Оксана Мойсеюк
Конспект семинара-практикума для родителей детей 6–7 года жизни «У порога школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:привлечение внимания родителей к проблеме мотивационной
Задачи:
1. Повышать психологическую компетентность родителей.
2. Просвещение родителей о компонентах психологической готовности к
школе. Акцентировать внимание родителей на мотивационной
сфере готовности ребенка к школе, показать роль родителя в
формировании этой сферы.
Публикация «Конспект семинара-практикума для родителей детей 6–7 года жизни „У порога школы“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
3. Использование родителями практических навыков и умений
по формированию у детей мотивационной готовности к школе.
Методы и приемы: мультимедийная презентация, игры, упражнения,
мини-лекция, телесно-ориентированные упражнения, мозговой штурм.
Оборудование: мультимедийное оборудование, музыкальный центр, CD -диск с записью инструментальной музыки, плакат «Песочные часы», стикеры - «песчинки», листы бумаги (формат А4, детские рисунки, раздаточный материал (памятки).
Список литературы:
1. Бабкина Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе. -М. ,2006.
2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовим ребёнка к школе. -СПб., 2008.
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. -СПб., 2004.
4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. -М., 1993.
5. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. -М. ,1994.
6. Попова Л. Н., Кисилева М. О., ГонтаревскаяМ. Н. Детско-родительский
клуб «Веселая семейка».- М. :2012.
Ход семинара – практикума.
Добрый вечер! Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
Приветствие. Сообщение темы, плана работы.
Упражнение «Да – нет»
Цель: настроиться на совместную работу и взаимодействие в группе.
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим высказыванием и «нет», если не согласны.
Скажите громко и хором, друзья
Детей своих вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю «Как быть, господа»?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ,
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас, я
Активными все будем? (да)
Упражнение «Песочные часы»
Цель: выявить ожидания участников от предстоящей работы.
Оборудование: магнитная доска, лист ватмана А1 с изображением песочных часов, стикеры в виде песчинок на каждого участника семинара, ручки, листы бумаги.
Когда вы приходите на какое-то мероприятие, обязательно на что-то надеетесь и хотите, чтобы ваши ожидания оправдались.
Задание: написать, что вы ожидаете получить от семинара-практикума и, по очереди озвучив, прикрепить в верхней части «песочных часов».
Упражнение «Мы с тобой похожи…» (3-5 минут)
Цель: установление эмоционального контакта среди участников группы, снятие эмоционального напряжения, настрой на предстоящую совместную работу.
Задание: Участникам тренинга предлагается поприветствовать друг друга, передавая по кругу (левому соседу) дружеское рукопожатие (можно мячик) со словами: «Я (имя) и мы с тобой похожи тем, что…».
2. Теоретическая часть: Мини-лекция «У порога школы» (презентация по формирование мотивационной готовности детей к школе).
Цель: акцентировать внимание родителей на формировании мотивационной готовности ребенка.
Психологическая готовность к школьному обучению – это комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, наиболее способствующих нормальному вхождению в школьную жизнь и формированию учебной деятельности. В первую очередь, эти качества группируются и рассматриваются как составляющие компоненты психологической готовности к школе.
Составляющими психологической готовности к школе являются:
1. Мотивационная готовность
2. Эмоционально – волевая готовность
3. Интеллектуальная готовность
4. Социально – психологическая готовность
5. Психофизиологическая готовность.
Мотивационная готовность.
Мотивы готовности.
Различают внутренние и внешние мотивы:
1. Внутренний – это потребность в интеллектуальной активности.
2. Внешний – желание заниматься совместно значимой деятельностью.
Показатели мотивационной готовности.
Желание идти в школу.
Представление о школе.
Соотношения желания и представления.
Практические рекомендации для родителей по формированию
мотивационной готовности у детей.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа и т. д.
1. Совместная с ребенком покупка школьных принадлежностей.
2. Экскурсии в школу.
3. Знакомство с учителем.
4. Совместная с ребенком сюжетно – ролевая игра «Школа»
5. Проективное рисование:
• «Я будущий ученик»
• «Мой портфель»
• «Я на уроке, я на перемене»
• «Школа»
6. Положительный опыт родителей из своей школьной жизни.
Что необходимо для формирования успешного ученика? Психолог предлагает родителям рассмотреть иллюстрацию «Как вырастить ученика». Сейчас у порога школы главное не умение ребенка считать, писать и читать. А его желание учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Это основа (корень) успешности (цветка) будущего ученика. Чтобы цветок зацвел - ученик был успешен в учебе – ему нужны мощный стебель и сочные листья, т. е. стремление к познанию, любовь, поддержка и понимание близких. И помните, что успешность не всегда можно измерить оценками.
Упражнение: «Волшебная глина».
Цель: эмоциональный настрой на семинар – практикум, снятие психоэмоционального напряжения, активизация познавательных процессов.
Ход упражнения:
«Возьмём в руки «волшебную» глину. Сильно-сильно помнём её в руках и начнём лепить себя (умного, понимающего родителя, поддерживающего своего ребёнка- первоклассника).
Начинаем с головы, лепим умную голову родителя, дающего мудрые советы своему первокласснику. Лепим лоб, помогающий ребёнку решать самые трудные логические задачки на уроках математики. Лепим глаза, зорко следящие за тем, как ребёнок собирает портфель в школу. Лепим щеки, на которых появляются ямочки от улыбки, когда наш ребёнок приносит нам отметку «5 баллов».
Лепим губы, которые произносят слова поддержки и ободрения, когда нашему первокласснику требуется помощь. Лепим грудь, в которой находится горячее, понимающее, любящее сердце родителя.
Лепим ловкие, ласковые руки - обнимающие, ласкающие, поддерживающие своего ребёнка. Лепим быстрые, резвые ноги, активно спешащие забрать своё любимое чадо из школы.
Стряхиваем лишнюю глину на пол (всплескиваем кистями рук, поднимаем руки вверх: «Вот я какой - умный, добрый, поддерживающий своего первоклассника родитель!»
А теперь вытягиваем руки вперёд, поглаживаем себя по рукам и громко (хором) за мной повторяем: «Я – мудрый родитель, я – понимающий родитель, я – заботливый родитель, я – любящий родитель. Я люблю своего ребёнка!»
3. Практическая часть:
Упражнение-ассоциация «Школа» (с мячом)
Цель: актуализировать детские чувства родителей, связанные со школой.
Инструкция. Подумайте, с каким словом у Вас ассоциируется слово «Школа»? Например, учеба. Следующий участник должен дать свою ассоциацию на слово «школа» и т. д. (Упражнение выполняется по кругу, участники передают мяч друг другу). После выполнения упражнения анализируются предъявленные ассоциации и делается вывод: негативные или позитивные эмоции связаны с данной темой.
Упражнение «Что мы говорим детям о школе?»
Цель: помочь родителям осознать образ школы, который они формируют у детей.
Инструкция: родителям предлагается записать два-три наиболее частых высказывания о школе, которые они адресуют свои детям. Затем они их обсуждают и пытаются понять, какой образ школы может сформироваться у ребенка под влиянием этих высказываний.
Упражнение «Ознакомление с детскими рисунками школы»
Цель: Подвести родителей к осознанию уже сформированного у ребенка образа школы.
Инструкция. Родителя раздаются рисунки «Школа», сделанные их детьми (с записанными пояснениями). Рассмотрите рисунки ваших детей, проанализируйте, что выражает ребенок в своем рисунке, готов ли он идти в школу, есть ли тревога?
В обсуждении необходимо подвести родителей к осознанию необходимости формирования у детей адекватной мотивации к школьному обучению.
Упражнение «Экзамен»
Цель: Подводить родителей к осознанию влияния их слов на ребенка.
Инструкция. Родителям предлагается пройти экзамен - вытащить билет и ответить на вопрос: «Что будет чувствовать ребенок после данного высказывания?»:
«Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера, в следующий раз будет ещё лучше»;
«Если ты сегодня хорошо выполнишь задание, я буду любить тебя ещё сильнее»;
«Делай все так, чтобы мне за тебя не было стыдно»;
«И как только ты в школе будешь учиться!»;
«Когда я учился в школе, у меня тоже не все получалась сразу»;
«Ты у меня лучше всех, будешь отличником!»
Упражнение «Как действуют слова на ребенка»
Цель: сформировать представление о влиянии негативных слов на эмоциональное состояние ребенка.
Ход упражнения.
Сколько бы мы не слышали о целительной силе доброго слова, иногда одинаково говорим жуткие вещи, ужасным тоном, потом себя корим за это. Но слово не воробей, вылетит, не поймаешь.
Поэтому я решила вам на практике наглядно показать влияние слов на ребенка. Особенно слово ранит душу ребенка, который готовится стать будущим первоклассником.
• банка воды – ребенок (чистый, простой, наивный);
• соль – грубые, соленые слова;
• перец – слова, которые обжигают, обидные слова;
• жменя земли – равнодушие, невнимание к ребенку со стороны взрослого.
Соль, перец, землю высыплем в банку. Все это хорошо перемешаем – получим состояние ребенка. Сколько пройдет времени, пока все это осядет, забудется. А стоит лишь немножко взболтать и все поднимется наверх. А еще стрессы, неврозы и другие проблемы.
А сейчас посмотрим наглядно как влияют другие слова на ребенка:
• банка воды – ребенок (чистый, простой, наивный);
• желтая краска – добрые, теплые, солнечные слова;
• красная краска – чувственные, ласковые, нежные слова.
Взболтаем и получим оранжевый цвет – это радость за достижения своего ребенка, забота о своем ребенке.
Упражнение «Мой первоклассник».
Цель: содействовать эмоциональной разрядке, способствовать созданию родителями положительного образа своего ребенка-ученика.
Памятка «У порога школы».
Для успешной учебы в школе необходимо: здоровье, кругозор,
адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки к сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил в работе, умение слушать, работать по образцу, выполнять инструкцию взрослого.
Положительную мотивацию вашему ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка, оптимистические рассказы о школе, отсутствие страха у ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательны интерес к окружающему миру.
Семь заповедей для родителей
1. Четко определите для себя и постарайтесь объяснить ребенку стоящие перед ним цели и задачи, пути достижения желаемого. Узнайте мнение ребенка. Не забывайте: он проживет свою жизнь, а не повторяет жизнь родителей.
2. Объясняйте и требуйте кратко и корректно, не углубляясь в длинные примеры.
3. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
4. Укажите ребенку на ошибку. Дайте сразу же оценку поступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.
5. Не принимайте воспитательных воздействий в состоянии раздражения. В плохом настроении.
6. Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный шаг, обязательно объясняя, почему хвалите. Хвалите за хорошо сделанную работу.
7. В своих требованиях будьте твердыми, но добрыми и чуткими.
8. Желаем вам вырастить успешного ученика!
Притча «В лавке у Бога»
Однажды женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог.
— Господи! Это Ты? — воскликнула она с радостью.
— Да, это Я, — ответил Бог.
— А что у Тебя можно купить? — спросила женщина.
— У меня можно купить всё, — прозвучал ответ.
— В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег.
Бог доброжелательно улыбнулся и ушёл в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой.
— И это всё! — воскликнула удивлённая и разочарованная женщина.
— Да, это всё, — ответил Бог. — Разве ты не знала, что в моём магазине продаются только семена?
Рефлексия.
Цель: выявление ожиданий участников тренинга.