Ирина Харина
Конспект совместной деятельности «Что мы знаем о материалах и свойствах веществ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
«Что мы знаем о материалах и свойствах веществ».
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Обучающие задачи:
• Познакомить с различными свойствами веществ (легкие, тяжелые, растворяются, намокают, непромокаемые)
• Вовлечь детей в исследовательскую деятельность.
Развивающие задачи:
Темочки:
• Развивать речь, познавательную активность, умение детей работать в группе сверстников.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать самостоятельность и дружеские взаимоотношения.
Материал : картинки: легкие, тяжелые предметы; алгоритм действий для опытов №1, №2, №3; 2 емкости с водой; мешочки из ткани с солью; поролоновые губки; полиэтиленовые кулечки; карточки с картинками на определение материалов и свойств веществ для индивидуальной работы; ноутбук, экран; клеенчатые фартуки.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня, ребята, я расскажу вам сказку «Как ослик спасся»
На экране два ослика. Ослик с мешками, ослик с губками.
Как – то раз два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой – легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в речку и поплыли. Одному было легко плыть, и он её быстро переплыл, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кому из осликов легко было переплывать речку и почему?
- Почему ослику, который вез поролоновые губки, пришлось плыть тяжелее?
- Кто из осликов принес свою ношу домой?
Воспитатель: Чтобы проверить ваши ответы, давайте поставим опыт.
Для этого, надо объединиться в группы по какому – либо признаку, имеющемуся на картинках, и назвать обобщающее слово.
Дети получают картинки: вата, воздушный шарик, перышко, салфетка – легкие предметы; кирпич, гиря, колесо, камень – тяжелые предметы, и объединяются в команды.
Воспитатель: Итак, у нас получилось две команды. Команда «легкие» и команда «тяжелые». Выберите для команды конвертик.
Команда «легкие», вот вам карточки - выложите алгоритм действий, что вам нужно для опыта №1 * емкость с водой, * мешочки из ткани с солью, * мешочки положить в воду, * узнать, что произойдет?
тазик мешки Положить мешок в тазик?
Воспитатель: Команда «тяжелые», а это вам карточки - вы тоже выложите алгоритмы для опыта №2 *емкость с водой, * поролоновые губки, * губки положить в воду, * узнать, что произойдет?
тазик Поролоновые губки Положить губку в тазик?
Воспитатель: Команда «легкие», что у вас происходит?
Дети: Соль растворяется в воде, и мешочки становятся пустыми, легкими.
Воспитатель: А, что с губками происходит у вас?
Дети: Губки впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут. Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.
Воспитатель: Какой из осликов донес свою ношу домой? И почему?
Дети: Ослик, который нес поролоновые губки, потому, что губки остались, не растворились в воде, как соль.
Воспитатель:
На экране появляются картинки - алгоритм, проведенных опытов, воспитатель побуждает детей делать вывод, что узнали?
Физминутка: Давайте поиграем, отдохнем. «Покажи движением легкий, тяжелый предмет». Если предмет легкий выполняем - легкие подскоки. Если предмет тяжелый – приседаем. На экране появляются картинки.
(гантеля, перо, камень, гаечный ключ, вата, колесо от машины, бумага туалетная, пух)
Воспитатель: Окружающие нас вещи сделаны из различных материалов. Материалы – это вещества, из которых сделаны все предметы. Обычно материалы подбирают очень тщательно, чтобы они долго служили своей цели.
Воспитатель: Как вы думаете, из какого материала нужно было сделать мешки для соли и поролона, чтобы оба ослика привезли свой товар домой?
Дети: предлагают варианты.
Воспитатель: Правильно, мешки должны быть из полиэтилена, который не пропускает воду и к тому же легкий.
Опыт №3 - Положить в полиэтилен мешочки с солью и поролон и опустить в воду, посмотреть, что будет и сделать вывод. Карточка – алгоритм
тазик Мешки, губки? Полиэтиленовые мешки
Воспитатель: Проходите за столы, там у вас лежат карточки, внимательно рассмотрите их. Ассоциации: легкие, тяжелые, растворяются, намокают (впитывают воду, не пропускают воду.
Дети: Проводят линии - тяжелые предметы, вещества которые растворяются, материалы которые намокают, предметы которые легкие, материалы которые не пропускают воду.
кирпич
сахар
перышко мех
соль камень
ткань воздушный шарик
полиэтилен
пластик (бутылка)
Воспитатель: Проверьте друг друга, как сосед выполнил задание, похвалите друг друга.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вы смогли узнать, какой из осликов донес свою ношу?
Дети: Да.
Воспитатель: Что вам помогло в этом?
Дети: Опыты.
Воспитатель: Что интересного из опытов, вы узнали?
Дети: Соль в воде растворяется, и мешки становятся легкими. Поролон впитывает воду и поэтому становится тяжелым. Соль и поролон нужно было поместить в мешки из полиэтилена.
Воспитатель: А меня переполняет чувство радости, гордости за вас. Вы у меня такие умнички и молодцы! Спасибо вам!