Елена Жирнова
Конспект сюжетно-ролевый игры «Банк — отделение» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: образование начальных понятий об экономике, об организации работы отделения банка, как организации, где наодятся деньги через сюжетно – ролевую игру.
Задачи:
Образовательные:
- Классифицировать познания дошкольников о банке и банковских служащих (администратор, кассир, консультант, охранник) на базе полученного опыта.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевый игры „Банк — отделение“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Расширять первичные представления детей о структуре работы отделения банка, производимых в отделении банка операциях.
- Совершенствовать умение вести ролевой диалог в соответствии с игровым
замыслом;
- Формировать умение определять тему игры, распределять роли, подготавливать необходимые условия, подбирать атрибуты, договариваться о последовательности совместных действий.
Развивающие:
- Обогащать словарный запас: кредит, валюта, управляющий.
- Развивать диалогическую речь;
- Развивать память, внимание, любознательность.
Воспитательные:
- Воспитывать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры;
- Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Условия проведения: групповое помещение
Время проведения: 30 - 35 мин
Оборудование: таблички – вывески «Банк», «Управляющий», «Кассир - оператор», «Терминал», «Кафе «Макдональдс»», «Супермаркет».
Стол для администратора – управляющего, кассира - оператора, кассовый аппарат, «ноутбуки», бейджи, косынки, ручки, телефоны, бланки для оформления кредита, квитанции, модули для оформления зоны «Кафе» и «Супермаркет», атрибуты для кафе и супермаркеты (различные товары, продукты, посуда, меню, кассовый аппарат, сумки, кошельки, деньги.
Предварительная работа:
Познавательные беседы с детьми на темы «Для чего нужен банк?», «Семейный бюджет», беседы о семейных посещениях отделения банка. Беседа о профессиях банковских служащих. Рассматривание иллюстративного материала по теме.
Чтение художественной литературы:
- Кларина Л «Уроки гнома Эконома и феи Экономики»,
- Липсиц «Удивительные приключения в стране экономики»
- Кнышов Л «Сказочное путешествие Экономика и его друзей».
Сюжетно – ролевые игры «Кафе», «Супермаркет».
Дидактические игры экономического содержания: «Дороже – дешевле», «Потребности», «Товары – услуги», «Веселая ярмарка», «Бюджет моей семьи», «Что дешевле?»
Изготовление и подготовка необходимых атрибутов к игре «Банк (отделение)» : изготовление макета банкомата, изготовление денег, пластиковых карт, изготовление табличек-стоек, изготовление бейджей с изображением специальностей.
Роли: администратор – управляющий, кассир-оператор, консультант, охранник, официант, продавец – кассир супермаркета, клиенты (посетители).
Игровые действия: посещение банка, кафе, супермаркета, выбор необходимых услуг, оформление кредита, работа кассы (прием коммунальных платежей, прием оплаты по квитанциям, работа с пластиковыми картами, выдача и прием денег, консультации с управляющим и консультантом, охрана порядка в отделении банка, обслуживание посетителей в кафе «Макдональдс и «Супермаркете».
Клиенты ( семья: мама, папа, дети) собираются на прогулку с посещением кафе «Макдональдс», «Супермаркета» и отделения банка (с целью оплатить коммунальные услуги, пополнить семейный бюджет). Другая семья (мама и папа) собирается посетить банк с целью получить пластиковую карту, взять кредит на покупку машины.
Администратор - управляющий: нанимает на работу сотрудников, дает консультации клиентам, наблюдает и помогает сотрудникам в работе, оформляет кредит.
Кассир- оператор: совершают необходимую операцию: принимает оплату за коммунальные платежи, выдает пластиковую карту, деньги на кредит, считает деньги, передает управляющему.
Клиенты (посетители) : получают консультацию у управляющего банком о получении карты и кредита, получают деньги и карту, снимают деньги с карты в терминале, оплачивают коммунальные платежи, посещают кафе и супермаркет.
Консультант : встречает клиентов на входе, интересуется, какую операцию они хотят произвести, дает консультацию о получении услуг терминала (получение талонов к кассиру – оператору для снятия денежных средств, оплаты коммунальных услуг, квитанций, получения денег для кредита, банковской карты)
Охранник: Обеспечивает порядок в отделении банка, следит за временем работы отделения банка.
Официант: в кафе «Макдональдс» принимает и обслуживает посетителей.
Продавец – кассир: обслуживает покупателей, считает деньги, выдает сдачу и чек, следит за порядком на витринах супермаркета.
Ход игры.
Вводная часть
Перед проведением игры воспитатель собирает вокруг себя детей.
Для возникновения интереса детей к игре воспитатель использует прием проблемной ситуации:
«Ребята, нам принесли квитанции об оплате за детский сад и коммунальные платежи. Что такое коммунальные платежи? Почему мы должны оплачивать квитанции? Где мы сможем оплатить квитанции?»
Для определения плана-сюжета воспитатель использует такой прием, как вопросы к детям:
«Для того, чтобы банк начал работу, подумайте и ответьте: Какие сотрудники нужны для работы в банке? Кто приходит в банк? Знаете ли вы, что в банке можно получить деньги (кредит) на покупку квартиры, машины? Где могут отдохнуть и пообедать сотрудники банка, клиенты (семьи? Какие еще важные дела могут быть у семьи, в которых необходимы деньги? (посещение супермаркета)».
Затем воспитатель говорит о том, что дети могут попробовать открыть отделение банка в группе, что в банк на работу требуются сотрудники.
Дети с воспитателем выстраивают план действий: распределить роли (администратор – управляющий, кассир-оператор, консультант, охранник, официант, продавец – кассир супермаркета, клиенты (посетители, выбрать необходимые атрибуты и попробовать организовать игру с посещением банка, кафе, супермаркета.
Для распределения ролей сотрудников используется волшебный мешочек – детям предлагается достать из мешочка бейджи с изображением специальности.
Воспитатель говорит о том, что пока идет прием на работу сотрудников, уважаемые клиенты (посетители) могут подумать о том, кто какую роль хочет играть (мама, папа, дети).
Для создания воображаемой ситуации воспитатель предлагает воспитанникам создать обстановку банка : поставить банкомат и терминал, место работы (столы) для управляющего, кассиров - операторов, и стул для охранника; оборудовать кафе «Макдональдс» (прилавок, столы и стулья для посетителей, оборудовать супермаркет (витрины – полки с товарами, место продавца кассира – столик, кассовый аппарат). Затем внести атрибуты для игры. Воспитатель принимает самое непосредственное и активное участие в оборудовании зоны игры.
Для себя воспитатель выбирает роль помощника администратора - управляющего отделения банка.
При приеме на работу воспитатель использует прием – напоминание и совместно с детьми проговаривают обязанности сотрудников, т. е. игровые действия. После подбора атрибутов и после того, как все набранные сотрудники займут свои рабочие места, помощник управляющего (воспитатель) обращается с просьбой к сотрудникам банка приготовится к встрече клиентов; к продавцу – официанту подготовить «кафе» и продукты»; к продавцу – кассиру оформить витрины в супермаркете.
Выставляются таблички.
Основная часть
Семьи (клиенты, посетители) собираются посетить банк, а затем кафе и супермаркет.
Управляющий говорит: «Уважаемые клиенты банка! Банк начинает свою работу. Пожалуйста, займите очередь. Соблюдайте порядок».
Консультант встречает клиентов, дает необходимую консультацию.
Одна семья приходит в банк и подходит к терминалу, где они берут талон, затем проходят к кассиру - оператору и оплачивают квитанции за детский сад и коммунальные платежи.
Другая семья приходит в банк и обращается к управляющему отделения банка с просьбой дать им кредит на покупку машины и выдать пластиковую карту.
Каждый «клиент отделения банка» выполняет необходимую ему операцию (получает кредит, оплачивает квитанции, получает банковскую карту).
При затруднении детей помощник управляющего (воспитатель) использует такие приемы как: объяснение, помощь, напоминание (правила поведения в общественных местах). Если у детей возникает желание поменяться ролями, воспитатель поддерживает его.
Администратор – управляющий встречает клиентов, оформляет кредит и выдает разрешение на получение кредита и банковской пластиковой карты, направляет клиентов к кассиру оператору для получения денег и карты.
Для формирования взаимоотношений в игре педагог использует приемы: напоминания о доброжелательном отношении друг к другу, вежливости.
Кассир – оператор принимает платежи за детский сад и коммунальные услуги, принимает деньги, выдает сдачу и чеки.
В это время в кафе «Макдональдс» и в супермаркете идет подготовка к обслуживанию посетителей: оформляются витрины, выставляются товары, готовятся продукты, посуда, подготавливается касса.
Охранник отделения банка смотрит за порядком в банке : обходит «отделы», напоминает клиентам о необходимости соблюдать порядок и быть взаимно вежливыми.
После посещения отделения банка клиенты банка идут по своим делам : посещают кафе «Макдональдс», делают покупки в «Супермаркете», потом еще раз могут зайти в отделение банка.
В отделении банка охранник банка оповещает о наступлении обеденного перерыва.
Сотрудники банка в обеденный перерыв идут в кафе, в супермаркет, после чего возвращаются на рабочие места, что бы принять посетителей и подготовится к закрытию отделения банка.
Педагог принимает активное участие в игре, он своими действиями, вопросами, репликами направляет ход игры, наблюдает со стороны за игрой детей, при необходимости дает советы, как возможно поступить в той или иной ситуации, напоминает о необходимости уметь договариваться, уступать друг другу в конфликтных ситуациях.
Педагог обращает внимание и положительно оценивает инициативу детей в использовании во время игры предметов-заместителей; использование в речи воспитанников вежливых слов, определении детьми главных ролей, второстепенных.
Заключительная часть
Звенит звонок, оповещающий о закрытии банка. Охранник проходит по залу банка и оповещает присутствующих о том, что через 5 минут банк закрывается.
Выждав время, охранник идет провожать последних посетителей со словами: «До свидания, приходите к нам завтра». Закрывает двери банка.
Клиенты (семьи) возвращаются домой, обмениваются впечатлениями о посещении банка, кафе, супермаркета.
В это время закрываются кафе и супермаркет, наводится порядок после рабочего дня.
По окончании игры воспитатель предлагает: «Ребята, давайте продолжим играть завтра. Отделение банка открывается в семь утра. Вы сможете прийти в отделение банка, положить деньги на хранение в банк, обменять валюту (иностранные деньги) на российские деньги, сделать необходимые платежи, оформить кредит. Сегодня вы все прекрасно справились с выбранными вами ролями. Хотелось бы вам поиграть в эту игру дома со своей семьей? Какую бы роль вы тогда выбрали?».
Оценка игры.
Педагог обращает внимание на взаимоотношения детей во время проведения игры : положительно оценивает желание детей договариваться, уступать друг другу, самостоятельно или с помощью взрослого разрешать конфликты.
Так же задает вопросы участникам: «Вы можете оценить качество работы нашего отделения банка? Вам понравилось обслуживание? Сотрудники банка, кафе, супермаркета были достаточно вежливы? Понравилось ли вам обслуживание? Захотите ли вы в следующий раз воспользоваться услугами нашего отделения банка?»