Папки-передвижки

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Куклы-обереги»

Светлана Мазеева
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Куклы-обереги»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект совместной деятельности «Куклы обереги».

Подготовительная к школе группа

Цель: Ознакомление детей и родителей с историей изготовления куклы –оберег.

Темочки:

Формировать знания детей о народных традициях при изготовлении оберегов. Формировать умение самостоятельно изготавливать из ниток оберег «Мартиничку»

Развивать творчество.

Воспитывать у детей уважительное отношение к русским народным традициям и рукоделию.

Оборудование: мультимедийная презентация «Сундучок бабушки Евдокии», кукла тряпичная Егорка; музыкальное сопровождение русские народные песни; атрибуты для игр и разминок: корзинки с овощами и фруктами (муляжи,, волшебный мешочек с игрушками хлебобулочные изделия, покрывало, шерстяные нитки красного и белого цвета, заготовки из картона

Посмотрите, что у меня сегодня для вас есть. Это Егорка – домовёнок он достался мне в наследство. (дети рассматривают куклу).

Начал Егорка в руках скакать.

Хочет «Здравствуйте» сказать!

От него не отстаем

Тихо встанем и начнём.

Приветствие.

Здравствуй, группа (руки вперед)

Здравствуй, сад! (руки в стороны)

Здравствуй, добрый мир ребят (обнять себя за плечи)

Звери, птицы на планете, (скрестить руки перед собой, взмахи)

Всем, всем здесь рады дети. (протянуть руки к гостям)

Вот такой веселый и замечательный Егорка, а храню я его в старинном сундуке. Сундук этот подарила мне моя бабушка Евдокия. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра. Береги его – он полон добра» .

Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей). А мы сейчас увидим, что хранит этот сундук (просмотр презентации – 1 слайд).

Рассматривают

Так кто же это?

Это куклы - обереги, но эти куклы отличаются от современных кукол, есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из соломы и ткани

Как вы думаете, что значит «обереги»? (от слова оберегать, беречь, охранять). Правильно, они не только украшали жилье, но и были помощниками. Люди верили, что они оберегают детей, жилье, скотину и т. д. Кукол - оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьёзно, считалось, чем больше кукол, тем больше счастья.

Итак, кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, не рисовали лицо. Куклы-обереги делались безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свои волшебные обережные свойства и в неё могли вселиться злые духи.

Я познакомлю вас с куклами-оберегами. (использование презентации)

На презентации сундук, дети выбирают с какой куклой хотят познакомиться первой.

Крупеничка, еще называемая Зернушкой, помогала кормить семью. Не только в переносном смысле, но и в прямом. Делали ее после сбора урожая, наполняя скрытый внутренний мешочек зерном. Когда семье было нечего есть, женщины доставали из него зерна и пускали на обед. Делали так не только в период голода, а регулярно, заменяя старое зерно на новое.

Крупеничка считалась главной в паре, но сопровождающий ее Мужик Богач тоже важен. Он помогал в финансовом плане. По сути, этот парный оберег есть образом счастливой славянской семьи – умелой хозяюшки и кормильца семьи.

Д/Игра «мешочек Крупенички» (угадай на ощупь хлебобулочные изделия).

Выбираем следующую куклу

По традициям Десятиручка дарилась молодым женщинам, вышедшим замуж. Десять рук у нее не случайно. Считалось, что подобный оберег поможет молодой хозяюшке все успевать: за детьми смотреть, готовить есть, убирать.

Десятиручку изготавливали только из соломы. Голову куколки украшала косынка, а туловище – нарядный передник. Одним из основных цветов был красный, символизирующий жизненную энергию и процветание.

Д/Игра «Раздели овощи и фрукты»

на столе лежат овощи и фрукты, стоят 2 корзинки, дети делятся на 2 команды и по очереди сортируют овощи и фрукты.

Выбираем следующую куклу

Колокольчик сообщала добрые новости. Она не только предупреждала о хороших вестях, но и притягивала их. Обладатель такого оберега чаще находился в хорошем расположении духа, больше веселился и получал от жизни много радостных событий. Для Колокольчика характерна одежда из трех юбок, напоминающих елочку.

Динамическая пауза «превращалки»

И у меня есть для вас радостная новость.

Ну-ка, дети, не ленитесь,

А в игрушки превратитесь!

Ждет вас новая игра,

Нам в неё играть пора!

Сделаем скорее круг

Слева друг и справа друг.

Ходит кукла : топ-топ-топ (Руки чуть в сторону, покачивание на ногах)

А лягушка: шлёп-шлёп-шлёп (3 хлопка по перед собой по ногам

Вперевалочку медведь (Топчутся как медведь)

Громко может он реветь ( Рычат:«РРРРР)

У машины руль большой

Покатаемся с тобой (Крутят руль)

Мячик прыгает, как зайка (Прыжки)

Ты подбрось его, (Подбрасывают вверх)

Поймай-ка! (Хлопок)

Вы игрушки не ленитесь: (Поворот)

В ребятишек превратитесь

Выбираем ещё одну куклу

На свадьбу молодым дарили оберег семьи - двух кукол, которые назывались "Неразлучники ". Куклу Неразлучники не делали самостоятельно. Но их можно было получить в подарок на свадьбу. Его дарили близкие родственницы – это могли быть матери или бабушки со стороны любого из молодоженов.

Неразлучников легко распознать по одному бросающемуся в глаза признаку – руки, которыми они держатся друг за друга, сплетены в одну, что символизирует крепкий союз. Выполнялся оберег из разных материалов – соломы, ткани или ниток.

Для маленьких деток делали куклу-пеленашку. Еще до рождения ребенка, его мама скручивала такие куклы и развешивала вокруг колыбельки. Колыбелька в то время приреплялась к потолку на пружине и в народе называлась люлькой или зыбкой. Считалось, что Пеленашка бережет ребеночка от сглаза, болезней, от дурных снов, от злых людей.

Игра на внимание «Кого запеленали»

(Берётся покрывало, назначается ведущий, который выходит из группы, пеленается в покрывало ребёнок, ведущий должен угадать кого спрятали в покрывало).

И в моем сундуке не хватает ещё одной куклы.

Кукла Мартиничка выполнена в двух цветах совсем не потому, что у мастерицы закончилась нить нужного цвета Разноцветные фигурки символизировали времена года. Белая — зиму, красная — весну.

Славяне почитали весну, однако признавали, что в мире должна быть гармония. Не будет радости от дня, если его не сменит ночь. Поэтому зиму и весну соединяли с помощью двухцветных шнурков из красной и белой нити, показывая, что две крайности всегда рядом.

Куклами украшали одежду, развешивали на деревьях, дарили членам семьи или вторым половинкам в качестве талисмана. Таким образом, люди выражали радость от наступления тепла и желали окружающим хорошо провести это время.

Творческая работа.

А сейчас мастера, за работу всем пора.

Дети, у вас на столах нитки – длинные и короткие. Из длинной пряжи получилась голова и туловище нашей куколки, а из короткой пряжи – руки. Все части будем закреплять ниточкой, завязывая крепкие узелки. Если это девочка, то она будет в юбке, а если вы захотите сделать мальчика, то нижнюю часть ниток нужно разделить на две равные части и также закрепить ниточкой.

Демонстрация на слайде

Дети и родители выполняют работу по инструкции в презентации, под русскую народную музыку.

Оберег нас охраняй.

Жить счастливо помогай!

Дети повторяют хором.

Вы сегодня славно потрудились, узнали много нового. От ваших добрых дел загорелся маленький огонёк доброты. В древности, когда хотели поблагодарить, за добрые дела говорили: «Спаси Вас Бог». Постепенно «Спаси Вас Бог» превратилось в короткое слово «Спасибо». Я говорю вам всем «спасибо

Егорка прощается с вами, но обещает вернуться, чтобы поиграть с вами.

Публикации по теме:

Фотоотчет о совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы «Ёлочные игрушки»Фотоотчет о совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы «Ёлочные игрушки» Старые ёлочные игрушки. А вот завёрнутые в ватку, Разложенные по порядку Шары! Их целый здесь набор! Цвета и блеск ласкают взор. А здесь.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера»Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Север. Животные Севера» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Конспект совместной деятельности логопеда с детьми подготовительной группы «Хлеб — всему голова» Цель: Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Задачи: 1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Пространственная ориентировка на листе бумаги»Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Пространственная ориентировка на листе бумаги» Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (подготовительной группы) «Пространственная ориентировка на листе.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа Б. Житкова «Галка» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа В. Бианки «Потревожили» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Осень в творчестве русских художников» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект совместной организованной деятельности с детьми и родителями подготовительной группы «Домашние любимцы» Тема: «Домашние любимцы» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественное творчество», «Труд», «Коммуникация», «Социализация».

Конспект совместной трудовой деятельности «Рассада для огорода» в подготовительной к школе группеКонспект совместной трудовой деятельности «Рассада для огорода» в подготовительной к школе группе Цель: Формировать у детей умение работать в коллективе. Задачи: Развивающие: Развивать организаторские способности, распределение обязанностей,.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы «Уход за комнатными растениями»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми подготовительной к школе группы «Уход за комнатными растениями» Цель: продолжать знакомить детей со способами ухода за комнатными растениями, инвентарем, обучать детей практическим навыкам ухода за.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Куклы-обереги»
Опубликовано: 30 января 2022 в 16:45
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Куклы-обереги»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Мазеева (УИ 2584583) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками
28 декабря 2024 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД