Виктория Котенко
Конспект занятия «В гостях у казачки из станицы Лабинской»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №20 ГОРОДА ЛАБИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром на тему:
«В гостях у казачки из станицы Лабинской»
для старшей группы
детского сада
Автор-составитель: Котенко В. В.
г. Лабинск
2016г.
Публикация «Конспект занятия „В гостях у казачки из станицы Лабинской“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
Цель: Создание условий для ознакомления дошкольников с бытом казаков посредством познавательной деятельности.
Задачи:
Образовательные: Формировать у детей стремление к познанию родного края. Обобщать и систематизировать знания и представления о культуре и быте казаков.
Развивающие: Развивать внимание, память. Прививать бережное отношение к традициям родного края. Развивать и обогащать словарный запас.
Воспитательные: Продолжать представления о культуре и быте казаков. воспитывать желание познавать культуру, обычаи и традиции своего народа. Воспитывать нравственные чувства. Воспитывать любовь к своей малой Родине. Воспитывать чувство гордости за свой народ.
Приоритетная образовательная область – познавательная
Интеграция с образовательными областями: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа с детьми: оформление фотовыставки «Мой город», выставка детских рисунков, изготовление макета казачьего куреня, разучивание игры «Вокруг куреня хожу». Знакомство с казачьими обрядами и праздниками, обычаями и бытом кубанских казаков.
Наглядный материал, оборудование: Постельные принадлежности (матрас 2, 2 простыни, 2 одеяла, 2 покрывала, подушки, накидка на подушки, музыкальные записи казачьих песен. мультимедийная установка, ноутбук, карта памяти с презентацией, глэчик, глиняная посуда, деревянные ложки, костюм казачки.
Технологии: игровая, здоровьесберегающая, икт, личностно – ориентированная.
Ход:
Воспитатель: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Сегодня дети нам предстоит отправиться в путешествие. Только не в кругосветное, а в путешествие во времени. Хотите?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда закрывайте глаза, и мы вместе начинаем обратный отчё т: 5,4,3, 2,1.
(раздаются звуки животных со скотного двора)
Воспитатель: Сегодня вы прибыли сюда, не зря, нас пригласили к себе в гости, наши предки, казаки. Как вы думаете, я смогла получить послание?
Дети:
Воспитатель: Я нашла в архиве старинные фотографии. И на одной из фотографий было написано послание от наших предков.
Это жительница станицы Лабинской казачка Анна Николаевна. Ей очень хочется рассказать своим потомкам о том как они жили раньше.
Казачка : Здравствуйте дети. Вы меня узнали? Я, казачка Анна Николаевна.
Дети: Здравствуйте, Анна Николаевна.
Казачка : Мне хочется рассказать вам о жизни казаков. Посмотрите, это мой дом, который называется курень.
Слайд №1 (Казачий дом)
Казачка : Мы казаки – гостеприимные и радушные люди. Гласит народная мудрость. Поэтому чувствуйте себя как дома, да присаживайтесь по удобней. Рассказ мой будет интересным и познавательным.
Кто знает, как называлось жилище казака?
Казачка : Дети: хата
А из какого материала его делали? И почему?
Дети: Из глины. Потому, что глины было много.
Воспитатель: Дома казаки строили из камня, дерева и глины и даже мела так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу. Строили из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались довольно редко.
Слайд №2 (Крыльцо)
Главный вход в курень — по крыльцу («порожкам»), окружённый особой террасой («балясами»).
Слайд №3 (главная комната)
Главная комната («зало», отгорожена от входной двери сенями.
Слайд №4 (Божница)
В красном углу залы (левом напротив входа) божница, под нею располагается стол (всегда накрытый чистой скатертью). Вдоль стен располагались лавки.
Слайд №5 (Центр комнаты)
Здесь же была печь, стоял «постав» (шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами). В центре залы всегда стоял обеденный стол. Убранство дополняли зеркало, сундук-скрытня, кровать (стоявшая в углу, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом).
Казачка : Как вы думаете, на чём казаки готовили?
Дети: Еду готовили на печке.
Слайд №6 (Печь)
Казачка : Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, а не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
Физкультминутка
Ча-ча-ча
Ча-ча-ча (три хлопка в ладоши)
Печка очень горяча (четыре полуприседа).
Чи-чи-чи
Чи-чи-чи (три хлопка над головой).
Печет печка калачи (четыре прыжка на месте).
Чу-чу-чу
Чу-чу-чу (закрываем, открываем, глаза)
В печку заглянуть хочу (подняли руки вверх, потянулись).
Казачка : Веселы привалы, где казаки запевалы.
А какая же посуда была у казаков?
Дети: скалки, разделочные доски, чугунки.
(воспитатель выкладывает на стол чугунок, ложи деревянные, глиняную посуду)
Казачка : Воспитатель: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу. (дети рассматривают посуду)
Казачка : Воспитатель: Как вы думаете, на чём спали казаки?
Дети: Казаки спали на кровати.
Слайд №7 (Кровать, лавки, топчаны)
Казачка : На топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже. Кровать стала украшением куреня. Чем её застилали?
Дети: Вязаными покрывалами.
Казачка :Пуховое одеяло шила я сама, а верх делала из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.
Давайте поиграем в игру под названием «Кто быстрее застелет кровать»
Дети делятся на две команды. В руках у каждого постельные принадлежности (матрас, простынь, одеяло, покрывало, подушки, накидки на подушки). Дети должны как можно быстрее и аккуратнее заправить кровать.
Казачка : вместе с детьми рассматривает, как заправлены кровати, хвалит воспитанников.
Казачка : Казан проверяют по звону, а казака по слову. Кто из вас знает кубанские пословицы.
Дети рассказывают пословицы
Терпи казак - атаманом будешь.
Казаков мало не бывает.
Казак молчитъ, а все знает.
Хлеб да вода - казацкая еда.
Казак и в беде не плачет.
Стой за правду горою, тогда и люди за тобою.
Береженого Бог бережет, а казака сабля.
У наших казаков обычай таков : где просторно, тут и спать ложись.
Казаки - глаза и уши армии. (А. Суворов).
Прежде не хвались, а Богу помолись.
Казачка :Где казаки хранили одежду?
Дети: В сундуках.
Казачка : Правильно, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.
Казачка : А что было в каждом доме у казачки?
Дети:
Слайд №8 (Прялка, свечка, лучина)
Казачка : В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.
Казачка : поёт песню.
Казачка : Скажите, что считалось главным украшением у казаков?
Дети: Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.
Слайд №9 (Оружие казаков)
Казачка :Уже смеркается, уж не загостились ли мы. В гостях хорошо, а дома лучше. Давайте закроем глаза и сосчитаем до5
Дети: 1,2, 3,4,5.
Воспитатель: Открывайте глаза. Куда перенесла нас машина времени?
Дети: В Лабинск.
Воспитатель: Чтобы больше иметь, надо больше уметь.
В группу входит второй воспитатель
Воспитатель: Я пришла к вам в гости, а вас нигде нет. Где же вы были?
Ответ детей: Мы были в далёком прошлом, в гостях у казаков.
Казачка : Воспитатель: А что интересное вы узнали?
Дети: Мы узнали.
Казачка : Воспитатель: А в жизни вам это пригодиться?
Дети: Мы должны знать обычаи предков и свято хранить их.