Елена Попова
Конспект СОД в подготовительной группе «Труд человека. Городецкие мастера»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательные задачи: воспитывать эстетическое восприятие предметов искусства
Образовательные задачи: познакомить с особенностями изделий городецких мастеров, с историей возникновения этого промысла; с особенностями работы на прялке, с этапами изготовления льняной ткани.
Развивающие задачи: развивать внимание, мышление, память, логику.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Публикация «Конспект СОД в подготовительной группе „Труд человека, Городецкие мастера“» размещена в разделах
- Городецкая роспись, узоры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Материалы и оборудование: прялка, веретено, раскраски «Городецкая роспись», набор картинок «Городецкие изделия», USB-носитель информации с презентацией «В гости к городецким мастерам», цветные карандаши.
Словарная работа: лен, веретено, пряжа, прялка, рукодельница.
Содержание деятельности:
1. Введение в образовательную ситуацию:
Воспитатель: Ребята посмотрите, нам прислали заказное письмо. Посмотрим что в нём?
Воспитатель достаёт картинки из конверта и раскладывает их на столе для рассмотрения.
2. Актуализация представлений по теме: Ребята что вы видите на этих картинках? Предполагаемые ответы детей (разделочная доска, шкатулка, игрушки и т. д.)
Что в них общего? Предполагаемые ответы детей (расписные, деревянные)
3. Затруднение, открытие: Как вы думаете, где изготавливают эти изделия?
(дети не знают, где изготавливаются эти изделия)
Воспитатель: Ребята посмотрите на конверт. Как вы думаете откуда пришло это письмо? (Ответы детей). Смотрите, на нем написан обратный адрес, город Городец. Хотите побывать в этом старинном городе? (Да)
Возьмёмся за руки и произнесё м волшебные слова:
Славный, яркий Городец –
удалец и молодец!
Словно кружит карусель –
красок солнечных метель!
Вот очутились дети в городе Городец.
Детей встречает Марья-рукодельница
Марья-рукодельница: Здравствуйте гости дорогие! Рада приветствовать вас! Откуда вы девицы и молодцы?
Дети: Мы из детского сада № 73 города Ставрополя
-Я Марья - рукодельница. Догадываюсь для чего вы сюда пришли. Хотите побольше узнать, чем славится наш город Городец? Проходите в горницу и присаживайтесь, я вам сейчас всё расскажу и покажу.
Рассказ Марьи-рукодельницы о городе Городец с демонстрацией слайдов.
Места здесь лесные. И живут здесь мастера, которые занимаются росписью деревянных изделий. Вы знаете, что можно изготовить из дерева? Предполагаемые ответы детей (дома, мебель, посуду, игрушки)
А еще из дерева в давние времена делали прялки.
- Для чего нужна прялка? (Ответы детей)
В доме наших предков прялка была чуть ли не одним из самых главных предметов: она одевала всю семью. Ведь раньше не было магазинов, как теперь, поэтому готовой одежды не продавалось. Люди сами пряли нити, ткали и шили одежду. Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, а учили ее этому с малолетства. Вещи в те времена были все из льна (льняные). Лён -это растение.
Весной женщины выходили в поле сажать лен.
Матери учили дочек. Дочери пели и повторяли движения матери.
Тё тушка Марья: Хотите попробовать посадить лён как в старину? Выходите, становитесь в круг.
Физкультминутка
Уж я сеяла, сеяла ленок,
Я сеяла, приговаривала,
Чеботами приколачивала.
Ты удайся, удайся, ленок!
Ты удайся, мой беленький ленок!
Лен, мой лен! Белый лен!
(Дети повторяют движения воспитателя, делают те же движения)
Осенью лен выдергивали, вязали в снопы
Затем принимались колотить его и чесать специальными инструментами (показывает на чесалку)
Много было с ним хлопот, и в конце концов лен превращался в пряжу, мягкую и волокнистую.
С наступлением зимы собирались женщины со всего села в одну избу, чтобы не скучно было, и пряли. Как вы думаете, почему пряли зимой? ( Предполагаемые ответы детей: Потому что летом на это не было времени: очень много было работы на огороде, в поле, в саду)
Пряжу привязывали к внутренней стороне прялки. Очень аккуратно кончиками пальцев мастерица вытягивала из пряжи волокна и скучивала их в нитку, а нитку наматывала на веретено.
Веретено – это гладкая палочка с заостренными концами.
Из ниток ткали полотно и шили одежду.
Как вы видите, прялки были действительно необходимы в каждом доме.
И скромную труженицу прялку, как бы в благодарность за ее работу покрывали причудливой резьбой, расписывали затейливыми узорами. Городецкие мастера украшали не только прялки, с них только все начиналось. Мастера этого района изготавливали из дерева и расписывали разделочные доски, посуду, туеса, короба, шкатулки, детские игрушки. А роспись которой они расписывали называется городецкой, в честь города Городец.
4. Применение открытия в деятельности
Хотите и вы побывать мастерами городецкой росписи? (Ответы детей)
Для этого я приглашаю вас пройти в мастерскую.
Дети присаживаются за столы и расписывают разделочные доски в стиле городецкой росписи.
Пальчиковая гимнастика «Городецкие узоры»
Городецкие узоры хороши! – (сжимают пальчики в ладошке)
Погляжу я на картинки, - (Показывают ладошки)
Улыбаюсь от души! – (Самомассаж уголков губ)
Розовые, жёлтые, синие, зелёные, - (Прищипывают большой и указательный пальчик на правой и левой руке)
Распустились розаны - (Раскрыли ладошки)
На доске берёзовой. – (Сложили ладошки тыльной стороной)
А купавки нежные – (Нажимают поочередно на серединку ладошки)
Кажется, качаются, - (Раскачивают ручками)
А бутоны толстые распускаются! – (Показывают раскрывающийся бутон)
Марья-рукодельница: Молодцы какие красивые доски у вас получились, как у настоящих мастеров. Возьмите их с собой на память о городе Городец.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад.
Дети прощаются с Марьей-рукодельницей.
Воспитатель: Закрываем мы глаза
Возвращаться нам пора.
Вот мы и в саду
6. Итог. Результат деятельности: Ребята, все запомнили, название города, в котором мы с вами побывали? А как называется роспись? Где в нашем городе мы можем встретить изделия с городецкой росписью?