Получи документы

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Звук и буква К» для детей старшего дошкольного возраста

Карина Белоус
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Звук и буква К» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка:

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Тема занятия: «Звук и буква К».

Возрастная группа: Старшая (5-6 лет).

Цель занятия:познакомить учащихся со звуком и буквой К.

Задачи занятия:

Коррекционно-Образовательные:

- познакомить детей со звуком К и способом его характеристики по акустическим и артикуляционным признакам;

- познакомить с буквой К.

Корекционно-Развивающие:

- закреплять у детей понятия: гласный, согласный твердый звуки;

- упражнять в определении места звука в словах;

- упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схемы;

- упражнять детей в деление слов на слоги;

- развитие фонематического слуха;

- развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением;

- воспитывать желание активно работать на занятии, добрые отношения друг с другом.

Планируемый результат занятия: дети знают и различают звук К по артикуляционным признакам, классифицируют звуки на гласный и согласный, умеют определять положение звука в слове, умеют делить слова на слоги.

Подготовительная работа:

Материалы и оборудование: картинка клоуна; пазлы и предметные картинки, в названии которых присутствует звук К; буква К, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, счетные палочки, сухой бассейн.

Конспект занятия

Этап 1. Вводная часть (3 минуты)

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

Развитие артикуляционной моторики:

Для челюсти: «Домик открывается» медленное открывание и закрывание рта.

Язык у нижних зубов. (5-р.)

Для губ: «Улыбка –трубочка» (5-р)

Для языка: «Почистим нижние зубки»

Логопед: Ребята, прежде чем начнём занятия давайте вспомним правило.

Наши ушки внимательно слушают,

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ручки не мешают, а помогают.

(Дети рассаживаются за столы)

Учитель-логопед: - С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

А чтобы четко отвечать, день с гимнастики нужно начинать.

(дети стоят на ковре и повторяют артикуляционную гимнастику за логопедом)

Развитие артикуляционной моторики:

Для челюсти: «Домик открывается» медленное открывание и закрывание рта.

Язык у нижних зубов. (5-р.)

Для губ: «Улыбка – трубочка» (5-р)

Для языка: «Почистим нижние зубки»

Учитель-логопед: Ребята, прежде чем начнём занятия давайте вспомним правило.

Наши ушки внимательно слушают,

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ручки не мешают, а помогают.

(Дети рассаживаются за столы)

Этап 2. Основная часть (20 мин)

Учитель-логопед:- Сегодня мы будем путешествовать по Звукограду. Это город звуков и букв!

Учитель-логопедза Клоуна Капитошу: Ой! Здравствуйте, я клоун Капитоша!

Ребята, возьмите меня в Звукоград, я очень хочу повстречаться с любимым звуком и буквой.

Учитель-логопед: Ну, что ребята, возьмем с собой Капитошу?

Дети : –Да!

Учитель-логопед: -Но какой же твой любимый звук?

Учитель-логопедза Клоуна Капитошу:А мой самый любимый звук зашифрован в картинках, которые у вас лежат на столе.

Учитель-логопед: - Ребята кажется Клоун Капитошка подготовил для нас непростую задачу. Как вы думаете мы с вами справимся? Найдем любимый звук Клоуна Капитошки?

Дети: Да, мы справимся!

(дети собирают пазлы, на которых изображены предметы на звук К. Вместе дети проговаривают названия предметов и находят нужный звук)

Учитель-логопед: Ребята! Догадались, какой это звук?

Дети: звук «К»

Учитель-логопед: - Правильно. Сегодня мы будем говорить о жителе Звукограда звуке и букве «К», познакомимся поближе и запомним его.

Но где же мы будем искать звук «К»?

Учитель-логопед: Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки и буквы!Чем буквы отличаются от звуков?

Дети: - Звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем.

Учитель-логопед: -Ребята, а какие звуки бывают.

Дети: - Гласные и согласные.

Учитель-логопед: - Правильно!-В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.

На улице Гласных живут легко, свободно, поющие звуки – гласные. Почему они гласные

Дети: - Когда мы их произносим, воздух проходит свободно, нигде не встречает преград, произносятся с голосом, и можно петь.

Учитель-логопед: - Назовите, с какими гласными мы уже знакомы!

Дети: -А,У,О,И.

Учитель-логопед: -На улице Согласных звуки не умеют петь, им живется трудновато. Почему?

Дети:- При произнесении встречается преграда: губы, зубы, язык.

Учитель-логопед: -Вспомните, с какими согласными мы знакомы?

Дети: - Н, М, П, Т.

Учитель-логопед: -Давайте подумаем, где в Звукограде живёт звук «К», на улице гласных или согласных звуков.

Дети: - На улице согласных

Учитель-логопед: -Произнесем еще раз звук [ к ], когда мы произносим этот звук губы раскрываются, кончик языка опущен за нижние зубы, задняя часть языка поднимается к нёбу и препятствует выдыхаемому воздуху.) Язык создаёт преграду. Скажите, легко ли вам произносить этот звук?

Дети: - Трудно, у звука есть преграда.

Учитель-логопед: - Верно. Какой же это звук?

Дети: - Согласный.

(На картинке изображен «кот».)

Учитель-логопед:Давайте произнесем слово «кот» Как слышится звук [ к ] в слове кот?

Дети: - Твердо.

Учитель-логопед: - Твёрдый звук [К] каким цветом обозначим?

Дети: - Кружком синего цвета.

Учитель-логопед: - Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?

Дети: - Голос не звучит, звук глухой.

Учитель-логопед: - Согласный, твердый, глухой.

Дидактическая игра «Поймай звук»

Учитель-логопед: - А теперь давайте с вами поиграем в игру «Хлопни, если услышишь….», звук К среди других звуков, в слоге, в слове:

- м, н, к, т, п, к

- та, ко, му, ип, ку, ут, ки, ак

- стол, ком, зима, кот, мак, комар.

(Дети хлопают на заданный звук)

Игра на внимание

Игра «Звуковой поезд».

Учитель-логопед:-А сейчас мы с вами поиграем в игру «Звуковой поезд», я спрятала в контейнере с рисом картинки в названиях предмета, которых есть звук К. Ваша задача будет посадить предметы в нужный вагон, где звук слышится в началеслова посадим в первый вагон, а слова где звук слышится в конце слова посадим в последний третий вагон.

(Дети по одному выходят к доске и прикрепляют свои картинки в нужный вагон.)

Предметные картинки:

коза, кот, курица, корова, кролик, индюк, цыплёнок, бык, собака.

Дидактическая игра «Кого не стало»

Учитель-логопед:- а сейчас ребятки посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Затем закройте глаза.

(Логопед убирает картинки поочереди, а дети называют, какого предмета не стало)

Знакомство с буквой. (Клоун изобразил букву К).

Учитель-логопед:Что вы видите на этой картинке? Кто изображен?

Дети:Клоун.

Учитель-логопед:Ай, да клоун!

Знаешь, кто он?

Этот клоун –

Буква

«На прямую палочку справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Буквой «К» на нас глядит».

Учитель-логопед: ребята, напишем букву К в воздухе

(Дети пишут букву К в воздухе)

Учитель-логопед: Буква К состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине. Постройте букву из счетных полочек

(Дети выкладываю букву к)

Учитель-логопед: Какая красивая буква К у всех получилась.

Учитель-логопед: Посмотрите в свои корзиночки ребята, у Вас добавилась новая буква в вашу копилочку. Давайте с вами попробуем составить слоги. Я вам буду говорить слог, а вы составлять его из букв.

Учитель-логопед: Составьте слог АК, КО, УК.

Дети составляют слоги из слов.

Учитель-логопед: Ребята вы такие молодцы, так быстро и легко справляетесь.

Учитель-логопед:

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь,

Сел у печки, хмурясь сладко,

И умылся серой лапкой,

Берегись мышиный род

На охоту вышел …

Дети: Кот

Учитель-логопед: А попробуем с вами составить слово КОТ?

Динамическая пауза.

АК- АК-АК. Вот какой гамак. (3 хлопка, руки в стороны)

ОК-ОК-ОК. Вот какой комок. (3 хлопка, присесть, лепить «снежок»)

УК-УК-УК. Обломился сук. (3 хлопка, руки вверх, вниз).

ИК-ИК-ИК. Вот какой наш котик.

Учитель-логопед: Ребята составьте пожалуйста звуковую схему к слову КОТ.

Дети составляют звуковую схему к слову.

Учитель-логопед: Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями.

Этап 3. Заключение, рефлексия (3 мин)

Учитель-логопед за Клоуна:

Вот спасибо, помогли,

Звук и букву «К» нашли.

Вам я очень благодарен,

Вы, ребята, молодцы!

Я хочу поблагодарить,

И подарок вам вручить.

Световой брелок - лучший подарок для девочек и мальчиков!

Мне пора в цирк, на представление, до свидания друзья, до новых встреч!

Ребята! И нам пора возвращаемся в детский сад.

«1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать, (пальчики по1, хлопки (ладонь-кулак)

1,2,3,4,5- возвратились в детский сад» (ходьба, руки вверх, хлопок, в стороны)

Учитель-логопед:Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось больше всего?С какой буквой мы с вами познакомились? Чем отличается буква от звука? Какие звуки бывают?

Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.

До свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [л]-[л’], буква Л» Цель: закрепить знания детей о букве Л и звуке Л и ЛЬ. Задачи: развивать умение определять место звука Л в словах, запоминать и воспроизводить.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего возраста «Звук и буква М» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ «Красивская СОШ» филиал «Хорошавский» Инжавинского района Тамбовской области.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Звук и буква К» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 февраля 2025 в 12:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте «Звук и буква К» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Карина Белоус (УИ 2044294) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
25 февраля 2025 вторник
26 февраля 2025 среда
Фисташковое творчество
Всемирный день неторопливости



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД