Светлана Качина
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет «Секреты света»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 370» г. Перми
Конспект
совместной познавательно-исследовательской деятельности
с детьми 4-5 лет
«Секреты света»
номинация «Ужасно интересно, все то, что не известно!»
разработала
воспитатель:
Качина
Светлана Петровна
Пермь, 2020
Цель:
Публикация «Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4–5 лет „Секреты света“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Создание условий для проявления познавательной активности детей 4-5 лет при знакомстве со светом.
Задачи:
1. Познакомить детей со «светом», с основными свойствами света : распространяется и рассеивается, освещая предметы.
2. Развивать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования, знакомить с приёмами взаимодействия с ним.
3. Формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности.
Оборудование:
Коробка, фонарь, игрушка «Каркуша», фонарики для каждого ребенка, поднос с тканью и листом картона размером 15*15 для каждого ребенка, ткань и картон 30*30 для демонстрации опыта воспитателем, фиксационные карты
Подготовительная работа:
Рассказ воспитателя об источниках света и его значении для жизни человека, рассказ воспитателя: «Как появилась лампочка?», беседы с детьми «Кому нужен свет», «Где можно найти источники света в доме?», рассказы детей из личного опыта на тему свет, рассматривание детских энциклопедий и тематического альбома «Источники света», картинок об искусственном и естественном свете, загадывание загадок, создание проблемной ситуации «Как можно осветить своё жильё?»
Ход занятия:
1 шаг:
В группу залетает Каркуша.
Воспитатель от имени Каркуши:
-Кар-кар-кар. Кошмар, такая темнота, ничего не видно. Мне прислали коробку. Что лежит в ней не могу разобрать и не знаю, кого бы мне попросить о помощи.
Воспитатель:
-Каркуша, давай откроем коробку и посмотрим, что в ней.
(В коробке фонарик)
Воспитатель от имени Каркуши:
- Для чего мне фонарик? Что мне с ним делать?
2 шаг:
Воспитатель:
-Дети, расскажем Каркуше для чего нужен фонарик и научим им пользоваться.
(Высказывания детей о фонарике)
Воспитатель:
-При включении фонарик дает свет (включает фонарик в полной темноте).
-Свет помогает нам видеть окружающие вещи.
(Воспитатель демонстрирует, высвечивая разные предметы в группе)
-Свет фонарика помогает нам видеть вечером, ориентироваться в темноте.
3 шаг:
Воспитатель:
-Каркуша ребята научат тебя пользоваться фонариком, познакомят с правилами и подарим тебе карточки-подсказки.
(Дети высказываются о знакомых им правилах пользования фонариком)
Воспитатель:
-Дети, давайте проговорим правила пользования фонариком.
(Правила пользования фонариком уточняются воспитателем и проговариваются вместе с детьми)
Дети:
-включать по необходимости,
-батарейки не доставать,
-обращаться осторожно, чтобы не уронить, и не разбить
-не наводить луч света себе и другим в глаза
-по команде выключать фонарик.
Воспитатель:
Каркуша мы тебя научили правильно пользоваться фонариком, а чтобы Ты не забыла у нас есть карта, которая всегда напомнит последовательность действий с фонариком
(Фиксационная карта «Как использовать фонарик»)
4 шаг:
Воспитатель:
-А теперь я приглашаю вас, ребята, и Каркушу отправиться в путешествие, где мы познакомимся с возможностями света. С собой возьмем фонарики, которые будут нам помогать.
Опыт 1. Свет рассеивается в темноте.
Воспитатель: А теперь возьмите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
-Каркуша, и ты проверь работу своего фонарика.
(Звучит музыка).
(Дети включают фонарики и направляют луч света вверх, вниз (держат фонарик на вытянутой руке).
(Гаснет свет, музыка звучит тихо.)
Воспитатель:
-Что нам дают фонарики? Как светят фонарики в темноте? (ярко) (Дети высказывают свои наблюдения)
Воспитатель:
-Если фонарики направим вверх, что произойдёт?
(Наверху на потолке будет луч света от фонарика)
-А если направим фонарики вниз. Где будет светло?
(Дети экспериментируют. Делятся своими впечатлениями).
Воспитатель:
-Давайте приблизим фонарики к полу, что произойдёт?
5 шаг:
(Дети высказывают свои наблюдения)
(Луч света уменьшается и становится ярче)
Воспитатель:
-А если фонарики удалить от пола, что произойдёт?
(дети поднимают руку с фонариком вверх) (Света становится больше)
(Дети экспериментируют, делятся своими впечатлениями, высказываются о своих наблюдениях)
Воспитатель:
-Каркуша, а у Тебя получилось?
Воспитатель делает вывод:
-Свет распространяется, рассеивается в темноте.
-Давайте повторим слово – рассеивается.
(Загорается свет).
Воспитатель:
-Когда светло фонарики можно выключить.
Воспитатель:
-Сейчас мы Каркуше можем подарить вторую карту, как направлять луч света.
(Фиксационная карта «Как направлять луч света от фонарика»)
Опыт 2. Найди предмет в темноте.
Воспитатель дает задание детям:
-Включите фонарики, и найдите лучом света часы на стене, глобус, комнатные растения.
(Дети экспериментируют)
Воспитатель:
-Каркуша, а ты увидела, на какой стене у нас висят часы.
Вывод совместно с детьми делает воспитатель : лучом света от фонарика можно найти предметы в темной комнате.
Воспитатель:
-Третья карта поможет Каркуше, разыскивать предметы в темноте.
(размещается фиксационная карта «Как находить предметы в темноте, используя луч света»)
Опыт 3.«Сквозь предметы»
Воспитатель: Некоторые предметы могут пропускать свет, другие нет.
(Воспитатель демонстрирует прохождение света сквозь ткань, картон.)
Воспитатель дает задание детям:
-Попробуйте с помощью луча света от фонарика узнать, какие предметы будут пропускать свет, а какие нет (детям дается кусок ткани и картон).
Воспитатель:
-Возьмите фонарик в правую руку, включите его, в левую руку возьмите ткань, направьте луч света на ткань. Что происходит? (Дети экспериментируют, делятся своими впечатлениями, высказываются о своих наблюдениях)
Воспитатель:
-Теперь направьте луч света на картон. Что происходит?
(Дети высказывают свои наблюдения)
Воспитатель:
-Каркуша, а луч твоего фонарика проходит сквозь ткань?
Вывод совместно с детьми делает воспитатель :
-Плотные, непрозрачные предметы не пропускают свет, а прозрачные и тонкие – пропускают.
Если на пути света появляется предмет из плотного материала, что мы можем наблюдать? (Тень)
(Дети экспериментируют, делятся своими впечатлениями, высказываются о своих наблюдениях)
-Мы подарим Каркуше карту, которая подскажет, как делать теневой театр. (Фиксационная карта «Использование света в теневом театре")
Опыт 4.«Свет и тень»
Воспитатель:
=Если направить свет фонаря на стену и поместить перед ним руку, что появится на стене? (предположения детей).
(Дети высказывают свои наблюдения)
Задание детям:
1. Положите фонарик на стол и направьте луч света на стену.
2. Помести перед фонариком руку. Посмотрите, что проявилось?
3. Возьмите карточку. Направьте луч света на карточку.
(Дети высказывают свои наблюдения)
Вывод совместно с детьми делает воспитатель :
-Свет распространяется только прямо.
-Если лучу света перекрыть предметом, то образуется тень.
3. Заключительная часть.
Воспитатель:
-Каркуша, дети научили тебя правильно пользоваться фонариком, раскрыли тебе секреты света и подарили карточки, которые помогут Тебе вспомнить все, что Ты вместе с нами узнала о свете.
6 шаг:
Воспитатель:
-Каркуша, если Ты прилетишь к нам в гости, то мы с ребятами покажем Тебе, как свет помогает нам украшать дом к новогоднему празднику.
(Фиксационная карта «Использование лучей света в новогодних украшениях")