Каменева Валентина
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми «История возникновения тряпичной куклы на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми на тему : «История возникновения тряпичной куклы на Руси» (по музейному экспонату)
Программное содержание: формировать представление о традициях, обычаях, быте народа на Руси – через знакомство детей с образом народной (тряпичной) куклы.
Задачи:
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности с детьми „История возникновения тряпичной куклы на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2023
Образовательная :
- развивать прикладное творчество дошкольников через познание русских народных традиций, носителем, которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла. Познакомить с историей ее возникновения.
- познакомить детей с изготовлением традиционной куклой «помно».
Развивающие:
- формировать у детей творческие способности в создании народных тряпичных кукол.
- развивать интерес к старинным куклам
-развивать творческое мышление, память, наблюдательность
- совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков)
- развивать речь детей.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к народным промыслам: бережное отношение к вещам, сделанным руками человека
- воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу
- привлекать родителей к воспитанию детей совместно с детским садом
- воспитывать терпеливость, усидчивость.
Активизация словаря: тряпичная, безликая.
Предварительная работа: дети расспрашивают родителей, бабушек, дедушек какими игрушками они играли в детстве, чтение произведений устного народного творчества- «Василиса Премудрая», заучивание стихов, знакомство с народными играми, беседы с любимыми игрушками, разучивание пальчиковых игр.
Методы и приемы:
-информационно - рецептивный;
- словесный;
- наглядный;
- рассматривание образца воспитателя;
- беседа, искусствоведческий рассказ, использование образцов воспитателя;
-художественное слово;
-сотворчество педагога с детьми, выполнение работы детей.
Материалы:
-схема последовательности изготовления куклы или инструкционная карта;
- образцы тряпичных кукол;
-уголок русской избы с печкой (мини-музей кукол).
Раздаточный материал:
-березовое поленце (около 30см);
-лоскут белой ткани – лицо куклы;
- пеленка;
-лоскут в виде платка (одеяло);
- лента или шерстяные цветные нитки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас есть для вас новость. У нас в группе появился мини-музей. В его создании участвовали ваши родители и вы. Все мы очень старались.
Воспитатель: Ну что, ребята, а теперь: Уши слушают – и все слышат
Глаза смотрят – и все видят
Ноги – руки не мешают
А голова хорошо думает.
Воспитатель: Если отгадаете загадку, то узнаете что собрано в этом музее. Хотите узнать, тогда слушайте:
Есть ноги, а не ходят
Есть рот, но не говорит
Доставляет детям радость,
Но сама радоваться не может
Кто это? (кукла)
Или
Что все это значит
Дочка, а не плачет
Спать уложишь
Будет спать
День, и два, и даже пять. (Кукла).
Воспитатель: И так что же собрано в нашем мини-музее? (ответы детей).
Воспитатель: Вы хотите познакомиться с куклами, в которые играли в давние времена, (ответы детей).
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в музей кукол. Давайте сходим на выставку и полюбуемся разнообразием кукол.
Начинаем нашу экскурсию.
Дети подходят к печке. Возле нее лежат дрова.
Воспитатель: Что вы видите перед собой? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, для чего нужна в доме печка? (ответы детей).
Воспитатель: Скажите, а детям можно самим разжигать печку? (ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках? (воспитатель показывает полено) правильно, это полено?
Воспитатель: Как вы думаете можно играть с поленом? (ответы детей)
Воспитатель показывает полено одетое как кукла.
Воспитатель: Давным - давно когда не было ни магазинов игрушек, ни заводов и фабрик, выпускающих игрушки, детям приходилось делать игрушки самим. Так же игрушки детям делали их родители из различных материалов. Да из такого материала что было под рукой: из соломы, глины, золы, прутиков и т. д. И даже простое полено превращалось в куклу. Вот в такие куклы играли дети в давние года.
Воспитатель: А знаете как появилась на свет самая первая кукла?
Есть такая легенда:
Давным – давно, когда не было игрушек, а люди жили далеко друг от друга, жила-была девочка. Она очень скучала, потому что родители постоянно работали, и ей не с кем было играть. Однажды когда папа рубил дрова, девочка взяла в руки полено, подержала его, покрутила, а потом ей захотелось прижать его к себе. Девочка обернула полено лоскутами и оно стало похоже на маленького ребенка. Так появилась первая кукла.
Воспитатель: Куклу, сделанную из полена и ткани, в народе называли куколка-полено.
Воспитатель: А у кукол этих разных не бывает выходных, ведь они все ждут на полках посетителей своих. Как много разных кукол и у каждой своя история. Я расскажу о некоторых из них.
В старину на Руси кукол делали для разных случаев, сделаны они были своими руками:
Вот кукла - «Зернушка».
Делалась из мешочка с зерном осеннего урожая. Ее обшивали, одевали и всю зиму с ней играли дети. Весной зерно доставали и сеяли. Урожай был очень хорош, богат (отменным)
Маленькому малышу мама делала куклу - «Пеленашку».
Это самая первая кукла, которую делали для будущего ребенка. Ее клали в колыбель к малышу, чтобы она защищала его от злых сил, болезней сглаза. Когда малыш подрастал, куклу отдавали для игр.
А вот эта кукла «Кубышка-травница»
Она представляла собой мешочек из различных целебных трав. Такая игрушка излечивала ребенка от болезней.
«День-Ночь»
Оберегала жилище, имела два лица. Рано утром куклу поворачивали светлой стороной на «день», а вечером темной на «ночь», приговаривая: «День прошел спокойно, слава Богу, пусть ночь так же пройдет»
Воспитатель: Давайте вспомним про каких кукол я вам сейчас рассказывала? (ответ детей)
Воспитатель: Как вы думаете из чего они сделаны? (ответы детей)
Воспитатель: Значит она какая? (Тряпичная)
Воспитатель: Давайте повторим и запомним это слово - Тряпичная.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, что общего в этих куклах? (Они сделаны из тряпок, у них нет лица)
Воспитатель: Все тряпичные куклы делались без лица. У народных кукол нет лица. Наши предки считали, что если кукле нарисовать лицо, то в нее может вселиться душа. Если в куклу вселится злая душа, то она научит ребенка плохому. Чтобы обезопасить детей, решили не рисовать лица. Тряпичные куклы были безликими.
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, как называли самую первую куклу на Руси? (Кукла-полено)
Воспитатель: Сделать такую куклу очень просто.
Воспитатель: Хотите смастерить такую куклу? (Показ образца куклы- полено, ответы детей)
Воспитатель: Садитесь за столы, но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, обстоятельно, с надеждой, а главное с большой любовью.
«Пальчиковая гимнастика»
Воспитатель: А теперь я покажу, как сделать «куклу-полено»
1. На полено наклеить лоскут белой ткани - это будет лицо (вареной картошкой или клейстером)
2. Древесным углем нарисуем глаза, брови, нос, рот.
3. Затем обмотаем полено ветошью или белым ситцем – пеленкой
4. Положить полено на платок и завернуть куклу с головой, как заворачивают детей в одеяло.
5. Перевязать лентой.
Самостоятельная работа детей
Воспитатель: Давайте полюбуемся на ваших кукол. В старину куклы никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по дому, берегли. Кукол разрешалось брать в гости. Сегодня вы прекрасно потрудились, замечательно справились с работой. Вам понравилось делать кукол? Вы увидели результат своего труда.
Итог НОД:
Воспитатель: Скажите, что нового вы узнали?
Воспитатель: Почему народная кукла была безликой?
Воспитатель: Почему куклы назывались тряпичными?
Воспитатель: Назовите старинные тряпичные куклы?
Воспитатель: Эти куклы, сделанные своими руками, вы можете подарить своим родителям, бабушкам, дедушкам.