Лариса Семёнова
Дидактическое пособие «Светофор поведения»
▼ Скачать + Заказать документы
Социально-нравственное воспитание дошкольников очень важно на современном этапе развития общества.
С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.
Нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этичного поведения человека и в доступной форме раскрывать их.
Публикация «Дидактическое пособие „Светофор поведения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ПДД. Игры, дидактические пособия
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Уголки и центры
- Светофор
- Светофор. Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2021
Пользуясь правилами поведения в быту, игре, другой деятельности, дети усваивают их, а понимание смысла помогает ребёнку сознательно управлять своими эмоциями, поведением, умение самостоятельно регулировать их в разных жизненных ситуациях.
С целью формирования навыков культурного поведения повседневной жизни детей разработано дидактическое пособие «Светофор поведения».
Его задачи:
• знакомить с правилами этикета;
• учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
• избавляться от дурных привычек и способствовать формированию полезных;
• научить относиться к окружающим с заботой и терпением;
• проявлять нетерпимость к дурным поступкам;
• формировать механизм поведения каждого ребёнка от наблюдения – к переживанию, пониманию, оценке тех или иных поступков;
• воспитывать любовь и уважение к близким и окружающим людям;
• воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, родному языку;
• воспитывать любовь к природе и всему живому.
Данное пособие состоит из :
• металлического листа, обклеенного самоклеящейся бумагой сиреневого цвета – это основа;
• на данной основе располагаются три овала красного, жёлтого, зелёного цветов из самоклеящейся бумаги;
• фотографии лиц воспитанников, наклеенных на картонную основу с магнитом на обороте.
Правила использования пособия :
- данное пособие размещается в приёмной на стене рядом со стендом для родителей (придя в детский сад родитель может самостоятельно определить, как сложился день у ребёнка);
- изначально все фотографии размещены на сиреневом фоне;
- с приходом ребёнка в детский сад его фотография размещается на зелёном овале (это помогает сменному воспитателю заранее определить сколько детей в группе и как ведут себя воспитанники);
- если в течении дня случается какая-нибудь конфликтная ситуация, которая говорит о незначительном нарушении норм этикета фото ребёнка может передвинуться на жёлтый овал;
- если же ситуация говорит о грубом, серьёзном, опасным поведении, фото ребёнка может переместиться на красный овал.
Из опыта использования «Светофора поведения» удавалось избежать очень опасных с серьёзными нарушениями норм поведения детей. Этому способствовали познавательные и творческие занятия, использование музыкального, фольклорного материала, устного народного творчества, в котором заложена народная этика, мудрость. Широко использовались сказки, в которых высмеивались и осуждались человеческие пороки и восхвалялись доброта, честность, верность и любовь к близким. Они учили понимать добро и зло, любить мир и ненавидеть насилие в любом его проявлении. Так же, большую роль сыграло тесное взаимодействие педагогов и родителей, желающих видеть своих детей хорошо воспитанными людьми. Данный «светофор» помогал детям не скрывать свои провинности, а честно рассказывать о том, что и как произошло.
Данное пособие - «Светофор поведения» в том виде, которое описано выше используется с конца второй младшей группы. До этого оно используется как дидактическая игра, которая помогает:
• познакомить с понятиями – что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
• развивать у детей доброе отношение ко всему окружающему миру;
• учить анализировать свои поступки и поступки своих друзей, героев произведений, сказок, стихотворений, мультфильмов;
• дети учатся размещать персонажей, героев произведений на «Светофоре поведения» с учетом оценки их действий и поступков;
• знакомятся со значением цветов «светофора» - красный (опасное поведение, жёлтый (незначительное нарушение - предупреждение, зелёный (нарушений нет).
Использование «Светофора поведения» в качестве дидактической игры : после прочтения сказки, стихотворения, просмотра мультфильма и т. п. определить кто из героев как поступил. С помощью «светофора» оценить их дела, поступки, взаимоотношения. Например: «Кот Леопольд», «Антошка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Что такое «хорошо», что такое «плохо»»… и т. д.
К концу учебного года у детей младшей группы создаются возможности для того, чтобы подвести детей к осознанию необходимости соблюдать нормы и правила, связанные с конкретными ситуациями, в которые они включены.
Поэтому «Светофор поведения» начинает работать, оценивая уже поведение самих детей.
Надеюсь, данное пособие будет интересно для использования в практической деятельности педагогами дошкольных учреждений.
Литература:
Г. А. Урунтаева "Дошкольная психология" : Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр "Академия", 1999г.
В. Н. Волчкова, Н. В. Степанова "Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста" : Практическое пособие для воспитателей детских садов. - Воронеж: ТЦ "Учитель", 2001г.
Т. И. Петрова, Е. С. Петрова "Игры и занятия по развитию речи дошкольников" (Программа "Я - человек"). Кн. 2. Старшая группа. - 2-е изд. стер. - М. : Школьная Пресса, 2010г.