Екатерина Алексеевна Глебова
Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Золотая хохлома»
Задачи:
образовательные - закрепить знания об особенностях хохломской росписи, ее истории;
развивающие – развивать умение детей создавать узоры на полосе из знакомых элементов хохломской росписи на силуэтах посуды;
упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора;
Публикация «Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе „Золотая хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нетрадиционные техники рисования
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2021
упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, тампоном, спичкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;
воспитательные - воспитывать у детей любовь к природе, своей Родине, народному творчеству.
Коррекционно-речевые задачи:
развитие связной речи, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи;
развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики;
активизация слов: хохлома, элемент росписи, изделие, мастер, вытачивают, расписывают, и т. д.
Предварительная работа:
1. Беседы о декоративно-прикладном искусстве.
2. Рассматривание иллюстраций по декоративно-прикладному искусству.
3. Знакомство с историей промысла.
4. Дидактические игры «Девочка Хохлома» «Чудо узоры», «Русские узоры».
5. Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть.
Материалы и оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства, акварель, кисти №2, №4, тампоны, ватные палочки, салфетки, стаканчики «Непроливайка.
Методические приемы:
1. Игровая мотивация «Девочка Хохлома»
2. Дидактическое задание «Найди картинку»
3. Рассматривание иллюстраций «Голубая гжель»
4. Пальчиковая гимнастика «Рисовать мы захотели»
5. Гимнастика для глаз.
6. Практическое задание - расписывание шаблонов посуды.
7. Анализ деятельности.
Ход образовательной деятельности:
Вводное слово воспитателя. Игровой момент. (раздаётся стук в дверь).
Девочка Хохлома (логопед) : - Здравствуйте, скажите, пожалуйста, я в детский сад попала? (ответ детей).
Воспитатель: - Да, к ребятам в детский сад. Это вы нам письмо прислали?
Девочка Хохлома : - Да, я.
Воспитатель: - Давайте познакомимся!
Девочка Хохлома : - Я, девочка из села «Хохлома» и зовут меня Хохлома. Это не простое село. (дети проявляют приобретё нные ранее знания: рассказывают, что в село свозилась вся расписная утварь и уже оттуда отправлялась на ярмарку, поэтому деревянные изделия и получили название «хохлома»).
– А почему, золотая, тоже знаете? (ребята рассказывают о покрытии деревянных изделий глиной, льняным маслом и олифой, после просушки изделия покрывались алюминиевым порошком, который при помещении изделий в печь становился золотым).
Девочка Хохлома : - Какие вы молодцы! Я знала, что надо к вам ехать, точно мне поможете.
Воспитатель: - Мы постараемся, правда, ребята. Ой, какой у тебя необычный чемоданчик, а ещё коробочка интересная такая (педагог продолжает заинтересовывать детей).
Девочка Хохлома : - Да – а! только в них столько заданий, что мне одной и не управиться. Ребята, вы мне поможете (привлекает детей?
-Давайте познакомимся с элементами росписи, соприкоснёмся с искусством наших предков, с природой, овладеем приёмами и способами хохломской росписи. Село Хохлома славится токарными изделиями. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, разделочные доски, шкатулки, ложки.
- В чём же секрет красочной хохломской посуды? Как её делают?
- Оказывается это совсем непросто.
Сейчас я вам расскажу об этапах работы:
1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины. Глина закрывает поры дерева, создаёт водонепроницаемый слой.
2. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза.
3. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается в изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические.
4. Затем за работу берётся красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом.
5. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком (раньше покрывали олифой) и ставят в печь для (каления). Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет. Так возникло словосочетание «Золотая хохлома».
- По словам мастеров, такая посуда не боится ни жары, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем.
- Какие цвета предпочитают художники? (Помимо красного, чёрного, золотого цвета, используется зелёный, жёлтый цвет. Сочетание красного и чёрного придаёт изделиям праздничный, торжественный вид.)
- Теперь познакомимся с элементами росписи. Неизменным элементом узора в хохломской росписи является «травка». Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающими узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают, веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, чёрную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнёт веточки, разбросает цветы и ягоды – вот тот же самый мотив заговорит по-новому. Давайте прорисуем в воздухе элементы травки.
- Назовите элементы хохломской росписи. (Травка, листочки, ягодки, цветы, птицы.)
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой.
- А сейчас сравним хохломскую роспись и гжель. Что вы знаете о мастерах гжельской росписи? (ответы детей.)
- Рассмотрите образцы гжельской керамики. Как называют глиняные изделия, обожжённые в печи? (ответы детей.)
- Какой узор преобладает в росписи гжельской посуды? (ответы детей.)
- Назовите цвета гжельской керамики? (ответы детей.)
- Назовите основной цвет в росписи гжельской керамики? (ответы детей.)
- Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что известны они не только в нашей стране, но и за рубежом. И гжельскую посуду стали называть «лучшую из всех, делаемых в России». Что только не делают из Гжели: чашки, кувшины, кружки, вазы, пепельницы, целые сервизы, фигурки людей и животных. Причём только два цвета присутствуют в гжельской росписи – белый и голубой. Когда изготавливаются предметы, люди 40 профессий принимают в этом участие. Почти все операции выполняются вручную. Мастерицы расписывают изделия с большой любовью, вкладывая в них частицу своего сердца, доброту души. Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут «колдовскими синими цветами». И действительно, есть какая-то тайна в том, что холодный синий цвет преображается в них, становясь почти тёплым. Взгляните, ребята, на изделия с гжельской росписью, полюбуйтесь этой красотой. Послушайте стихотворение И. Кадухина:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
- Почему гжель называют нежно - голубым чудом?
- Какие элементы есть в гжельской росписи? (ответы детей.)
Пальчиковая гимнастика «Рисовать мы захотели» :
Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни:
(смотрим на раскрытые ладони и вертим ими).
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (потираем руками).
Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладони)
Не сидится им опять. (встряхиваем кистями)
Постучали, повертели, Рисовать мы захотели.
В: Теперь можно смело приступать к работе!
Воспитатель: - А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем её красочными узорами и подарим нашей хозяйке. (Дети расписывают шаблоны посуды.)
«Гимнастика для глаз»
Воспитатель: Поднимите пёрышко вверх, посмотрите на него. Теперь – влево, вправо. Поднесли к носу, вытянули руку вперёд, смотрим на своё пёрышко! Замечательно! А теперь пёрышки положили на место, встали, потянулись, кому как хочется.
Воспитатель: Давайте покажем друг другу свои работы.
Итоги:
- Что интересного было?
- Что нового узнали?
- С какими народными промыслами вы познакомились?
- О чем расскажете дома своим родителям?
- Мне очень понравилось, как вы украсили посуду. Надеюсь, что в дальнейшем вы самостоятельно сможете украсить вылепленную посуду гжельским и хохломским узором. Молодцы!
Воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ д/с № 77 г. Новосибирска Глебова Екатерина Алексеевна