МААМ-картинки

Механизмы формирования зависимого поведения несовершеннолетних и социальные факторы зависимого поведения

Анастасия Туманова
Механизмы формирования зависимого поведения несовершеннолетних и социальные факторы зависимого поведения
▼ Скачать + Заказать документы

Аддиктивное (зависимое) поведение выражается в стремлении к уходу от реальности, что достигается различными способами – фармакологическими (прием воздействующих на психику веществ) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний). Термин "аддиктивное поведение" имеет интернациональную транскрипцию и указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения, которые являются деструктивными, т. е. причиняющими вред человеку и обществу.

Темочки:

Любая аддикция является девиацией, так как деструктивное зависимое поведение не является нормой ни в одном общественном строе.

Виды зависимого поведения :

- химическая (зависимость от алкоголя, наркотиков, седативных и снотворных препаратов, психостимуляторов, галлюциногенов, табака, летучих растворителей);

- пищевая (переедание, голодание или отказ от еды);

- гэмблинг (или лудомания, т. е. зависимость от азартных игр, игровых автоматов);

- трудоголизм (психологическая "трудозависимость");

- религиозная (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту);

- электронная (кино- и телевизионная зависимость, компьютерные игры, избыточное пользование компьютером и Интернетом).

Исследователь B. Segal (1989) отметил следующие особенности аддиктивной личности:

сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

стремление говорить неправду;

стремление обвинять других, зная, что они невиновны;

стремление уходить от ответственности в принятии решений;

стереотипность, повторяемость поведения;

зависимость;

тревожность.

Важной особенностью аддиктивного поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, с сохранением при этом основных аддиктивных механизмов. Бросая наркотики, подростки (юноши) могут начать употреблять алкоголь или прибегать к другим видам аддикции. Данная проблема приводит несовершеннолетнего ребёнка к незрелости его личностной идентификации, слабости или недостаточности способности к внутреннему диалогу.

Механизмы формирования :

1. Механизм анонимности.  

2. Механизм генерализации.  

3. Механизм псевдоадаптации.  

4. Механизм деформации.  

5. Механизм индукции.

Социальные факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков :

Факторы и условия в развитии зависимостей играют ведущую роль преимущественно на ранних этапах формирования, среди которых можно выделить три основных уровня:

1) макросоциальный, включающий особенности социально-экономического положения в стране и социальной политики государства;

2) микросоциальный, включающий особенности стиля жизни семьи, трудового или учебного коллектива, неформальных молодежных групп;

3) социально-психологический, или личностный, включающий особенности преимущественно нравственно-ценностной и мотивационно-установочной сфер.

Группа социально-психологических факторов аддикции по П. И. Сидорову

Факторы I группы (неблагоприятные взаимоотношения между родителями, традиции семьи и группы и как результат раннее приобщение к алкоголю и наркотикам) действуют на ребенка в возрасте 13–15 лет.

Факторы II группы (обычаи ближайшего окружения, ориентированные на употребление алкоголя и наркотиков, общепринятые алкогольные традиции) действуют на молодого человека в возрасте 16–18 лет Факторы III группы (относительная экономическая самостоятельность и бесконтрольность молодых людей при ранее приобретенной установке на привычное употребление психоактивных веществ (ПАВ, а также доза и частота случаев употребления) действуют на лиц в возрасте 19–26 лет. Факторы IV группы (конфликты в семье, низкий культурный уровень, потребительские интересы, сравнительно высокая (или низкая) зарплата и др.) составляют завершающее звено в генезе злоупотребления.

В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает семья, в частности ее эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

Профилактика зависимого поведения несовершеннолетних :

Первичная профилактика (универсальная интервенция)

Вторичная профилактика (селективная интервенция)

Третичная профилактика (модификационная интервенция)

Принципы профилактической деятельности:

- Комплексность - согласованное межведомственное взаимодействие всех субъектов профилактики.

- Дифференцированность - распределение целей, задач и планируемых результатов профилактики с учетом возраста и степени вовлеченности несовершеннолетних в наркогенную ситуацию.

- Аксиологичность - формирование у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, законопослушности, уважения к человеку, патриотизма и т. д.

- Многоаспектность (образовательный, психологический, социальный аспекты).

- Последовательность в этапах реализации стратегических и частных целей и задач.

- Легитимность – наличие необходимой правовой базы профилактической деятельности.

В заключение хочется отметить, что развитие и формирование личности подростка происходит в условиях эмоциональной холодности и напряженности; воспитание направлено на выработку у подростка "хронической беспомощности". Вот почему при проведении мероприятий по лечению зависимых подростков в программы реабилитации рекомендуется включать родителей с целью осознания ими данной проблемы как семейной и реконструкции семейных отношений. Без вовлечения семьи в реабилитацию процент рецидивов будет высок, так как даже после удачно проведенного лечения подросток опять возвращается в прежнюю семейную систему.

Публикации по теме:

Правила поведения на снежной горкеПравила поведения на снежной горке Каждую зиму на нашем участке детского сада сооружается из снега горка. Так и в эту зиму, горка была готова уже в конце декабря, но наступившие.

Дидактическое пособие «Светофор поведения»Дидактическое пособие «Светофор поведения» Социально-нравственное воспитание дошкольников очень важно на современном этапе развития общества. С правилами хорошего тона необходимо.

Консультация для родителей «Особенности профилактики интернет-аддикции как одной из форм зависимого поведения у детей с ОВЗ» Современный мир невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и прочей цифровой техники, однако специалисты отмечают, что с.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге» Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для формирования безопасного поведения на дороге у детей дошкольного.

Консультация «Правила поведения в музее»Консультация «Правила поведения в музее» Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми в ДОУ является создание мини-музеев. Цель мини-музеев: - расширение представлений.

Правила поведения в природеПравила поведения в природе «Нет в природе ни полезных, ни вредных – одни только необходимые». Н. Сладков. 1. Будь вежливым гостем у добрых хозяев (лесных, луговых,.

Памятка о правилах поведения в природе Когда идешь в поход, соблюдай следущие правила: Правило №1 Убирай за собой мусор!Используй специальные мешки,чтобы забрать мусор с собой.

Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка Выяснение мотивов как источников детской активности, как факторов, направляющих и побуждающих ее, имеет важное значение для организации.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Заседание детской думы «Меня обзывают», подготовительная группа. Социальные нормы и правила поведенияЗаседание детской думы «Меня обзывают», подготовительная группа. Социальные нормы и правила поведения Цель: сформировать у дошкольников представления о социальных нормах и правилах поведения, развивать способность самостоятельно принимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Механизмы формирования зависимого поведения несовершеннолетних и социальные факторы зависимого поведения
Опубликовано: 16 мая 2022 в 09:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Механизмы формирования зависимого поведения несовершеннолетних и социальные факторы зависимого поведения» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Туманова (УИ 2809246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД