Юлия Коротина
Родительское собрание в старшей группе для детей от 5 до 6 лет «Воспитание красотой»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1: Тема родительского собрания : «Воспитание детей красотой».
Слайд 2: Эпиграф родительского собрания : «Сознание красоты спасет мир» (Николай Константинович Рерих).
Публикация «Родительское собрание в старшей группе для детей от 5 до 6 лет „Воспитание красотой“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Слайд 3: что такое красота (определение по словарю Сергея Ивановича Ожегова) : «Красота – это все красивое, прекрасное, то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.
Слайд 4: немного истории (сущность воспитания красотой). Воспитанием детей через красоту активно занимался советский, российский педагог-психолог Василий Александрович Сухомлинский (1918 – 1970).
Среди многообразных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание прекрасного снимает так называемую толстокожесть, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, легче поддается воспитанию. Сухомлинский сначала учит чувствовать красоту природы, затем красоту искусства и наконец подводит воспитанников к пониманию высшей красоты — красоты человека, его труда, его поступков и жизни. Ни в чем взрослому не приходится быть таким терпеливым, как в воспитании чувства красоты. Воспитание чувств — самое трудное в работе педагога.
Слайд 5: принципы воспитания детей красотой. Сухомлинский считал, что повести детей на луг, сказать им: «Посмотрите, как красиво!» — вовсе не означает, что их сразу же тронет эта красота. Педагог рассказывал, что иногда приходится ждать годами, пока вдруг, в какой-то день, в какой-то миг, при определенном стечении обстоятельств и настроений сердце ребенка дрогнет, преисполнится счастьем. Значит, надо ждать, верить в ребенка — и тогда он полюбит прекрасное.
От красоты природы — к красоте слова, музыки и живописи. Слово и книга — главные средства эстетического воспитания. Сухомлинский не агитировал за эстетическое воспитание — но показывал, что без эстетического воспитания вообще никакого воспитания нет. Свой идеал педагог усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни.
Красота слова, по убеждению педагога, ярче всего воплощена в поэзии. Восхищаясь стихотворением или песней, дети как бы слышат музыку слова. В лучших стихотворениях поэтическое слово раскрывает тончайшие эмоциональные оттенки родного языка.
Дать ребенку радость вдохновения, пробудить в его сердце живой родник поэтического творчества — такое же важное дело, как научить его читать и решать задачи.
Слайд 6: (задача воспитания красотой). В качестве главной задачи воспитания красотой можно рассматривать ту же, что и при воспитании словом, а именно в этом деле важно вызвать у ребенка настоящий восторг красотой, который может быть получен и создан посредством человеческого труда, а также несгибаемого человеческого духа. И любая сторона, которая отражает прекрасное в жизни, будь то музыкальное произведение или природа, должна приводить к эмоциональному разговору о человеке.
Слайд 7: (средства воспитания красотой). Выделяют три основные группы средств, с помощью которых мы воспитываем красоту в наших детях :
1)Окружающая действительность (эстетика быта, красота общения, природа);
2)Искусство (музыка, живопись, литература, театр);
3)Собственная творческая деятельность детей (театрализованная деятельность, художественно-речевая деятельность, музыкальная деятельность, декоративно-прикладное творчество).
Слайд 8: (воспитание красотой через эстетику быта, красоту общения, природу).
Эстетическое воспитание ребенка неразрывно связанно с домом и в первую очередь возникает с эстетики быта. Главное необходимо позаботиться о том, чтобы обстановка в квартире или доме располагала этому воспитанию. порядок, и не только в доме или в квартире, но и в одежде, игрушках, на полках, книгах и т. д., необходимо поддерживать порядок абсолютно во всем, так как именно это зарождает в ребенке тягу к прекрасному, всё это располагает к эстетическому воспитанию.
Что касается воспитания красотой через красоту общения здесь ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю -- в детском саду, родителям и близким - в семье. От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка.
Взрослому важно учитывать то, что его речь, действия и поступки являются примером для ребёнка. Важно помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.
Мощным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию - основу красоты : разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании. Сама по себе природа — это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка. Взрослый раскрывает красоту природы и неоценимую помощь в этом ему оказывают художественные произведения о природе. В воспитании средствами природы необходимо не только пассивное созерцательное, но и действенное начало (беречь природу, помогать ей).
Слайд 9: (воспитание красотой через искусство).
В эстетическом воспитании детей важная роль принадлежит музыке. Мир звуков, мелодий, так же, как и мир красок, рождает понимание прекрасного, делает человека более чутким, духовно обогащает его. На музыкальное развитие ребенка влияет общая атмосфера семьи. Каждая семья способна пробудить в нем любовь к музыке. Так, источником ярких эмоциональных переживаний может быть и пение родителей, и хорошие музыкальные игрушки, и детские музыкальные произведения и т. д. Надо слушать с детьми музыку не очень часто, но обязательно систематически, чтобы выработать у них внимательное и вдумчивое отношение к ней, расширять круг их музыкальных впечатлений.
Воспитание красотой через литературу предполагает сознательный, а не случайный выбор книги, умение не пропускать «скучных» описаний и рассуждений, не только проследить за развитием событий, но и поразмышлять над ними. Для чтения нужно подбирать книги, разные по содержанию и настроению: серьезные и смешные, веселые и грустные, о хороших и плохих, смелых и трусливых людях, о благородных поступках, о природе, животных. Очень важно, чтобы книги вызывали самые разнообразные чувства ребенка, учили его радоваться и печалиться, восхищаться, любить и ненавидеть.
Необходимо поддерживать и поощрять детей стремлением поделиться своими впечатлениями о прочитанном, приучать их отвечать на вопросы, заучивать наизусть. Чтение художественной литературы должно сопровождаться беседами, цель которых — развивать наблюдательность и вкус ребенка, способность анализировать поступки героев, характер их взаимоотношений, а вместе с тем взвешивать и свои поступки.
Значение живописи в эстетическом воспитании детей очень велико. Изображая людей, события, явления природы, вещи, художник выражает те неповторимые чувства и мысли, которые побуждают его работать над картиной, что и является ее внутренним содержанием. Картины на самые различные темы могут быть использованы родителями для увлекательных бесед с детьми.
Знакомство с произведениями живописи рождает у ребенка желание рисовать. Обучение же детей рисованию будет способствовать лучшему пониманию живописи. Стремление ребят рисовать, необходимо всемерно поддерживать, обеспечивая их красками, карандашами, бумагой, уделяя внимание их рисунку. Со стороны взрослого не должно быть места ни иронии над маленьким художником, ни чрезмерной похвалы в связи с его первыми успехами. Однако надо знать, что положительная оценка взрослого, помогающая пережить радость успеха, как правило, вызывает новый всплеск активности ребенка, в то время как равнодушие или отрицательная оценка может подавить интерес.
Театр позволяет формировать у детей опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театр помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
Воспитание красотой через чтение предполагает сознательный, а не случайный выбор книги, умение не пропускать «скучных» описаний и рассуждений, не только проследить за развитием событий, но и поразмышлять над ними. Для чтения нужно подбирать книги, разные по содержанию и настроению: серьезные и смешные, веселые и грустные, о хороших и плохих, смелых и трусливых людях, о благородных поступках, о природе, животных. Очень важно, чтобы книги вызывали самые разнообразные чувства ребенка, учили его радоваться и печалиться, восхищаться, любить и ненавидеть.
Необходимо поддерживать и поощрять детей стремлением поделиться своими впечатлениями о прочитанном, приучать их отвечать на вопросы, заучивать наизусть. Чтение художественной литературы должно сопровождаться беседами, цель которых — развивать наблюдательность и вкус ребенка, способность анализировать поступки героев, характер их взаимоотношений, а вместе с тем взвешивать и свои поступки.
Слайд 10: (воспитание красотой через собственную творческую деятельность детей).
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей.
Под художественно – речевой деятельностью мы понимаем деятельность, возникающую у ребенка под влиянием литературного или фольклорного произведения ( а именно: репродукция произведения – воспроизведение текста без изменения, интерпретация – пересказ прочитанных вместе со взрослым произведений, или создание собственного вторичного текста на основе первичного произведения).
Элементарное музицирование на простейших музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности. В процессе игры совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка.
Декоративно-прикладное творчество наиболее близко ребенку, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеалы. Ребёнок мыслит формами, красками, звуками и ощущениями. Благодаря средствам декоративно-прикладного искусства человек учится видеть красоту. Но это не означает, что ребёнок в будущем должен быть художником или искусствоведом, он просто получить некоторый объём сведений из теории и истории декоративно-прикладного искусства.
Слайд 11 (роль семьи в воспитании детей красотой).
Если раньше считалось, что детский сад и школа занимались непосредственным эстетическим воспитанием детей, то сейчас все кардинально изменилось. Именно семья – главный «воспитатель» детей, а роль детского сада заключается в том, чтобы помогать и направлять родителей в этом вопросе.
Как же можно и должно воспитывать способность к эстетической восприимчивости у ребёнка в семье?
Большое значение здесь имеет воспитание наблюдательности, развития умение видеть, рассматривать, отдать себе посильный отчёт в увиденном. Наблюдательность обогащает знания, зрительные представления ребёнка о предметах, способствуя эстетической восприимчивости. Поэтому развитие у детей культуры видения, способности к наблюдению, к внимательному любовному рассматриванию окружающих его предметов и явлений является важнейшей стороной воспитательной работы в семье.
Одной из наиболее эффективных средств в эстетическом воспитании систематическое поощрение ребёнка к наблюдениям, к посильному для него осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различие и сходство с другими, хорошо знакомыми ему предметами.
Любая экскурсия с детьми на природу, прогулки в город, в парк имеют большое значение для ребёнка, но вопросы эстетического воспитания детей нередко при этом забываются. Правильно делает мама, когда во время прогулки она говорит ребё нку: «Посмотри, какое красивое сегодня небо – нежно-голубое, с лёгкими белыми облаками. Обрати внимание на листочки осины: осенью они совсем тёмно-красные, у берёзки золотистые, а у клёна особенно яркие, пёстрые, одни жёлто-оранжевые, другие жёлто-зелёные. И как красивы все эти оттенки вместе в осеннем лесу».
Надо обращать внимание детей на особенности и красоту отдельных зданий, на их различия, на яркость и красочность праздничного оформления города. Восприятию всего этого ребёнком эстетические чувства, вызываемые окружающем, имеют большое значение в пробуждении и укреплении любви ребёнка к родной природе, к своему городу, к своей стране.
Эстетическую восприимчивость у ребёнка следует развивать, привлекая его внимание к мелким повседневным явлениям, к привычным ему бытовым предметам. Так, например, сознание, что чашка, которой он пользуется, красива по цвету и по узору, заставляет ребёнка бережней к ней относиться. Это обязывает родителей внимательно выбирать вещи, которыми ребёнок пользуется в повседневной жизни, избегать вещей безвкусных по форме и украшению.
Большое значение для воспитания способности ребёнка эстетически воспринимать окружающее имеет развитие у него активного выборочного отношения к предметам и явлениям.
Слайд 12: (три «кита» воспитания детей красотой). Вывод: как же «осознать» красоту и «помочь» ей «спасти мир». Ежедневно и ежечасно мы вместе со своими детьми наблюдаем за красотой (ищем ее в каждой детали бытия, мы ее сохраняем (не вредим, наводим порядок, придаем эстетичный вид, воспроизводим вместе с детьми (беседуем, рисуем, лепим, читаем, музицируем, учимся красиво говорить, заботимся о красивом внешнем виде своем и окружающих нас людей, и действительности.