Анастасия Туманова
Механизмы формирования зависимого поведения несовершеннолетних и социальные факторы зависимого поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Аддиктивное (зависимое) поведение выражается в стремлении к уходу от реальности, что достигается различными способами – фармакологическими (прием воздействующих на психику веществ) и нефармакологическими (сосредоточение на определенных предметах и активностях, что сопровождается развитием субъективно приятных эмоциональных состояний). Термин "аддиктивное поведение" имеет интернациональную транскрипцию и указывает на то, что речь идет не о болезни, а о нарушениях поведения, которые являются деструктивными, т. е. причиняющими вред человеку и обществу.
Темочки:
Любая аддикция является девиацией, так как деструктивное зависимое поведение не является нормой ни в одном общественном строе.
Виды зависимого поведения :
- химическая (зависимость от алкоголя, наркотиков, седативных и снотворных препаратов, психостимуляторов, галлюциногенов, табака, летучих растворителей);
- пищевая (переедание, голодание или отказ от еды);
- гэмблинг (или лудомания, т. е. зависимость от азартных игр, игровых автоматов);
- трудоголизм (психологическая "трудозависимость");
- религиозная (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту);
- электронная (кино- и телевизионная зависимость, компьютерные игры, избыточное пользование компьютером и Интернетом).
Исследователь B. Segal (1989) отметил следующие особенности аддиктивной личности:
сниженная переносимость трудностей повседневной жизни наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;
скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;
внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;
стремление говорить неправду;
стремление обвинять других, зная, что они невиновны;
стремление уходить от ответственности в принятии решений;
стереотипность, повторяемость поведения;
зависимость;
тревожность.
Важной особенностью аддиктивного поведения является возможность легкого перехода от одной формы аддикции к другой, от одного аддиктивного объекта к другому, с сохранением при этом основных аддиктивных механизмов. Бросая наркотики, подростки (юноши) могут начать употреблять алкоголь или прибегать к другим видам аддикции. Данная проблема приводит несовершеннолетнего ребёнка к незрелости его личностной идентификации, слабости или недостаточности способности к внутреннему диалогу.
Механизмы формирования :
1. Механизм анонимности.
2. Механизм генерализации.
3. Механизм псевдоадаптации.
4. Механизм деформации.
5. Механизм индукции.
Социальные факторы, способствующие формированию зависимого поведения у подростков :
Факторы и условия в развитии зависимостей играют ведущую роль преимущественно на ранних этапах формирования, среди которых можно выделить три основных уровня:
1) макросоциальный, включающий особенности социально-экономического положения в стране и социальной политики государства;
2) микросоциальный, включающий особенности стиля жизни семьи, трудового или учебного коллектива, неформальных молодежных групп;
3) социально-психологический, или личностный, включающий особенности преимущественно нравственно-ценностной и мотивационно-установочной сфер.
Группа социально-психологических факторов аддикции по П. И. Сидорову
Факторы I группы (неблагоприятные взаимоотношения между родителями, традиции семьи и группы и как результат раннее приобщение к алкоголю и наркотикам) действуют на ребенка в возрасте 13–15 лет.
Факторы II группы (обычаи ближайшего окружения, ориентированные на употребление алкоголя и наркотиков, общепринятые алкогольные традиции) действуют на молодого человека в возрасте 16–18 лет Факторы III группы (относительная экономическая самостоятельность и бесконтрольность молодых людей при ранее приобретенной установке на привычное употребление психоактивных веществ (ПАВ, а также доза и частота случаев употребления) действуют на лиц в возрасте 19–26 лет. Факторы IV группы (конфликты в семье, низкий культурный уровень, потребительские интересы, сравнительно высокая (или низкая) зарплата и др.) составляют завершающее звено в генезе злоупотребления.
В связи с проблемой аддиктивного поведения особую значимость приобретает семья, в частности ее эмоциональная функция, которая реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Профилактика зависимого поведения несовершеннолетних :
Первичная профилактика (универсальная интервенция)
Вторичная профилактика (селективная интервенция)
Третичная профилактика (модификационная интервенция)
Принципы профилактической деятельности:
- Комплексность - согласованное межведомственное взаимодействие всех субъектов профилактики.
- Дифференцированность - распределение целей, задач и планируемых результатов профилактики с учетом возраста и степени вовлеченности несовершеннолетних в наркогенную ситуацию.
- Аксиологичность - формирование у детей и подростков ценностей здорового образа жизни, законопослушности, уважения к человеку, патриотизма и т. д.
- Многоаспектность (образовательный, психологический, социальный аспекты).
- Последовательность в этапах реализации стратегических и частных целей и задач.
- Легитимность – наличие необходимой правовой базы профилактической деятельности.
В заключение хочется отметить, что развитие и формирование личности подростка происходит в условиях эмоциональной холодности и напряженности; воспитание направлено на выработку у подростка "хронической беспомощности". Вот почему при проведении мероприятий по лечению зависимых подростков в программы реабилитации рекомендуется включать родителей с целью осознания ими данной проблемы как семейной и реконструкции семейных отношений. Без вовлечения семьи в реабилитацию процент рецидивов будет высок, так как даже после удачно проведенного лечения подросток опять возвращается в прежнюю семейную систему.