Наталья Ершова
Конспект совместной образовательной деятельности в формате викторины «Все обо всем» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
викторина «Всё обо всём»
Автор конспекта : Ершова Наталья Юрьевна, ГБДОУ № 46 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга, воспитатель
Цель: создавать условия для побуждения детей к речевой активности, активизации словаря; способствовать развитию связной речи
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности в формате викторины „Все обо всем“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Современные образовательные технологии : игровая технология, проблемная технология, исследовательская технология,информационно-коммуникативная технология, здоровъесберегающая технология.
Задачи приоритетной образовательной области «Речевое развитие»
Образовательные :
учить находить заданный звук в начале, в середине и в конце слова;
продолжать знакомить с понятием «звук»;
упражнять в умении подбирать слова-антонимы к существительным и прилагательным;
формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку к обучению грамоте;
продолжать учить делить слова на части (слоги).
Развивающие:
развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух;
развивать познавательный интерес детей, внимание, память;
развивать творческое мышление и речевую активность,
развивать интерес к выполнению заданий;
развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
способствовать проявлению самостоятельности, инициативности в детском коллективе;
поощрять стремление высказывать свои мысли, доказывать свои суждения при помощи точной и ясной речи;
воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей, уважение друг к другу, желание помогать товарищам;
воспитывать любовь к родному языку, русскому народному фольклору: сказкам, закличкам.
Задачи образовательных областей в интеграции:
1. способствовать развитию любознательности, познавательной активности, познавательных способностей детей (познавательное развитие)
2. побуждать проявлять доброжелательное отношение к ответам других детей, уважение друг к другу, желание помогать товарищам (социально-коммуникативное развитие)
3. создавать условия для становления у детей ценностей здорового образа жизни (физическое развитие)
4. развивать эмоциональную отзывчивость к музыке и фольклору (художественно-эстетическое развитие)
Тип, форма и методы, используемые в образовательной деятельности : формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – комплексное (использование различных видов деятельности)
Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма – подгрупповая и индивидуальная.
Вид детской деятельности : коммуникативная деятельность, игровая деятельность, двигательная деятельность, познавательно – исследовательская деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора.
Предметно-пространственная развивающая среда (материалы и оборудование) :
• Ноутбук,
• Ноутбук,
• проектор,
• презентация,
o круги зеленого и синего цвета – 2 шт., подставки под круги;
• солнышко и лучики (по количеству заданий);
• конверты для заданий;
• ромашка (6 лепестков);
• эмблемы для команд: «Знайки» и «Грамотеи», столы для команд
• фотоиллюстрации зимних и весенних пейзажей;
• фотоиллюстрации зимних и весенних пейзажей 15#20 см, разрезанные на фрагменты – 2 шт. (с обратной стороны 1 синего цвета, 1 зеленого цвета);
• картинки (7-8 шт.)размером 10#15, для д/игры «Логические цепочки» : «новогодняя елка», «шишки», «белка», «медведь», «еж», «ягоды», «компот, варенье»;
• картинки размером 7# 7 с нарисованными предметами: «дом», «осы», «жук», «пальто», «рак», «лук», «рука», «аист»;
• ребусы – 2 шт. «машина», «бабочка».
I этап
образовательной деятельности Вводная часть
(мотивационный, подготовительный этап)
Организация рабочего пространства Деятельность воспитателя Деятельность детей
Презентация «Все обо всем»
2 стола для команд, накрытые тканью синего и зеленого цвета, эмблемы команд.
На столе разложены элементы картинок: «ВЕСНА» и «ЗИМА». Каждая картинка разрезана на 6 частей – по количеству детей в команде Сегодня у нас необычное соревнование. Надеюсь, что скучать Вам не придется. Приглашаем Вас на викторину «Всё обо всём».
За каждый правильный ответ присуждается один балл.
В каждой игре, как известно, имеются свои правила.
Разрешается: думать, слушать, обсуждать, отвечать и рассуждать.
Запрещается: ссориться, шуметь, ворчать, перебивать друзей, кричать.
Я прошу вас подойти к столу и выбрать по одному фрагменту. А теперь посмотрите на обратную сторону. Видите «рубашки» у картинок разного цвета.
Те ребята, у кого картинки с синей «рубашкой», подойдите к столу, отмеченному синим кругом; а те, у кого рубашка «зеленая» - подойдите к «зеленому столу».
Дети смотрят на презентацию
Дети подходят к столам и выбирают картинку
Делятся на команды
II этап
образовательной деятельности
Основная часть
(содержательный, деятельностный этап)
Слайд презентации
Слайд презентации
Слайд
Соберите на своих столах картинки из частей, которые у вас в руках.
Раз, два, три – начни!
Вопрос команде у «синего стола» : Что изображено на вашей картине? Ваша команда будет называться «Грамотеи».
Назовите признаки зимы.
Вопрос команде у «зеленого стола» : Что изображено на вашей картине? Ваша команда будет называться «Знайки».
Назовите признаки весны.
(Далее вопросы задают командам поочередно.)
Ребята, какое сейчас время года?
Назовите зимние месяцы?
Какой сейчас идет месяц?
Правильно – февраль. Последний месяц зимы.
И наступит какое время года?
Какой первый месяц весны?
Назовите весенние месяцы?
Но уже хочется тепла. И мы все истосковались по солнышку.
У весны есть волшебный ключик -
Солнечный, весёлый, тёплый лучик
Повернёт – и почки открывает,
Повернёт – и травка вырастает.
Злая туча набежала,
У солнца лучики украла.
Надо нам как-то солнышку помочь, не будут лучики землю согревать - не наступит весна, не зазеленеет травка, не зацветут цветочки.
Попросим тучку вернуть лучи.
Ответы детей
Дети произносят слова:
Туча - тучка верни лучик ( темп речи: медленный, средний, быстрый).
Слайд (тучка говорит) :
Так и быть верну лучи, только вы со мной играйте и задания выполняйте. За каждое правильно выполненное задание я верну лучик.
Дети, вы согласны?
Дети смотрят на презентацию
Ответы детей
Слайд
Слайд (тучка)
И вы молодцы, первый лучик у вас.
И вот вам задание: Что вы знаете о звуках?
Мы можем увидеть звуки?
Каким цветом обозначают такие звуки?
И есть звуки, которые нельзя петь. Они произносятся четко и отрывисто.
Каким цветом обозначают такие звуки?
Ответы детей (звуки мы слышим и произносим. Есть звуки, которые можно петь и долго тянуть.)
Ответы детей (гласные, согласные, твердые-мягкие)
Набивной, мягкий мяч.
Слайд (тучка)
Вы молодцы, еще один «лучик» заработали.
Следующее задание:
Игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).
Скажу я слово «высоко»,
Вы отвечайте – «низко».
Скажу я слово «далеко».
Вы отвечайте – «близко».
Слова для команды «Знайки».
Молодой – (старый).
Быстрый – (медленный).
Начало – (конец).
Потолок – (пол).
Мокрый – (сухой).
Тихо – (громко).
Белый – (черный).
Широкий – (узкий).
Чистый – (грязный).
Темный – (светлый).
Вопросы для команды «Грамотеи».
Ночь – (день).
Пустой – (полный).
Хорошо – (плохо).
Твердый – (мягкий).
Трусость – (храбрость).
Богатый – (бедный).
Горячий – (холодный).
Толстый – (тонкий).
Небо – (земля).
Маленький – (большой).
Дети слушают задание.
Дети подбирают «антонимы»
Набивной, мягкий мяч.
Слайд (тучка)
Вы молодцы, еще один «лучик» заработали.
Следующее задание:
Игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).
Скажу я слово «высоко»,
Вы отвечайте – «низко».
Скажу я слово «далеко».
Вы отвечайте – «близко».
Слова для команды «Знайки».
Молодой – (старый).
Быстрый – (медленный).
Начало – (конец).
Потолок – (пол).
Мокрый – (сухой).
Тихо – (громко).
Белый – (черный).
Широкий – (узкий).
Чистый – (грязный).
Темный – (светлый).
Вопросы для команды «Грамотеи».
Ночь – (день).
Пустой – (полный).
Хорошо – (плохо).
Твердый – (мягкий).
Трусость – (храбрость).
Богатый – (бедный).
Горячий – (холодный).
Толстый – (тонкий).
Небо – (земля).
Маленький – (большой).
Слайд
Влючается динамичная музыка (слайды сменяются)
А теперь:
Игра на внимание «Эхо»
Как вы думаете, что здесь надо делать?
Повторить последнюю часть слова (слог).
Собирайся, детвора!
Ра-ра-ра.
Начинается игра! Ра-ра-ра.
Да ладошек не жалей! Лей-лей-лей.
Бей в ладоши веселей! Лей-лей-лей.
Сколько времени сейчас? Час-час-час.
Сколько будет через час? Час-час-час.
И неправда – будет два! Два-два.
Думай, думай голова! Ва-ва.
Как поет в селе петух? Ух-ух.
Да не филин, а петух! Ух-ух.
Вы уверены, что так? Так-так.
А на самом деле как? Так-так.
Вы хорошие всегда? Да-да.
Или только иногда? Да-да.
Не устали отвечать? Чать-чать.
Разрешаю помолчать! Тсссссссссс.
Молодцы! А теперь эхо хочет с вами потанцевать!
Дети повторяют движения
Для каждой команды свой ребус. (Детям предлагается по 1 ребусу.)
( Зашифрованы слова: «машина», «бабочка».)
Слайд (тучка) вы не перестаете меня удивлять. И еще один «лучик» вы заработали.
Следующее задание «Разминка для ума. Разгадай ребус»
Дети разгадывают ребусы (по командам)
Включается аудиозапись
Музыкальная игра Железновых «Автобус».
Ребята, а вы любите путешествовать? (Да, конечно.)
Вас ожидает транспорт, на котором мы отправимся к следующему конкурсу.
Угадайте какой:
Что за чудо – едет дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
- Вы правильно отгадали.
Ну, тогда пора тихонько
Нам места свои занять
Дети двигаются под музыку.
На столе картинки для составления «необычного поезда» Задание : «Сказочный конкурс»
Но в сказку не так-то просто попасть на обычном транспорте.
Я предлагаю создать необычный поезд, все вагончики которого соединяются между собой (с помощью логической связи). Первой я ставлю (прикрепляем на магнитную доску) картинку с изображением новогодней ёлки, потому что Новый год - главный праздник зимы, а елка основной символ этого праздника. На столе разложены другие картинки. Вы должны подумать, какую картинку можно поставить рядом с «елкой», чтобы можно было объяснить их соседство. Например, рядом с елкой, я поставлю картинку с изображением еловых шишек, т. к. шишки растут на елке. Пожалуйста, продолжите эту цепочку. Каждый должен выбрать хотя бы одну картинку, включить её в цепочку и объяснить свой выбор.
Дети слушают задание.
Дети (по командам) составляют сказочный поезд, подбирая картинки и объясняя свой выбор.
Слайд (тучка)
Вот вам еще один «лучик».
Вот мы и прибыли в сказку.
Отгадайте героев сказок.
Дед и баба вместе жили,
Дочку из снежка слепили.
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же девочку ту звали? (Снегурочка)
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога. Эту бабу звать … (Яга)
У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала. (Гуси-лебеди)
Это знают даже первоклашки,
Что есть друг у Чебурашки.
Под гармошку песни он поет.
Имя друга каждый назовет (Крокодил Гена)
Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал
И с тех пор забот не знал. (Емеля)
Дети слушают загадки и отвечают (по командам)
На столе картинки для игры Игра «Собери цветок»
Берите лепестки с картинками предметов, в названии которых есть звук [о] – для команды «Знайки», звук [а] - для команды «Грамотеи».
И еще надо определить на каком месте находится звук в слове. Помогать нам будут помощники пальчики. Если звук находится в начале слова, то показываете один пальчик, если в середине слова – два пальчика. Ну а если в конце слова – три пальчика.
Для команды «Знайки» : осы, дом, жук, пальто.
Для команды «Грамотеи» : рак, лук, рука, аист.
Дети раскладывают картинки
III этап
образовательной деятельности
Заключительный
(рефлексивный этап)
Слайд (тучка) -исчезает
Молодцы все лучики собрали, а тучку давайте попросим уйти.
Вверх поднимем наши ручки и дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей, не пугай ты нас – детей.
Вот к нам солнышко пришло - стало весело тепло.
Солнечные лучи согревают все на земле, и людей и животный мир.
- А теперь, возьмите лучики. Их надо вернуть солнышку.
Посмотрите, какое весёлое солнце, снова оно отправит свои лучи на землю и запоют птицы, зацветут сады, придёт настоящая весна
А теперь позовем все вместе весну.
Закличка
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С доброй радостью,
С великой милостью.
Со льном высоким (руки вверх,
С корнем глубоким (присесть,
С дождями сильными (сужают круг,
С хлебами обильными (расходятся).
К нам в гости просим.
Приди скорей, нам тепла не жалей.
Вот и подошла к концу наша викторина
Давайте вспомним, что мы сегодня делали?
За правильные ответы Весна дарит вам призы.
Дети повторяют движения в соответствии со словами.
Дети собирают солнышко из полученных лучиков.
Встают в хоровод вокруг солнца.
Дети вместе с воспитателем идут по кругу, держатся за руки.
Детям вручаются раскраски по теме «времена года»