Олеся Симдянова
Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению маршрутной игры «Путешествие в Город мастеров» 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вид маршрутной игры: подгрупповая комплексная маршрутная игра с фиксированным маршрутом.
Образовательные задачи:
- упражнять детей в умении ориентироваться на плане группы;
- закреплять умение детей отбирать слова с заданным звуком; упражнять в образовании прилагательных и глаголов;
- закреплять знания детей о положительных и отрицательных эмоциях, развивать умение различать их;
- закреплять навыки счета до 5, закреплять знания о геометрических фигурах: умение определять их на ощупь и характеризовать по четырем признакам (цвет, форма, размер, величина);
Публикация «Конспект совместной деятельности педагога и детей по проведению маршрутной игры „Путешествие в Город мастеров“ 5–6 лет» размещена в разделах
- систематизировать знания детей о растениях и животных разных экосистем; упражнять в умении пользоваться условными обозначениями (леса, луга, водоема);
- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение бесконфликтно обсуждать задание, договариваться друг с другом;
- побуждать детей к участию в совместной деятельности с целью достижения общего результата и получения удовлетворения от достигнутых успехов.
Развивающие задачи:
- развивать мелкую моторику руки;
- развивать двигательные умения детей; умение действовать слаженно, согласованно;
- развивать детскую инициативность и самостоятельность.
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал: конверт с письмом от жителей Города мастеров, лист бумаги с черно-белым контурным изображением домика; пять цветных фрагментов для домика: четыре квадрата, один треугольник (красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый); игрушка Гномик.
2. Материалы для деятельности детей:
• материалы для представления заданий и результатов деятельности: план группы, маршрутная карта с пятью этапами игры, таблички с названиями станций;
• материалы для преобразования: раздаточные листы, разделенные пополам: в левой части листа – изображение одной из трех отрицательных эмоций (грусть, страх, злость, правая часть листа – пустая; простые карандаши по количеству детей;
• материальные средства для деятельности детей: корзинка и коробочка для карточек, чудесный мешочек, магниты для картинок, мел.
3. Дидактический материал: д/и "Собери овощи и фрукты" (9 карточек с изображением овощей и фруктов: лук, кабачок, огурец, помидор, груша, морковь, капуста, смородина, клубника); д/и "Назови улицу" (9 карточек с изображением фруктов: малина, виноград, яблоко, лимон, персик, апельсин, крыжовник, вишня, банан); д/и "Назови эмоции" (демонстрационные листы с условным изображением лиц с пятью основными эмоциями: радость, грусть, удивление, страх, злость); д/и "Чудесный мешочек" (блоки Дьенеша, д/и "Найди клад" (блоки Дьенеша, фишка-сюрприз); 3 карточки с условным обозначением экосистем "лес", "луг", "водоем"; д/и "Разложи картинки" (21 карточка с изображением растений и животных разных экосистем (белка, заяц, дятел, медведь, сосна, дуб, береза; кузнечик, бабочка, шмель, мышь, клевер, ромашка, василек; щука, бобер, лягушка, лебедь, кувшинка, камыш, водоросли).
4. Оборудование деятельности детей: доска.
Содержание совместной деятельности педагога с детьми
Воспитатель: Ребята! Вы слышали о Городе мастеров? (Ответы детей). В этом городе живут очень добрые, веселые и умелые человечки. Сегодня я получила от них письмо. Послушайте, что они пишут: "Помогите! Нас заколдовала злая волшебница. Мы теперь целыми днями грустим и плачем. Наш город стал хмурым и серым, и вы не встретите в нем больше ни одного веселого лица, ни одной яркой краски. Скорее приезжайте и помогите нам!" Ну что, ребята, поможем человечкам из Города мастеров? Вот один из домов этого города. (Показывает бесцветный домик.) Чтобы вернуть в город этот домик, нужно сделать его цветным и веселым. А для этого вам предстоит отправиться в путешествие и выполнить разные задания. Путешествовать мы будем по станциям. За правильно выполненные задания на каждой станции вы получите по одной "краске" для заколдованного домика. Вы готовы? (Ответы детей.) Тогда в путь за "красками"!
(Воспитатель показывает детям план группы.) Ребята, что это? (Ответы детей.) Путешествовать мы сегодня будем по нашей группе. У нас есть маршрут, по которому мы будем идти. Вот он – на этой карте, давайте ее рассмотрим.
(Предъявляет детям маршрутную карту.)
Воспитатель: Посмотрите, что нарисовано в первом окошке карты? (Ответы детей.) Да, ребята, это буквы. Как вы думаете, что это значит, какие задания вам нужно будет выполнить на первой станции? (Ответы детей.) Найдите эту картинку на плане нашей группы и скажите, где находится первая станция, как до нее добраться?
(Дети определяют местонахождение первой станции на плане группы и самостоятельно начинают путешествие по маршруту вместе с воспитателем.)
Станция "Речевая"
Игра "Собери овощи и фрукты".
Воспитатель: Сейчас мы будем собирать слова, в которых есть звук "у".
Вам надо внимательно посмотреть на картинки и отобрать в корзинку только те овощи и фрукты, в названии которых есть звук "у". После того, как вы выполните задание, договоритесь о том, кто будет отвечать. (Дети складывают в корзину картинки с заданным звуком.)
Игра "Назови улицу".
Воспитатель: В Городе мастеров исчезли таблички с названиями улиц. Возьмите из волшебной коробочки карточку и скажите название улицы. (Образование прилагательных: малиновая, виноградная, яблочная, лимонная, персиковая, апельсиновая, крыжовниковая, вишневая, банановая).
Игра "Скажи, что делает".
Воспитатель: У солнышка в городе очень мало лучиков. Если мы скажем про солнышко, что оно умеет делать, то лучиков у него прибавится. (Образование глаголов: светит, греет, прячется за тучу, садится, встает, движется по небу меняет цвет, плавит предметы и т. д.)
Воспитатель: Ребята, вы выполнили все задания на этой станции, и вот вам первая "краска" для заколдованного домика. Берем ее с собой и движемся дальше.
(На маршрутной карте рассматривается следующий значок. Дети высказывают свои предположения о том, что они будут делать на второй станции, и определяют ее местонахождение на плане группы.)
Станция "Эмоциональная"
Игра "Назови эмоции".
Воспитатель: Ребята, вспомните, какие у нас есть пять основных эмоций? (Показывает картинки с изображением различных эмоций: радость, удивление, злость, страх, грусть.)
Воспитатель: Злая волшебница заколдовала Город мастеров. Все краски пропали! Как вы думаете, какие эмоции испытывают сейчас жители этого города? (Ответы детей.) А что будут чувствовать жители, когда мы поможем им вернуть краски в Город мастеров и все дома снова станут цветными? (Ответы детей.)
Игра "Нарисуй эмоцию".
Воспитатель: Ребята, возьмите листочки у вас на столах. Слева на них нарисована эмоция грусти, страха или злости. А вы нарисуйте справа ту эмоцию, которую испытают жители, когда их город снова станет разноцветным. В рисунке покажите положение бровей, глаз, носа и рта. (Дети рисуют положительные эмоции.)
Теперь украсьте своего человечка, добавьте детали: волосы, уши или бант.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы получаете еще одну "краску" для заколдованного домика. Чтобы узнать, куда мы отправимся дальше, давайте снова посмотрим на карту нашего маршрута.
(На маршрутной карте рассматривается следующий значок.)
Станция "Двигательная"
Детей встречает Гномик из Города мастеров.
Воспитатель (от имени Гномика): Здравствуйте, ребята! Я не люблю сидеть на месте, научите меня какой-нибудь новой подвижной игре.
Воспитатель: Ребята, давайте научим Гномика играть в нашу любимую игру "Бабушка Меланьюшка". Скажите, что делает в игре бабушка Меланьюшка? (Показывает разные движения.)
Подвижная игра "Бабушка Меланьюшка".
(Дети встают в круг. Один ребенок по считалке занимает место в центре круга, он – бабушка Меланьюшка. Остальные произносят слова игры.)
Как у бабушки, у Меланьюшки Показ обеих ладоней с раскрытыми
Было десять сыновей, десять дочерей. пальцами.
Вот с такими ушами, Показ округлых линий над головой.
Вот с такими усами, Разведение рук ото рта в стороны.
Вот с такими глазами, Показ "очков" перед глазами.
Вот с такой бородой. Отведение рук вниз полукругом.
Они не пили, не ели, "Погрозить" пальцем правой и левой
На Меланьюшку глядели, руки.
А Меланьюшка делала вот так. Вытянуть руки вперед.
(Ребенок - Меланьюшка показывает любое спортивное движение, а дети, стоя в кругу, повторяют его. Игра повторяется три раза со сменой водящего.)
Воспитатель (от имени Гномика): Спасибо вам, ребята, за такую интересную игру. Когда я вернусь в свой город, обязательно научу этой игре всех своих друзей. Вы были такие дружные и спортивные, поэтому получайте еще одну "краску" для заколдованного домика.
Воспитатель: Спасибо тебе, Гномик, за "краску", а мы с ребятами отправляемся дальше.
Станция "Математическая"
Игра "Чудесный мешочек".
Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру "Чудесный мешочек". В мешочке лежат блоки Дьенеша. Вам нужно будет по очереди опустить в него руку, взять одну фигуру и на ощупь определить ее форму, размер и толщину.
(Дети характеризуют выбранный на ощупь блок по трем признакам.)
Игра "Найди клад".
(Все фигуры, которые дети достали из мешочка, произвольно выкладываются на столе.)
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы сыграем в игру "Найди клад". По моему сигналу вы закроете глаза, а я в это время под одной из фигур спрячу "клад". Чтобы поднять любую фигуру, нужно рассказать о ней: назвать ее цвет, форму, размер и толщину. Отвечать нужно так: "Я думаю, что клад находится под фигурой. " и перечисляете ее признаки.
(Дети по очереди описывают каждый блок по четырем признакам, пока не будет найдена спрятанная фишка.)
Воспитатель: У вас, ребята, все получилось. И вот вам новая "краска" для домика из Города мастеров. Давайте посчитаем, сколько у нас уже "красок"? (Четыре.) Да, не хватает одной – последней. Давайте поскорее продолжим наше путешествие.
Станция "Природная"
Дети подходят к столу, на котором в случайном порядке разложены картинки с изображением обитателей леса, луга, водоема (растения и животные).
Воспитатель: Ребята, вам нужно договориться между собой и разделиться на три подгруппы по 3 человека. Каждая подгруппа получит свое условное обозначение природной системы.
(Дети делятся на подгруппы. Воспитатель предлагает им 3 карточки с условным обозначением экосистем "лес", "луг", "водоем", перевернутые "рубашками" вверх.)
Игра "Разложи картинки".
Воспитатель: Назовите, какая природная система вам досталась. (Ответы детей.) Сейчас вам нужно будет обсудить друг с другом и отобрать подходящие для вашей природной системы растения и животных. Затем вы разложите эти картинки на отдельном столе и в каждой подгруппе выберете того человека, который будет отвечать.
(Дети находят карточки с обитателями своей экосистемы. Ребенок из каждой подгруппы отвечает по схеме: "В (лесу, водоеме)/ (На лугу) растут. и живут. ".)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы успешно справились с последним заданием, и я вручаю вам эту "краску" для домика из Города мастеров. Посмотрите, сколько много "красок" мы собрали! (Показывает все пять цветных фрагментов: четыре квадрата, один треугольник.) Сейчас мы вернемся к бесцветному домику и раскрасим его этими яркими "красками".
Итог маршрутной игры
Пройдя весь маршрут, дети подходят к доске.
Воспитатель: Вы выполнили все задания, собрали "краски". А теперь "раскрасьте" этот заколдованный домик. (Дети прикрепляют цветные фрагменты домика с помощью магнитов к его черно-белому контуру, нарисованному на листе бумаги. Воспитатель прикрепляет рядом с домиком радостных человечков.)
Воспитатель: Дети! Посмотрите, какой у нас веселый и красочный город. Мы вместе победили злую колдунью и помогли жителям Города мастеров!