Папки-передвижки

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «История возникновения тряпичной куклы на Руси»

Каменева Валентина
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «История возникновения тряпичной куклы на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми на тему : «История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату)

Программное содержание: формировать представление о традициях, обычаях, быте народа на Руси – через знакомство детей с образом народной (тряпичной) куклы.

Задачи:

Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности с детьми „История возникновения тряпичной куклы на Руси“» размещена в разделах

Образовательная :

- развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем, которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Познакомить с историей ее возникновения.

- познакомить детей с изготовлением традиционной куклой «помно».

Развивающие:

- формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол.

- развивать интерес к старинным куклам

-развивать творческое мышление, память, наблюдательность

- совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)

- развивать речь детей.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к народным промыслам: бережное отношение к вещам, сделанным руками человека

- воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу

- привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом

- воспитывать терпеливость, усидчивость.

Активизация словаря: тряпичная, безликая.

Предварительная работа: дети расспрашивают родителей, бабушек, дедушек какими игрушками они играли в детстве, чтение произведений устного народного творчества- «Василиса Премудрая», заучивание стихов, знакомство с народными играми, беседы с любимыми игрушками, разучивание пальчиковых игр.

Методы и приемы:

-информационно - рецептивный;

- словесный;

- наглядный;

- рассматривание образца воспитателя;

- беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов воспитателя;

-художественное слово;

-сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детей.

Материалы:

-схема последовательности изготовления куклы или инструкционная карта;

- образцы тряпичных кукол;

-уголок русской избы с печкой (мини-музей кукол).

Раздаточный материал:

-березовое поленце (около 30см);

-лоскут белой ткани – лицо куклы;

- пеленка;

-лоскут в виде платка (одеяло);

- лента или шерстяные цветные нитки.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас есть для вас новость. У нас в группе появился мини-музей. В его создании участвовали ваши родители и вы. Все мы очень старались.

Воспитатель: Ну что, ребята, а теперь: Уши слушают – и все слышат

Глаза смотрят – и все видят

Ноги – руки не мешают

А голова хорошо думает.

Воспитатель: Если отгадаете загадку, то узнаете что собрано в этом музее. Хотите узнать, тогда слушайте:

Есть ноги, а не ходят

Есть рот, но не говорит

Доставляет детям радость,

Но сама радоваться не может

Кто это? (кукла)

Или

Что все это значит

Дочка, а не плачет

Спать уложишь

Будет спать

День, и два, и даже пять. (Кукла).

Воспитатель: И так что же собрано в нашем мини-музее? (ответы детей).

Воспитатель: Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена, (ответы детей).

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в музей кукол. Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.

Начинаем нашу экскурсию.

Дети подходят к печке. Возле нее лежат дрова.

Воспитатель: Что вы видите перед собой? (ответы детей)

Воспитатель: Скажите, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, а детям можно самим разжигать печку? (ответы детей)

Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) правильно, это полено?

Воспитатель: Как вы думаете можно играть с поленом? (ответы детей)

Воспитатель показывает полено одетое как кукла.

Воспитатель: Давным - давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов. Да из такого материала что было под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков и т. д. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние года.

Воспитатель: А знаете как появилась на свет самая первая кукла?

Есть такая легенда:

Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла.

Воспитатель: Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено.

Воспитатель: А у кукол этих разных не бывает выходных, ведь они все ждут на полках посетителей своих. Как много разных кукол и у каждой своя история. Я расскажу о некоторых из них.

В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками:

Вот кукла - «Зернушка».

Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорош, богат (отменным)

Маленькому малышу мама делала куклу - «Пеленашку».

Это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, чтобы она защищала его от злых сил, болезней сглаза. Когда малыш подрастал, куклу отдавали для игр.

А вот эта кукла «Кубышка-травница»

Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней.

«День-Ночь»

Оберегала жилище, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день», а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет»

Воспитатель: Давайте вспомним про каких кукол я вам сейчас рассказывала? (ответ детей)

Воспитатель: Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы детей)

Воспитатель: Значит она какая? (Тряпичная)

Воспитатель: Давайте повторим и запомним это слово - Тряпичная.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (Они сделаны из тряпок, у них нет лица)

Воспитатель: Все тряпичные куклы делались без лица. У народных кукол нет лица. Наши предки считали, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа. Если в куклу вселится злая душа, то она научит ребенка плохому. Чтобы обезопасить детей, решили не рисовать лица. Тряпичные куклы были безликими.

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, как называли самую первую куклу на Руси? (Кукла-полено)

Воспитатель: Сделать такую куклу очень просто.

Воспитатель: Хотите смастерить такую куклу? (Показ образца куклы- полено, ответы детей)

Воспитатель: Садитесь за столы, но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью.

«Пальчиковая гимнастика»

Воспитатель: А теперь я покажу, как сделать «куклу-полено»

1. На полено наклеить лоскут белой ткани - это будет лицо (вареной картошкой или клейстером)

2. Древесным углем нарисуем глаза, брови, нос, рот.

3. Затем обмотаем полено ветошью или белым ситцем – пеленкой

4. Положить полено на платок и завернуть куклу с головой, как заворачивают детей в одеяло.

5. Перевязать лентой.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель: Давайте полюбуемся на ваших кукол. В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости. Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.

Итог НОД:

Воспитатель: Скажите, что нового вы узнали?

Воспитатель: Почему народная кукла была безликой?

Воспитатель: Почему куклы назывались тряпичными?

Воспитатель: Назовите старинные тряпичные куклы?

Воспитатель: Эти куклы, сделанные своими руками, вы можете подарить своим родителям, бабушкам, дедушкам.

Публикации по теме:

Использование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНРИспользование народной тряпичной куклы как нетрадиционный метод коррекции при работе с детьми с ОНР Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность, так и его.

Информационные материалы для беседы с детьми и родителями «История возникновения праздника «Международный день спасибо» Сегодня, 11 января празднуется необычный праздник - "Международный день спасибо". В этом году мы с детьми и с педагогами подготовили необычную.

Информационные материалы для бесед с детьми и родителями «История возникновения праздника  «День матери» Руки усталые, тихо опущены. Волосы русые в узел завязаны. Тихая моя, нежная моя, Добрая моя мама. (А. Шульгина) Слова этой песни, трогают.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми с ЗПР «Испечем печенье для куклы»Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми с ЗПР «Испечем печенье для куклы» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Мытищинский специализированный дом ребенка для детей с органическим.

Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Грузовая» Сегодня представляю Вашему вниманию конспект совместной образовательной деятельности на тему «Машины-помощники. Грузовая», который разработали.

Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник» Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой.

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «Автомобиль «Малыш» на улицах города» ]Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «Автомобиль Малыш на улицах города». Применяемые педагогические технологии:.

Конспект занятия «История Руси»Конспект занятия «История Руси» Цель: Закреплять и расширять знания детей о прошлом нашей Родины; формировать представление о Руси способствовать проявлению интереса к.

Презентация к мероприятию по внеурочной деятельности в 3 классе «История возникновения букета» Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию презентацию, которую подготовила и использовала для проведения внеурочного мероприятия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «История возникновения тряпичной куклы на Руси»
Опубликовано: 26 апреля 2023 в 09:35
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «История возникновения тряпичной куклы на Руси»» (включая файлы) размещена пользователем Каменева Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД