Анжелика Чумак
Конспект занятия-путешествия «Мастерская казачки» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД
по нравственному воспитанию
с использованием нетрадиционного рисования
детей старшей группы
с малой Родиной.
Мастерская казачки.
( форма: занятие-путешествие).
Цель: воспитывать любовь к малой Родине.
Программное содержание:
Интеграция полученных умений и навыков ребенка через образовательные
области:
Образовательные: Знакомить ребят с культурой Казачьего.
Публикация «Конспект занятия-путешествия „Мастерская казачки“ в старшей группе» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Дать представление ребятам о промыслах и ремеслах жителей Кубани.
Познакомить ребят со способами вышивки, используемыми населением Кубани.
Систематизировать знания ребят о родном крае.
Закреплять знания детей о русских народных сказках, находить
сходство и различия в содержании русских народных и казачьих
сказок, уметь делать вывод.
Развивающие: Развивать воображение и творческое мышление ребят, учить рисовать детей нетрадиционным методом (тычок, тонкая кисточка)
Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за свой край.
Оборудование:
• глиняные горшки, разрезные картонные кувшины, рушники;
• мультимедиа-проектор, ноутбук, экран;
• презентация «Образцы народной вышивки жителей Кубани»
• фартуки, заготовки-планшеты с накрахмаленной тканью для батика
•
• образцы орнаментов, кисточки, тычок, гуашевые
• краски, стаканы с водой, каравай.
Ход ОД:
(Звучит музыка, под музыку входят дети, их встречает воспитатель в образе кубанской казачки.)
Казачка : Здравствуйте, гости дорогие! Проходите-проходите. Посмотрите внимательно вокруг: вы уже догадались, куда попали? (В кубанскую станицу).
- Вы узнали меня, ребята? Кто я? (Казачка.)
- Молодцы, ребята! Как хорошо, что вы пришли к нам в гости! Ведь у нас в станице случилась беда!
Ой, беда-беда-беда!
Помогайте, детвора!
Как у нас в станице.
Разленились мастерицы.
Не хотят ни шить, ни прясть –
Не поймем, что за напасть!
- Ребята, выручайте. Все мастерицы у нас в станице отказываются работать. Не шьют, не вышивают. Все рушники у жителей нашей станицы состарились, а новые некому сделать. Может быть, вы поможете?
Дети: Да!
Казачка : Какие, вы добрые ребята! Ну, тогда отправляемся в путешествие по нашей станице!
Физкультурная минутка.
Мы отправимся в дорогу,
Пошагаем мы немного,
Встанем на носочки,
Сядем на пенечки,
Сядем – отдохнем
И, опять пойдем!
Казачка : Ребята, посмотрите: это же чья-то хата.
- Что вы здесь видите? (Глиняные кувшины – глэчики.)
- Из чего он делает посуду? (Из глины.)
Как вы думаете, кто здесь может жить? (Гончар – мастер по изготовлению глиняной посуды.)
- А чем он занимается? (Делает посуду.)
- Ой, посмотрите, ребята, что я нашла: это же разбитые кувшины. Давайте поможем гончару склеить разбившиеся кувшинчики. Вот вам осколки от кувшинов. Соберите их.
Практическая работа детей.
Казачка : Молодцы, все справились! Продолжим путь.
Физкультурная минутка.
Мы отправимся в дорогу,
Пошагаем мы немного,
Встанем на носочки,
Сядем на пенечки,
Сядем – отдохнем,
И, опять пойдем!
Казачка : Мы подошли к хате наших мастериц-вышивальщиц. Заходите, ребята! (Повсюду рушники, одежда с вышивкой) .
- Вы догадались, чем занимаются наши искусницы? (Вышивают узоры.)
- Кто-нибудь из вас знает, как называются эти красивые изделия? (Рушник – вышитое льняное полотенце.)
- А вы знаете, что искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и рушники, но и охраняли от злых сил. Для этого мастерицы вышивали специальные узоры или орнамент. Орнамент мог быть разным: изображать животных, растения, геометрические узоры и даже надписи. Очень любили наши предки изображать птиц на рушниках, ведь птицы – это символ любви, счастья, добра. Иногда женщины вышивали павлинов на своих изделиях. Он считается символом мудрости.) Узор из растений был не менее популярен на Кубани.
- Посмотрите внимательно, ребята, какие растения вышивали на рушниках? (Калина, рябина – символы любви; виноградная лоза – символ долголетия; василек – символ свадьбы.)
Из геометрических фигурок часто изображали ромбы. Потом стали вышивать треугольники, квадраты и прямоугольники. Из них можно составить очень красивые узоры.
- А какие цвета использовали мастерицы для вышивки?
Чаще всего из цветов использовали красный (цвет солнца, тепла и красоты) и черный цвета. Позже на Кубани стали вышивать в дополнение к красно-черным узорам синими и зелеными нитками.
- А всякий ли узор можно назвать орнаментом, ребята? (Не всякий. Орнамент – это узор, который постоянно повторяется) .
- Если мы вышьем солнышко, цветок и птичку. Это будет орнаментом? (Нет, потому что мы вышили всё по одному, предметы не повторяются.)
- Вышивали наши мастерицы не только на рушниках, но ещё и на одежде. Такая одежда с вышивкой оберегала человека от злых духов.
- Видите, как сложно правильно вышивать, но я думаю, что вы справитесь! У нас есть ткань для рушника. А вот вышивку мы будем делать не нитками, а красками и кисточкой, прямо по ткани. И для всех жителей нашей станицы получатся красивые новые рушники. Ребята, надевайте фартуки, садитесь за свои рабочие места.
- Итак, что же мы будем рисовать на рушнике? (Орнамент.)
- Какой может быть орнамент? (Растительный, животный, геометрический.)
- Какие цвета нам понадобятся? (Красный, черный, синий, зеленый.)
- Начинайте, ребята.
Практическая работа детей, ребята рисуют нетрадиционным методом (тычком и кисточкой)
(Во время работы звучат спокойные песни из репертуара Кубанского казачьего хора.)
Казачка : Все ребята закончили. Какие чудесные рушники у вас получились.
- Спасибо вам, ребята. Вы такие молодцы! Вы сделали для жителей нашей станицы новые рушники, узнали, какие мастера работают на Кубани, что они умеют делать.
- Вы запомнили? (Гончары делают глиняные горшки, а вышивальщицы вышивают одежду, рушники.)
- За то, что вы помогли мне, ребята, я отблагодарю вас. А вот чем, я хочу, чтобы вы отгадали:
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб.)
Казачка : Издавна на Руси хлеб считался самым ценным подарком! Люди говорили: «Хлеб – всему голова!», «Худ обед, когда хлеба нет!», «Хлеб да вода – молодецкая еда!» В Кубанских станицах работают искусные пекари, которые выпекают самый вкусный хлеб в мире. Его я хочу вам подарить!
(Казачка выносит каравай.)
- Спасибо вам за помощь, ребята! А нам пора обратно, в детский сад, где вы на обед отведаете мой каравай!