Папки-передвижки

Конспект занятия по познавательному развитию «Слово — звук — пятно»

Нина Шумова
Конспект занятия по познавательному развитию «Слово — звук — пятно»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 29 г. Липецка

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ

«РИТМ В ЖИЗНИ, ИСКУССТВЕ, ПРИРОДЕ»

План-конспект занятия по познавательному развитию

«Слово - звук – пятно»

Подготовила

воспитатель

Шумова Нина Анатольевна

Цикл занятий «Ритм в жизни, искусстве, природе»

План-конспект занятия

по познавательному развитию «Слово - звук - пятно».

Цель: познакомить дошкольников с понятиями «повторение»,

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Слово — звук — пятно“» размещена в разделах

«чередование», «ритм»; учить детей находить в жизни и в искусстве примеры чередований.

Задачи:

1. Понимать разницу в понятиях «чередование» и «повторение».

2 Подбирать и правильно применять слова-повторы, усиливая эмоциональную окрашенность изображения.

3. Уметь выделять в жизни и в искусстве сюжетные компоненты, чередование предметов, цвета.

4. Познакомить с понятием ритм, ритмическая организация.

5. Упражнять в точности повторения речевых упражнений.

6. Повторять элементы повторов и чередования за взрослым.

7. Закреплять новые знания в упражнениях и игровых заданиях.

Материалы: герой-логотип Метрономчик Митя, часы нескольких видов (часы с кукушкой, маятником и др., иллюстрация к сказке «Аленький цветочек», ритмические карточки «Ласточкин ритм

Ход занятия.

1. Знакомство с героем-логотипом – Метрономчиком Митей.

2. «Игры с Митей» :

- Речевая игра «Наоборот» (подобрать слова, противоположные по смыслу: громко — (тихо); высоко — (низко); ярко — (блекло, тускло); грустно — (весело); холодно — (горячо) (антонимы).

- Речевая игра «Слова приятели» (синонимы) :

— Какой снег? (Холодный, ледяной.)

— Какой день рожденья? (Счастливый, веселый, радостный)

- Смелый человек? (храбрый, отважный); сильный (могучий, крепкий).

Для чего человек использует слова-повторы в своей речи? (чтобы усилить значение слова). Например, давным-давно, очень-очень.

- Как человек может сказать о легком грузе? Как он его нес? Легко-легко.

- Солнышко светит как? Ярко-ярко.

3. Беседа по иллюстрации к сказке «Аленький цветочек».

— Как называется сказка? («Аленький цветочек»; написал эту сказку С. Т. Аксаков.)

— Как можно подчеркнуть красоту аленького цветочка, усилить свои впечатления от увиденного? Какими словами? (Словами-повторами) :

аленький-аленький, красный-красный, красивый-красивый, маленькиймаленький.

Воспитатель: Если нам надо выделить особенные или необыкновенные свойства предмета, человека, то мы можем сказать так: — цветок красивый-…красивый, прекрасивый (т. е. восхититься увиденным); — чудище звериное страшное-…страшное или страшное-престрашное, но на самом деле душа у чудища добрая-…добрая, добрая-…предобрая; — Настенька — девушка добрая. предобрая, ласковая. преласковая;

— лес дремучий. (предремучий).

3. Составление описательного рассказа по иллюстрации, используя слова-повторы.

4. Вопросы Метрономчика Мити:

- Что еще повторяется в этом рисунке? (Цвет (цветовые пятна) и др.) - Выложите на полу цветными флажками или кубиками эти повторения.

Воспитатель: Что такое повторение? (То, что можно еще раз повторить: произнести, проговорить, спеть, прохлопать, нарисовать).

5. Игра «Повтори, как я»

Повторить за воспитателем потешку в том же темпе и в том же настроении: Заяц Егорка свалился в озерко!

Бегите под горку, спасайте Егорку!

Первый раз - медленно с интонацией грусти (дети повторяют). Второй раз - быстро с интонацией тревоги (дети повторяют).

Звуки могут и чередоваться, т. е. исполняться по-разному, с разной силой звучания (громко —тихо).

6. Игровое упражнение «Ау». Первый раз воспитатель громко

произносит «Ау», а дети как эхо отвечают ему тихо. Во второй раз дети громко произносят «Ау», а педагог им отвечает тихо — «Ау».

В жизни мы встречаемся часто и с повторением, и с чередованием. Чередование — это определенная, закрепл нная очередность. Каждый предмет может занимать определенное место, чередоваться с другими предметами.

7. Диалог-беседа.

— Как в лесу растут деревья? (По-разному.)

— Все ли одинаковые по высоте, толщине стволов, форме листьев, по названию? Приведите примеры чередования деревьев в лесу (береза — высокая, елочка — малышка, дуб — очень высокий).

С чередованием связаны движения человека.

— Как мы передаем друг другу мяч, когда стоим в кругу? (Справа налево или слева направо, в зависимости от направления движения мяча.)

— Как чередуются у человека движения при ходьбе? Покажите? (Правая нога — левая нога.)

Звуки могут чередоваться по высоте. Какими они могут быть? (Высокими, средними, низкими.)

Звуки могут чередоваться по силе звучания. Какими они могут быть? (Громкими, не очень громкими, тихими.)

Звуки могут чередоваться по продолжительности. Какими они могут быть? (Долгими и короткими.)

8. Упражнение «Чередование звуков»

Воспитатель показывает музыкальном инструменте звуки, а дети угадывают тип чередования.

9. Диалог-беседа.

В жизни все чередуется и повторяется. День сменяет ночь. Что наступает после ночи? (Утро.) Что будет за утром? (День.) Что будет позднее? (Вечер.) Чем закончится вечер? (Ночью.) Это чередование во времени. Оно повторяется? (Да.) Это чередование на следующий день изменится? (Нет.) А через месяц? (Нет.) Повторение и чередование составляют ритм нашей жизни, в которой все должно быть на своем месте, в свое время.

Иначе будет беспорядок. Каждый человек имеет свой ритм жизни. Его отстукивает наш пульс.

10. Упражнение «Найди свой пульс». Воспитатель предлагает детям

найти на руке и послушать, как звучит их пульс: «Тук-тук-тук». Затем предлагает попрыгать и послушать опять свой пульс.

- Каким стал пульс?

- Как он изменился?

- Пульс жизни можно услышать в окружающем мире.

11. Мини-музей «Какие часы бывают».

- Какое чередование можно определить во время работы часов, часового механизма? (Чередование движения стрелок, чередование движения

маятника, чередование звуков хода и боя.)

Воспитатель показывает разные часы, движение стрелки на часах, маятника, обращает внимание на звук и бой (часы с кукушкой, с маятником и др.).

- Как звучит пожарный колокол?

- Есть ли в его звучании чередование звуков?

- От чего оно зависит? (От характера звучания, скорости звучания).

- Передай голосом тревожное и спокойное чередование звучания колокола.

12. Карточки «Ласточкин ритм» :

— Какой ритм песенки показали ласточки на рисунке слева? Простучите его. Проговорите со словами.

— Какой ритм показали ласточки на рисунке справа? Простучите его. Проговорите со словами.

— Чем отличаются ритм справа и слева?

- Это чередование звуков? (Да.)

- Можно ли назвать это удвоение звуков повторением? (Да.)

- Благодаря определенному ритму можно отхлопать и повторить любой ритмический рисунок слов и песенок.

13. Игровое упражнение «Простучи, как я»

Воспитатель предлагает детям повторить за ним слова, одновременно отхлопывая ритмический рисунок:

Туч - ка м а - ш и - н а хлоп

– хлоп хлоп - хпоп - хлоп

Затем дети придумывают и подбирают свои слова, прохлопав их в заданном ритме.

Итог занятия.

В жизни мы постоянно встречаемся с повторениями и чередованиями звуков, явлений, событий, времен года. Все это задает ритм окружающему миру.

Метрономчик Митя прощается до следующего занятия. Предлагает дома нарисовать «Ритмы леса».

Публикации по теме:

Игры и задания по развитию речи для коррекционной группы старшего дошкольного возраста «Звук [а]. Слово. Слова»Игры и задания по развитию речи для коррекционной группы старшего дошкольного возраста «Звук [а]. Слово. Слова» Данные игры - задания, для подготовки детей к обучению грамоте, проводятся на индивидуальных занятиях по развитию речи. «Аист, астра» Материалы:.

Конспект открытого занятия по развитию речи «В гостях у Ежика. Звук [Ф]»Конспект открытого занятия по развитию речи «В гостях у Ежика. Звук [Ф]» Конспект открытого занятия по развитию речи "В гостях у Ежика" (звуковая культура речи «Звук [Ф]) Цель: развитие речи детей младшего дошкольного.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ц]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [Ц]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звук [Ц] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [Ц] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [ч’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [ч'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь детей;.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звук [щ’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звука [щ'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь детей.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Звук [Б]» «Звук [б]»Цель: уточнение правильного произношения звука [б]. Задачи: добиваться чёткого произношения звука в слогах и словах, развивать.

Конспект занятия по развитию речи «Звук» Занятие по развитию речи: "Звуки. " Цель и задачи: Познакомить детей с видами звуков и научить правильному произношению. Научить детей.

Конспект занятия по развитию речи «Звук и буква М» Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Насекомые». Ознакомление с буквой М, формирование умения находить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию «Слово — звук — пятно»
Опубликовано: 1 декабря 2023 в 09:23
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию «Слово — звук — пятно»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Шумова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД