь до новых встреч!