Лариса Ахатова
Конспект НОД «Труд взрослых в Югре» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Тополёк» г. Советский.
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
Тема:«Труд взрослых в Югре»
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммунистическое развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Старшаягруппа «Звездочки» (5-6 лет)
Воспитатель:
Ахатова Лариса Павловна
Программное содержание:
Образовательная область: Познавательное развитие
Публикация «Конспект НОД „Труд взрослых в Югре“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Познавательно-исследовательская: проведение опытов с нефтью
Цель: познакомить детей с профессиями взрослых нашего края – Югры.
Задачи:
Образовательные:
Продолжать знакомить детей с родным краем, с малой Родиной.
Познакомить детей с названиями профессий: геолог, энергетик, нефтяник.
Прививать детям любовь к родному краю;
Развивающие:
Развивать у детей навыки учебной деятельности: внимательно слушать воспитателя, товарищей.
Развивать диалогическую речь детей.
Развивать умение слушать и понимать заданный вопрос, высказываться и излагать свои мысли.
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к труду взрослых;
Воспитывать любовь к своему родному краю, гордость за свой край.
Воспитывать любовь к природе, желание оберегать её.
Воспитывать коммуникативные навыки, чувство сопереживания, положительные эмоции;
Здоровьесберегающие: обеспечение эмоционального благополучия в процессе занятия, своевременная смена статического положения детей, физминутка.
Методы:
Наглядный метод: видео сообщение,презентация.
Словесный метод: художественное слово, беседа, пояснения, указания, вопросы к детям.
Игровой метод: воображаемая ситуация «Видеописьмо от БуровичкаЮгорки», дидактическая игра «Собери картинку», игра «Строим дом», игра «Ток бежит по проводам»
Практический метод: дидактическая игра «Строим дом»,опыты с нефтью.
Приемы: вопросы к детям; показ способа действия; загадывание загадок;
выполнение игровых действий.
Создание мотивации:
Проблемная ситуация, загадка, показ слайдов.
Постановка цели детьми:
Знакомство с профессиями взрослых Югры.
Совместная деятельность педагога с детьми:
Физминутка «Строим дом», подвижная игра «Ток идет по проводам», проведение опытов с нефтью.
Самостоятельная деятельность детей:
Дидактическая игра «Собери картинку».
Рефлексия:
Беседа о путешествии, ответы на вопросы, желание поделиться полученными впечатлениями.
Словарная работа: буровая, геолог, нефтяник, энергетик, месторождение, электростанция, нефтеперерабатывающий завод, нефть.
Место проведения: музыкальный зал детского сада «Тополёк»
Материали оборудование:
Демонстрационный:Мультимедиа, диск, пробирка с нефтью, микрофон.
Раздаточный: дидактическая игра «Разрезные картинки», стаканчики с водой, чашечки с растительным маслом, перышки, влажные салфетки на каждого ребенка.
Предварительная работа: чтение сказки «БуровичокЮгорка», рассказывание легенды «Сказание о бурильщиках», сюжетно-ролевая игра «Нефтяники»,рассматривание иллюстрацийс изображением нефтепромыслового оборудования, беседы.
Литература:
Сказка-раскраска «БуровичокЮгорка»,
Дошкольное воспитание №4, 2011г.,
О. Лебедева «Буровичок Югорка»
Ход непосредственно образовательной деятельности
1 часть
Сюрпризный момент: Организационный момент:
Воспитатель: Посмотрите сколько пришло гостей, давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Ребята, нам по электронной почте пришло видео письмо.
На слайде БуровичокЮгорка (слайд 1)
Воспитатель:Ребята, как вы думаете, кто это?
Дети: Буровичок Югорка.
Воспитатель: Кто такой Буровичок Югорка. (ответы детей.)
Звучит аудиозапись: «Здравствуйте, ребята, я рад снова вас приветствовать, сейчас я живу в Югорской тайге. Мы с друзьями приглашаем вас в путешествие по волшебной Югре. Но путь будет сложный и вам будут нужны помощники.»
Воспитатель:Ребята, как называется округ, в котором мы живем?
Дети: Ханты-Мансийский Автономный округ.
Воспитатель:Почему, он так называется?
Дети: В этом округе живут коренные жители Ханты и Манси.
Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие по Ханты-Мансийскому округу?
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, а Югорка сказал, что нам нужны помощники. Мальчики готовы быть помощниками?
(Дети одевают спецодежду)
Воспитатель:Вы узнаете, на чем мы отправимся в путешествие, если отгадаете загадку, которую приготовил для вас Югорка.
Любопытные глаза,
Есть пропеллер, длинный хвост,
Мощный вес и крупный рост.
Нас с тобой зовёт в полёт
Современный. (вертолет)
Воспитатель:Итак, ребята, отправляемся в путешествие по родному краю
(слайд 2)
Игра «Мы летим под облаками».
Мы летим под облаками,
А земля плывё т под нами:
Города, поселки, речки,
И дома, и человечки. (Махать руками, словно крыльями.)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото.
Воспитатель: Вот ребята мы с вами и прилетели. (Дети садятся на стульчики)
2 часть
Воспитатель:Ребята, я хочу рассказать вам о том, каким был наш округ много лет назад.
Что ж, начнём издалека. Лес зовётся здесь Тайга. (слайд3)
Здесь неведомой тропою звери ходят к водопою, (слайд4)
Жил медведь в своей берлоге, к нему не было дороги. (слайд 5)
А суровые Урманы берегли свои туманы. (слайд6)
Ханты жили тут в тайге, на великой на реке. (слайд 7)
Эти местные народы не боятся непогоды,
А рыбалка и охота – их важнейшая работа. (слайд 8)
И никто не знал, ребята, как земля эта богата,
Что в огромной глубине нефть, как девица во сне (слайд 9)
Заколдована лежала, тишина там охраняла
Вековой её покой летом, осенью, зимой.
Воспитатель:Ребята, а как же человек нашел эту нефть, если она была так глубоко в земле? А вам это интересно?
Воспитатель:Пойдемте дальше путешествовать по нашему округу, может быть мы, что-то узнаем.
Выходит переодетый ребенок «Строитель», загадывает детям загадку.
Ребенок: Мы работаем бригадой, нам везут песок, бетон.
Дружно потрудиться надо, чтоб построить новый дом.
Воспитатель:Про кого эта загадка?
Дети:Про строителей.
Воспитатель:Что делают строители?
Дети:Строителистроят различные здания, дома.
Воспитатель: Из чего строят дома?
Дети:Дома строят из бревен, кирпичей, бетона.
Воспитатель:Какие дома строят строители?
Дети:Одноэтажные, многоэтажные, теплые, красивые, деревянные, кирпичные, бетонные.
Воспитатель:Ребята,а вы хотите научится строить дома?
Давайтепопросим строителя, чтоб он научил нас строить дом.
Игра «Строим дом»
Стук-стук молотком, Имитация молотка
Строим, строим новый дом. Ходьба на месте
Ты, пила, пили быстрей, Имитация пилы
Домик строим для людей. Показ крыши над головой.
Воспитатель:Мы научились строить красивые, высокие дома.
Ребенок: Нам нужно срочно построить дома, помогите нам.
Воспитатель:Ребята, поделитесь на пары и приступаем к работе.
Игра: «Собери дом»
Дети собирают разрезные картинки.
Воспитатель: Поблагодарим строителя и отправляемся дальше.
(Дети присаживаемся на стульчики)
Воспитатель:ВХанты-Мансийском округе работают люди разных профессий. (слайд 10)
Воспитатель:Смотрите, вдали виднеются какие-то провода. Давайте узнаем, что это такое (выходит переодетый ребенок – «энергетик»)
Воспитатель:(обращается к энергетику) Расскажите, кто вы такой и что здесь находится?
Рассказ «энергетика».
Ребенок: Я энергетик. А это наша электростанция. Здесь работают огромные машины – турбины, которые вырабатывают электрическую энергию. По проводам электричество приходит в каждый дом.
Ребенок:А вы знаете, какие электрическиеприборы работаютот электричества?
Дети:холодильник, телевизор, пылесос, компьютер и др.
Ребенок:В огромных трубах стоят фильтры, которые очищают окружающий воздух от вредных выбросов. Мы следим, чтобы наша электростанция работала исправно.
Воспитатель: Энергетики провели в наши поселки и города электричество.
А как попадает электрический ток в наши дома?
Дети:По проводам.
Воспитатель:Давайте покажем, как ток бежит по проводам.
Дети, перехватывая правой и левой рукой узелки на веревочке, говорят слова:
Ток бежит по проводам,
Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы.
Кофемолки, пылесос,
Ток энергию принес.
Воспитатель:Поблагодарим энергетика и отправимся дальше.
Воспитатель: Ребята, я вижу кто – то ходит по лесу и что – то ищет. Давайте остановимся и посмотрим, кто это такой?
(Детей встречает ребенок – «геолог».)
Воспитатель: Мы путешествуем по Югре. Расскажите, кто вы такой и что вы здесьищете?
Рассказ «геолога».
Ребенок: Я «геолог». Я помогаю добывать полезные ископаемые – уголь, нефть, газ, золото, руду. А вы знаете, какие ископаемые добываются в нашей Югре?
Дети: Нефть, газ, золото.
Воспитатель:А что вы делаете, когда находите, например нефть или газ?
Ребенок:Я отмечаю месторождение нефти и газа на карте и передаю карту нефтяникам.
Воспитатель:Какая интересная у вас работа, давайте мы передадим карту. нефтянику. Спасибо, до свидания. Мы идем с вами к нефтяникам.
Воспитатель: Ребята, что там виднеется вдали?
Дети:Буровые вышки (Слайд11)
Воспитатель:Посмотрите, нас кто-то встречает?
К детям выходят ребенок – «нефтяник»
Воспитатель:Здравствуйте! Расскажите, как называется ваша профессия и чем вы занимаетесь?
Рассказ «нефтяника».
Ребенок:Я «нефтяник». Когда геолог находит месторождение нефти, мы на этом месте ставим буровую вышку и бурим скважину глубоко под землей.
Воспитатель: Так это мы вам должны передать карту? (отдаем карту)
Ребенок:А потом по нефтепроводу нефть идет на нефтеперерабатывающие заводы. (слайд 12)Из нефти получают керосин для самолетов, бензин для машин, резину, пластмассу.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что нефть по-другому называют черное золото.
Воспитатель:Аварии у вас случаются, и как вы с ними справляетесь?
Ребенок:Бывает, что нефть разливается по земле, попадает в реки, озера. Но у нас есть специальные бригады, которые собирают нефть, спасают природу. Бывает, что птицы попадают в «нефтяное озеро».(Слайд13) Но мы очищаем их перышки моющим раствором, ополаскиваем, одеваем специальный «халатик», чтобы птицы не простудились, обсохли. Потом выпускаем в лес.
Воспитатель:Как приятно, что нефтяники так заботятся о природе.
Воспитатель: А куда потом нефть попадает?
Ребенок: В лабораторию
Воспитатель: Ребята, а вы хотите побывать в лаборатории?
Дети: Да
Воспитатель: Итак, мы с вами отправляемся в лабораторию.
3 часть
Воспитатель: Мы пришли с вами в лабораторию. Давайте мы вспомним, как надо себя вести в лаборатории.
Дети:
1. Не шуметь, аккуратно обращаться с пробирками;
2. Слушать воспитателя;
3. Внимательно следить за результатом;
4. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель:Сначала нам надо одеть спецодежду.
Дети одевают спецодежду, садятся за столы.
Воспитатель:Ребята, посмотрите, у меня в пробирке нефть?
Воспитатель: Какого цвета нефть?
Дети: Черного
Воспитатель: Давайте проведем опыты с нефтью, но вы знаете, что с нефтью работают только взрослые, поэтому мы вместо нефти возьмем растительное масло.
Воспитатель:Посмотрите внимательно, чем отличается растительное масло от нефти?
Дети:Они отличаются цветом.
Воспитатель:Правильно, нефть и масло отличаются цветом, апо свойствам нефть похожа на масло.
Опыт № 1:
В маленьких стаканчиках масло, а в пиалочках - вода.
Немного наливаем масло в воду.
Воспитатель:Посмотрите, внимательно, что вы видите в воде
Дети:В воде видим пятно.
Воспитатель:Растворилось масло в воде?
Дети: Нет не растворилось.
Воспитатель: Мы можем сделатьвывод: нефть, как и масло в воде не растворяется.
Опыт № 2:Птицы и нефть.
Подбросим перышко, и посмотрим, что с ним произойдет.
Дети:Перышко летит медленно.
Воспитатель:А теперь, обмакнем его в масло и еще раз подбросим вверх.
Воспитатель:Что теперь произошло с перышком?
Дети:Перышко быстро падает вниз.
Воспитатель: Почему перышко быстро падает вниз? (Ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, смогут ли летать птицы, если они сядут на воду с нефтью? (Ответы детей)
Вывод:Когда водоплавающая птица (утка, чайка, гагара, лебедь) садится на воду, покрытую нефтяной пленкой, ее перья загрязняются. Они слипаются и теряют способность взлетать, иона может погибнуть. Поэтому нефтяники всегда помогают птицам.
Воспитатель. Молодцы ребята, теперь вы знаете, что такое нефть, как ее добывают.
Воспитатель: Нефть нужна человеку, но она очень опасна при неосторожном обращении. Поэтому нефтяники при добыче нефти соблюдают осторожность, чтобы беречь природу.
4 часть
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие по Югре.
Воспитатель: Мы поблагодарим Буровичка Югорку, что он пригласил нас в путешествие по Югре, мы в группе запишем для него видеописьмо и отправим по электронной почте.
Воспитатель:Вам понравилось путешествие?Что вам больше всего понравилось?
(Ответы детей)
Воспитатель:На память о нашем путешествии, Югорка дарит вам медальки.
Заводим мотор вертолета и летим в детский сад. (слайд 14)