Марина Щербак
Конспект сюжетно-ролевой игры «Путешествие на загадочный остров» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сюжетно-ролевой игры
«Путешествие на загадочный остров»
Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию. В игре дети учатся вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем. В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются: личность ребёнка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное сюжетно-ролевая игра порождает стремление к самореализации, самовыражению.
Публикация «Конспект сюжетно-ролевой игры „Путешествие на загадочный остров“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель. Формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Задачи:
1. Расширять диапазон детских игр, учить играть вместе (обсуждать сюжет, придумывать новые роли и игровые действия, помочь создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации, учить называть свою роль, словесно определять изображаемые события, места расположения играющих (здесь море, это корабль, он плывет к загадочному острову и т. д.).
2. Закреплять у детей последовательность дней недели, количество и порядок счёта, название геометрических фигур, измерение предметов при помощи условной мерки, ориентировку в пространстве.
3. Активизировать у детей словарный запас : каюта, штурман, боцман, иллюминатор, кок, туристическое агентство, курьер, круиз.
4. Развивать у детей творческое мышление, воображение, фантазию.
5. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, чувство коллективизма.
Игровые атрибуты: модули для построения корабля, семь разноцветных флажков, бескозырки, бинокль, якорь, штурвал, трап, мелкие игрушки из «киндер сюрпиризов», коробка с сокровищами, комплект мелких игрушек, влажные салфетки, четыре ножа, условная мерка – тесьма, салфетки, кошельки, деньги, билеты, компьютер, бананы, бубен, разделочная доска, атрибуты необходимые для врача, кока, матросов, аудиозаписи звуков моря, корабля, экзотических животных и птиц, песня «Чунга-Чанга».
Словарная работа: корабль, кок, якорь, трап, штурвал, рулевой, матросы, кассир, врач, экскурсовод, экспонаты, судостроители, судосборщики.
Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением различных кораблей. Конструирование кораблей из разных строительных материалов и из бумаги. Чтение «Родной человек» В. Коржиков, «Акула» Л. Н. Толстой. Изготовление атрибутов для игры. Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация». Беседа после просмотра мультфильма. Сочинение рассказов на тему: «А если бы я отправился в путешествие».
Ход игры
Воспитатель. Дети, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие!
Воспитатель. Как вы думаете, на чем можно поехать куда-либо?
(Дети предлагают разные варианты-выбираем корабль).
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, в какой день недели лучше путешествовать? Почему? А как называется сегодня день недели? (Ответы детей). Не будем откладывать наше плавание! Путешествовать отправляемся сегодня!
Воспитатель. Давайте подумаем куда мы поплывем? (Ответы детей). Предлагает детям семь разноцветных (согласно цветам радуги) флажков, на одной стороне каждого флажка написана буква). Ребята, если вы разложите флажки по цвету в таком порядке как у радуги, то вы узнаете, куда мы отправимся в круиз. (Дети выполняют задание и читают слово «острова»). Да, на острова!
Воспитатель: Ребята, а что нужно сделать для того, чтобы отправиться в путешествие?
Дети: (ответы детей).
Сначала выбираем нескольких детей – это конструкторы корабля (корабль строим из модулей).
Когда корабль построен, дети решают, что нужно приготовить для путешествия и распределяют роли : выбирают капитана, штурмана, кока, врача, рулевого, матросов, кассира морского вокзала для покупки билетов и необходимых вещей для путешествия. Остальные дети будут пассажирами.
Воспитатель: Что нужно сделать пассажирам чтобы попасть на корабль: приобрести путёвки (билеты) в кассе морского вокзала.
Воспитатель: Выберите кассира. Рябата, я точно знаю, что билеты стоят 10 рублей, а сдачи в кассе нет. Нужно набрать ровно 10 рублей. Пассажиры выбирают кассира, берут деньги, разложенные по кучкам, насчитывают нужную сумму и покупают билеты).
Воспитатель уточняет у детей зачем на корабле врач. Дети отвечают и вместе с педагогом обсуждают ситуации, в которых врач необходим. Далее врач проводит мед. осмотр матросов. Те, кого осмотрели начинают готовить корабль к посадке пассажиров (выбирают морские атрибуты, которые необходимы на корабле)
Воспитатель: что должны сделать пассажиры, чтобы попасть на корабль?
Дети: предъявить путёвку (билет).
Объявляется посадка на корабль. Капитан проверяет билеты, оказывается, что путевки в туристическом агентстве купили на «Загадочный остров». Все занимают свои места на корабле. Капитан отдаёт команду штурману. Корабль отходит от пристани (звучит запись шума моря, сигнал корабля).
Во время пути дети играют со своими билетами. Билеты необычные, с заданиями. С одной стороны билета надо сосчитать количество предметов, а с обратной стороны – найти различия на картинке, с изображением двух кораблей.
Так незаметно корабль подходит к месту назначения, но возникает проблемная ситуация. На этом острове нет пристани для корабля.
Воспитатель. Дети, как можно добраться до острова? (Ответы детей).
Капитан предлагает добраться до суши с помощью спасательного круга. Дети имитируют плавание со спасательным кругом под песню В. Я. Шаинского «Чунга-Чанга» и высаживаются на острове. На острове слушаем пение птиц и звуки экзотических животных (звучит запись голосов). Далее дети пытаются вообразить, что здесь может расти, какие животные и птицы могут тут встретиться.
Проводится игра «Кто на острове живёт?» (помочь расселиться животным по их домикам)
Воспитатель. Дети, на острове очень жарко, можно разуться, походить по песочку босиком. (В это время нечаянно рассыпались мелкие игрушки из киндер сюрпризов, в которые хотели поиграть дети.) Как можно собрать игрушки? (Ответы детей). Да, конечно, мы сейчас с вами превратимся в обезьянок и соберём игрушки пальчиками ног. (Дети собирают игрушки пальчиками ног и складывают их в тазик.)
Воспитатель. Дети, если этот остров загадочный, наверное, здесь есть сокровища? ( Проводится игра: «Найди клад». Троим детям завязывают глаза. По указанному плану они ищут сокровища. План озвучивает капитан. Дети быстро находят клад, но открыть его нельзя, не отгадав такое заклинание (звучит запись с магнитофона) : «Бывают на свете два предмета – один из них растёт здесь на острове, другой есть у вас в группе и в музыкальном зале. Оба эти предмета начинаются на один звук и заканчиваются на звук, но другой. В каждом слове пять звуков. Дети отгадывают слово «банан» и слово «бубен». Открывается клад (заранее подготовленный красивый старинный сундук, а там бананы.)
Воспитатель. Ребята, мы же с вами на необычном острове, он такой загадочный, да и жарко здесь. Может быть мы сможем превратить эти бананы в мороженое? (Дети с радостью соглашаются.) Тогда давайте сначала вымоем руки. (Проводится пальчиковая игра. «Мойся пальчик большой, мойся указательный, мойся средний, безымянный и мизинчик маленький.». Мытьё пальчиков дети выполняют при помощи влажных салфеток.
Кок раздаёт бананы. Перед детьми проблемная ситуация – бананов на всех не хватает. Что делать? Дети при помощи условной мерки (тесьма) делят бананы пополам, потом разрезают, очищают и все угощаются.