Ольга Балабан
Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Защити природу — наш общий дом»
▼ Скачать
Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию в
Воспитатель подготовительной группы
МБДОУ д/c №43
Балабан Ольга Ивановна
Тема: «Защити природу — наш общий дом»
Пояснительная записка.
Публикация «Конспект совместной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе „Защити природу — наш общий дом“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Любовь к природе помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.
Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний. Конспект занятия направлен на формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе.
Цель: Формирование у детей основы экологической культуры.
Задачи:
Образовательные задачи:
- создавать условия для развития познавательного интереса к миру природы;
- определить понятие «эколог», дать четкую формулировку;
- формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- развития умения понятно для окружающих выражать свои мысли.
Воспитательные задачи :
- создавать условия для воспитания гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Развивающие задачи:
- создавать условия для развития воображения, внимания, мышления, целостного восприятия предметов.
Предварительная работа:
1. Рассматривание глобуса, карты мира.
2. Чтение энциклопедии «Отчего и почему?».
3. Рассказ воспитателя : «Значение воздуха для природы и человека».
4. Беседы на темы: «Охрана природы», «Правила поведения в природе», «Что такое Земля», «Твоя страна». «Лес и человек».
5. Выставка рисунков «Природа глазами ребенка».
6. Подбор стихотворений для чтения наизусть, оформление уголка природы.
7. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.
Материалы и оборудование:
Магнитофон с записью звуков природы, глобус, карточки «Как нельзя себя вести в лесу», свечка, тарелка, ватная палочка.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, сегодня мы отправимся в мир природы. А как вы думаете, что такое мир природы?
Дети: Это лес, деревья, реки, моря, почва, воздух.
Воспитатель : Да, ребята, это поля и луга, солнце и небо, почва и воздух, все живое. И человек тоже часть природы. Природа – это все предметы и явления вокруг нас, не созданные руками человека.
Воспитатель : Для чего человеку нужна природа?
Дети: Чтобы жить, дышать, питаться, любоваться.
Воспитатель : Правильно, она кормит человека, одевает, обувает, дает все необходимое для жизни.
Воспитатель : Правильно. Этот мир очень разнообразный и неповторимый.
А давайте вспомним, какая бывает природа?
Дети: Живая и неживая.
Воспитатель : Правильно ребята, и сейчас мы с вами поиграем в игру «Живая и неживая природа». Я буду произносить слова, которые относятся к живой и неживой природе, а вы хлопнете в ладоши, только тогда, когда услышите то, что относится к живой природе.
Игра «Живая и неживая природа».
Воспитатель : У каждого человека, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев тоже есть дом. Ребята, а как можно назвать наш общий дом?
Дети: Земля.
Воспитатель : Наш общий дом – это планета Земля, самая красивая из всех планет которые мы знаем. Только на Земле есть жизнь и всё то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, горы, реки, моря, трава, деревья, рыбы, птицы, звери.
Ребята, отгадайте загадку:
На нём уместилась
Вся наша Земля:
Моря, океаны,
Леса и поля.
И северный полюс,
Там тоже найдёшь,
А если захочешь —
В руках унесёшь (глобус).
Воспитатель : Ребята, а что такое глобус?
Дети: Это модель Земного шара.
Воспитатель : Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем многое узнать о нашей планете: например, какой формы Земля?
Дети: Она круглая похожа на шар.
Воспитатель : Каким цветом обозначена на глобусе суша?
Воспитатель : Ребята, а каким цветом обозначена на глобусе суша.
Дети: Коричневым, светло-коричневым, желтым.
Воспитатель : Желтый цвет – это пустыни. Там один песок, совсем нет растений и воды. Коричневым цветом обозначены горы.
(Воспитатель показывает на глобусе).
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, что может обозначать белый цвет на глобусе?
Дети: Снег
Воспитатель : Верно, это цвет снега. Есть на земле такие места, где круглый год всюду сплошные снега. Вечная мерзлота. Это Северный и Южный полюса.
(Воспитатель показывает на глобусе).
Воспитатель : Посмотрите, какого цвета на глобусе больше всего?
Дети: голубого.
Воспитатель : Верно, голубого.
Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?
Дети: моря, океаны, реки, озера.
Воспитатель : Кому в природе нужна вода? (Схемы-модели)
Дети: Человеку, деревьям, животным
Воспитатель : На земле нет ни одного живого организма, который может прожить без воды. Вода нужна всему живому на Земле. Например, человек без воды может прожить всего 7 дней.
Воспитатель : А кто скажет, что раскрашено зеленым цветом?
Дети: Лес.
Воспитатель : Правильно, зеленым цветом на глобусе обозначены леса. Вот посмотрите, их не так уж и много на нашей планете. Раньше лесов было намного больше, чем сейчас?
Воспитатель : А почему лесов с каждым годом становится все меньше и меньше? Давайте вместе подумаем, почему?
Дети: Люди небрежно, халатно относятся к лесу. Рубят деревья, из-за неаккуратного обращения людьми с огнем возникают пожары, которые уничтожают леса.
Воспитатель : Лес – наше богатство! Давайте вместе подумаем, почему? Закройте глаза. Представьте себе, что в теплый солнечный день вы оказались в лесу.
Звучит запись пения птиц, шум леса.
Воспитатель : Под ногами мягко шуршат листья, над головой щебечут птицы. В лесу прохладно и свежо, приятно пахнет грибами, травами. А почему так легко дышится в лесу? Кто может сказать?
Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они очищают воздух.
Воспитатель : Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Воспитатель : Лес – это кладовая самых вкусных и полезных продуктов.
Давайте вспомним, что растет в лесу?
Дети: ягоды, орехи, грибы.
Воспитатель : А какие деревья растут в наших лесах?
Дети: Клен, сосна, берёза, осина, дуб,
Воспитатель : В лесу живут звери и птицы. Назовите лесных птиц.
Дети: Дятел, кукушка, клест, соловей…
Воспитатель : Назовите диких зверей – обитателей леса.
Дети: Волк, медведь, лиса, заяц, лось…
Воспитатель : Мы с вами уже говорили о том, что все живое на Земле связано между собой. Все растения, животные, насекомые обитают на нашей планете не случайно: они бывают, необходимы друг другу. Даже самая маленькая букашка кому-то нужна.
Сейчас мы все это постараемся представить в виде пирамидки.
Дидактическая игра «Экологическая пирамидка»
Воспитатель : Вот знакомая вам птица (показывает картинку). Как ее зовут?
Дети: Дятел
Воспитатель : Верно, это дятел. А что нужно дятлу для жизни, чем он питается?
Дети: Червячками, жучками, букашками.
Воспитатель : А откуда он их достает?
Дети: Из-под коры деревьев.
Воспитатель : Вот почему дятел живет в лесу на деревьях.
А что нужно дереву, чтобы оно росло?
Солнце – оно дает свет и тепло.
Вода – она нужна всему живому.
Земля – почва, где находятся необходимые питательные вещества.
Воспитатель : А будет дерево расти на камнях? Как вы думаете?
Дети: Нет
Воспитатель : А теперь представьте себе, что случится с дятлом, если вдруг исчезнет вода? Солнце? Все букашки?
(Воспитатель показывает наглядно на пирамидке).
Воспитатель : А если не будет дятла и не останется на земле ни одной птицы?
Ответы детей.
Воспитатель : Конечно! Тогда погибнут все деревья от вредных насекомых.
Чтобы наша Земля всегда была цветущей и зеленой, все люди должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что это значит? Как мы должны вести себя?
Дети: Не ломать ветки деревьев.
Не топтать цветы.
Не разорять птичьи гнезда.
Не ловить насекомых.
Не разжигать костры.
Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.
Воспитатель : Молодцы ребята. Чтобы по-настоящему любить природу нужно знать правила.
Игра «Правильно назови знаки».
- Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Дети:
- Не ломать деревья и кустарники- деревья очищают воздух
- Не разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
- Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
- Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
- Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы
- Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
- Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них
- Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.
А сейчас давайте послушаем стихи о защите живой природы.
1. Нельзя так жестоко поступать!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут -
Добро и красоту несут!
2. Не играй с костром в лесу
Будь внимателен к нему
Прежде чем зажечь его
Сделай ямку для него.
3. Но вокруг остались банки
Целлофан, железки, склянки
Оставлять их здесь нельзя!
Не поленимся друзья:
Мусор тут в лесу, чужой
Заберем его с собой.
4. Зря цветы не надо рвать!
И не надо их топтать
Если ты сорвешь цветок
Если все: и я и ты,
Если мы сорвем цветы
То окажутся пусты
И деревья и цветы
И не будет красоты.
5. Для ежиков и белок
Лес – это дом родной.
Они живут там смело
И летом и зимой
Находят пропитанье
Своих детей растят
И уходить из леса
Нисколько не хотят.
А сейчас мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
Природу надо охранять : («рисуют» руками круг)
Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)
Цветы напрасно не срывать, (приседают)
В лесу костры не разжигать (топают ногами)
С природой будем дружно жить (берут друг друга за руки)
Живое на Земле любить (прижимают руки к груди).
Воспитатель : Ребята, природа умеет чувствовать. Мы плачем, когда нас обижают. И природа тоже плачет, когда ее обижают. Как можно ее обидеть - загрязнение окружающей среды. А когда мы помогаем природе, охраняем ее, бережем, она радуется. Да, ребята, есть такая профессия — эколог.
Как вы думаете, что делают экологи.
Дети: изучают состояние воды, земли и воздуха.
Воспитатель : Верно, экологи изучают состояние воды, земли, воздуха, влияние промышленных отходов на растения, животных и человека. Они обладают большими знаниями о животном и растительном мире, при экологических катастрофах, экологи стараются найти наилучший способ выхода из сложившихся ситуаций, они могут работать в лабораториях, высаживать деревья, кустарники, цветы, ухаживать за ними, убирать. Экологи любят природу, помогают ей и защищают её.
Ребята так кто же такие экологи?
Дети: Эколог - это человек, который защищает природу
Воспитатель : А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Зависит, потому что люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки. А какой бывает воздух?
Дети: грязный и чистый.
Воспитатель : А всегда ли воздух бывает чистым? А где можно встретить грязный воздух?
Заводы и фабрики, которые сбрасывают на почву ядовитые вещества, наносят вред природе и здоровью человека. Все это загрязняет воздух.
(Воспитатель зажигает свечу) Что вы видите?
Дети: Горит свеча.
Воспитатель : Может ли пламя загрязнять воздух? Ведь мы ничего не видим кроме пламени.
Дети: Нет, не может.
Воспитатель : Сейчас мы проверим. Я возьму тарелочку и подержу немного над пламенем. Что появилось на дне тарелки? Копоть. Возьмем ватную палочку, проведем по пятну. Какого цвета она стала?
Дети: Черного.
Воспитатель : Мы убедились, что дым осел на тарелочке. Вот так и в природе : дым оседает на наши дома, машины и деревья. Откуда появляется дым?
Дети: пожаров, заводских труб.
Воспитатель : Как защитить воздух от дыма?
Дети: Установить фильтры на заводские трубы, сменить топливо в автомобилях.
Воспитатель : Если заводы и фабрики, машины будут так дымить, наш яркий мир потеряет свою силу и красоту. Мы не увидим ни радугу, ни солнышко. Вы хотите этого?
Дети: Нет.
Воспитатель : На какой планете вы хотели бы жить?
Дети: красивой, цветной, чистой.
Воспитатель : Наше занятие подошло к концу и мне бы хотелось
узнать, что нового вы узнали, чему научились и, что вам больше всего
понравилось? (ответы детей).
Воспитатель : Ребята, природа дарит нам много тепла, добра, красоты
и богатства, наша планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на
тепло, любовью на любовь! Давайте будем беречь нашу прекрасную
Землю, наш общий дом, беречь и любить все живое! Не обижайте ни
дерево, ни кошку, ни муравья! Не обижайте друг друга! Человек
должен быть добрым!
Используемая литература
1. Ю. А. Вакуленко "Воспитание любви к природе у дошкольников :
экологические праздники, викторины, занятия и игры"
2. .Программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы.
3. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду.
4. Грехова Л. И. «В союзе с природой» Эколого-природоведческие игры
и развлечения с детьми
5. Рыжова Н. А. «Наш дом - природа».
6. Ресурсы интернета.