МААМ-картинки

Общее родительское собрание в ДОУ на тему «Нравственное воспитание детей в семье»

Юлия Ковалёва
Общее родительское собрание в ДОУ на тему «Нравственное воспитание детей в семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Общее родительское собрание в ДОУ.

Тема: Нравственное воспитание детей в семье.

Цель:

вовлечь родителей в осмысление нравственных ценностей;

применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

раскрыть роль сказки в нравственном воспитании детей.

Повестка дня:

1. Вступительное слово заведующему.

Публикация «Общее родительское собрание в ДОУ на тему „Нравственное воспитание детей в семье“» размещена в разделах

2. Сообщение по теме: «Нравственное воспитание детей в семье».

3. Способы воспитания нравственных качеств у дошкольника.

4. Анкетирование родителей.

5. Спектакль «Репка» средняя группа.

6. Подведение итогов.

1. Вступительное слово заведующему

2. Сообщение по теме: «Нравственное воспитание детей в семье».

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня побеседуем на тему, которая интересует нас всех: и вас, уважаемые родители и нас, воспитателей – нравственное воспитание дошкольников и роль семьи в этом воспитании.

Многие забывают о том, что все мы живем в мире, который постоянно меняется. Но при всем этом нельзя забывать о том, что есть в мире «вещи», которые, несмотря ни на что, остаются неизменными и являются общими для всех людей, живущих на земле. Во все времена людьми ценились честность, справедливость, милосердие, любовь к матери, Родине, товарищество, доброта, принципиальность, а ложь, лицемерие, предательство, душевная черствость – считались качествами, недостойными «настоящих людей».

На чем строить воспитание детей? Конечно же, на нравственных ценностях.

Уважаемые родители, какие же наиболее важные качества хотим мы видеть в наших детях? Конечно же: вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, чувство такта, предупредительность. Качества эти построены на нравственных устоях, поэтому нравственные устои (доброта, честность, милосердие и т. д.) и должны стать опорой воспитателя.

В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Необходимо формировать у них такие важные для каждого человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им, активность и инициативу в самостоятельной деятельности.

Правильное воспитание предупреждает накопление ребенком отрицательного опыта, препятствует развитию нежелательных навыков и привычек поведения, что может неблагоприятно сказываться на формировании его нравственных качеств.

Основные задачи нравственного воспитания дошкольников включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств: чувство привязанности и любви к близким, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих их. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей. Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей.

В старшем дошкольном возрасте нравственные навыки и привычки, развивающиеся на основе осмысленного отношения детей к нравственному содержанию поступков, становятся более прочными. Необходимо воспитывать у детей осознанное поведение, подчиненное нормам морали, на конкретных примерах разъяснять, как следует поступать.

Например: «Заботливые дети - это те, которые берегут игрушки, ухаживают за животными, растениями, помогают взрослым», «Хороший товарищ никогда не обидит друга, уступит ему игрушку, договорится о том, как вместе поиграть».

Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др., которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Очень часто дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться знаниями в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в обществе сверстников.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам.

В старшем дошкольном возрасте у детей важно формировать такие мотивы поведения, которые бы побуждали их к поступкам, отражающим общественную направленность личности (позаботиться о сверстнике, поступиться личным желанием ради удовлетворения интересов коллектива, сделать своими руками подарок близким). Формирование мотивов поведения связано с организацией разнообразной деятельности детей, общения их между собой, со взрослыми.

3. Способы воспитания нравственных качеств у дошкольника.

Уважаемые родители, что может помочь в воспитании нравственных качеств? Конечно же сказки.

Можно ли представить нашу жизнь без тебя, милая, чудесная, добрая сказка! Сказка умеет так ненавязчиво, по-доброму, с такой любовью и без назиданий и нотаций рассказать о смысле жизни и о том, как стать счастливым. А мы даже не догадываемся, что слушая сказку, воспитываемся и учимся. Учимся дружить и любить. Сказка, наш преданный друг, бескорыстно даришь нам крохотные семена мудрости, которые продолжают расти и дальше, вместе с нами.

Использование народных сказок в работе с детьми играет важную роль. Так как они помогают детям преодолеть тревогу и конфликты, с которыми они сталкиваются. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В них противопоставляются добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – это сложная штука и что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Например, сказка «Репка» учит детей быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес один не ходи – можно попасть в беду, а уж если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость – в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка – сестричка и серый волк». Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается, мудрость восхваляется, забота о близком поощряется.

Сказка не любит лжи и притворства. Она открывается только тем, кто безгранично доверяет ей!

Еще один помощник – это мультфильм.

Мультфильм транслирует ребёнку определённые модели поведения, которые в дальнейшем будут бессознательно восприняты им как правильные или неправильные. Если ребёнку симпатичен герой или героиня мультфильма, он будет стремиться подражать ему. Чем больше обаяния и харизмы у персонажей мультика, тем большим влиянием они обладают. Здесь-то и таится главная опасность: если ребёнок будет ассоциировать себя с привлекательными персонажами, которые не созидают, а разрушают, он будет перенимать их модель поведения.

Мультфильмы, которые мы рекомендуем смотреть

1. 101 далматинец

2. Балто

3. Винни-Пух (1969)

4. Головоломка

5. Дамбо

6. Даша-путешественница

7. Зверополис

8. Король лев

9. Кот Леопольд

10. Котёнок по имени Гав

11. Красавица и чудовище

12. Леди и Бродяга

13. Лило и Стич

14. Малыш и Карлсон

15. Малышарики

16. Простоквашино

17. Скуби-Ду

18. Смешарики

19. Фиксики

20. Холодное сердце

21. Хранитель Лев

Стоп-лист

1. Monster High

2. Губка Боб — Квадратные штаны

3. Девочки из Эквестрии

4. Кик Бутовски

5. Маша и Медведь

6. Миньоны

7. Свинка Пеппа

8. Том и Джерри

9. Финес и Фёрб

Мультфильмы были отобраны по следующим критериям:

1. Мотивационный. Мультфильм не должен побуждать ребёнка к действиям, которые будут опасны для окружающих или его самого.

2. Ценностно-смысловой. Мультфильм должен формировать у ребёнка систему общечеловеческих ценностей, например, рассказывать о важности доброты, дружбы, искренности и милосердия.

3. Эмоциональный. Мультфильм не должен вызывать у ребёнка такие негативные чувства как тревога или неуверенность в себе. Если в мультфильме обижают персонажа, с которым идентифицирует себя ребёнок, — это вредный мультфильм. Если после просмотра ребёнок испытывает позитивные эмоции или учится справляться с негативными — это полезный мультфильм.

4. Познавательный. Мультфильмы должны адекватно передавать картину мира и пробуждать любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

Поясним на конкретных примерах. Оскароносная «Головоломка», например, была выбрана в список потому, что учит не совершать поспешных поступков, а стараться найти компромисс со своими близкими. Этот мультик учит, какими бывают и как проявляются базовые эмоции, учит тому, что жизнь бывает не так уж проста, но в этом её прелесть. А ещё в этом мультфильме прекрасная графика, хорошо прорисованы сами герои и выражения их лиц: так «Головоломка» получила плюс за каждый критерий.

«Свинка Пеппа» — другой пример. Герои нарисованы криво, что не способствует формированию эстетического вкуса у детей, персонажи шумны и наигранно радостны, их характеры уплощены и наивны, а ещё они странно относятся друг к другу. Папа Свин, например, регулярно получает от дочери злые шутки про свой лишний вес, но на место маленькую наглую Пеппу не ставит. Полезен ли этот мультфильм ребёнку? Мы решили, что нет.

Насмотревшись на проказы Маши из популярного российского мультфильма «Маша и Медведь», дети могут решить, что вседозволенность — вполне приемлемое поведение. Родителям вряд ли хочется, чтобы их дочь сначала крушила всё вокруг, а потом рыдала от вселенской несправедливости. Но Миша прощает такое Маше, а родители — нет!

Ну, хорошо! А о каких детях речь? Дети ведь бывают разного возраста, в три года ребёнок не поймёт «Головоломку», а в 12 не станет бездумно подражать Маше из «Маши и Медведя».

Всё так. Поэтому мы изначально разбирали мультфильмы именно для детей, а не подростков и старше. Принято считать, что подростковый возраст начинается примерно в 12 лет (так гласит известная классификация Лидии Божович). Потому мультфильмы для взрослых мы не разбирали. Известный сатирический мультфильм «Южный парк», например, получил бы жирный минус за каждый из вышеперечисленных критериев, но имеет официальный рейтинг 18+, а потому из обсуждения сразу был исключён и в итоговый список не попал.

Кроме того, к каждому мультфильму мы написали короткую аннотацию и присвоили рекомендуемую возрастную планку. Последняя определялась с учётом теории о зоне ближайшего развития. Это понятие ввёл известный советский психолог Лев Выготский. Речь идёт о функциях, которые у ребёнка ещё не созрели, но вот-вот появятся.

Чтобы мультфильм был полезен, его идея или содержание должны помогать развивать функции ребёнка. Каждому возрасту своё время: подростку уже бесполезно навязывать мораль в форме «хорошо-плохо» или показывать развивающую «Дашу-Путешественницу», а вот «Скуби-Ду» получил «рейтинг» 6+ потому, что до этого возраста ребёнок ещё не сможет в полной мере оценить детективный сюжет этого мультфильма.

Пример аннотацию к мультфильму «Смешарики»

«Этот мультфильм демонстрирует разнообразие внешнего мира, знакомит с различными временами года, миром профессий, отношениями между людьми. Мультфильм показывает, что все мы разные. В конце каждой серии подводится итог, помогающий усвоить моральные ценности, такие как дружба, доброта, взаимопомощь и честность. Кроме того, благодаря этому мультику, ребёнок учится основным правилам поведения. Рекомендован к просмотру с четырёх лет».

До четырёх лет мультфильм, скорее всего, ребёнком правильно понят не будет. Это не значит, что для двухлетнего малыша мультфильм вреден и разрушителен. Нет, просто бесполезен.

Аннотация к мультфильму «Том и Джерри»

«Данный мультфильм не рекомендован для просмотра детям до десяти лет, поскольку существует риск того, что ребенок начнёт плохо относиться к животным. Главные герои часто дерутся и пытаются навредить друг другу. У ребёнка может сформироваться неправильное отношение к тому, какими могут быть последствия необдуманных действий».

В «Южном парке» Кенни Маккормик регулярно умирает (порой довольно нелепо) и в новой серии воскресает снова — но в идеале этот мультфильм ребёнок и не увидит, ведь он имеет рейтинг 18+ и транслируется только в ночное время. А вот «Том и Джерри» такого рейтинга не имеет, хотя демонстрирует не менее небрежное отношение к смерти: и кот, и мышонок наносят друг другу смертельные увечья каждую минуту, но через мгновение отряхиваются и бегут дальше. Мы считаем, что правильно воспринято подобное будет только детьми постарше.

Наши аннотации пока что нуждаются в доработке, поэтому выкладывать их все мы не стали, да и слишком бы это было объёмно. Надеемся сделать это как можно скорее и выложить в отдельной статье!

Как правильно ребёнок должен смотреть мультфильмы

Мультфильмы не должны заменять ребёнку все виды активности. Конечно, очень удобно занять малыша, посадив его у экрана. Однако это вредит не только его зрению, но и психическому развитию. Согласно периодизации отечественного психолога Даниила Эльконина, дети от года до трёх лет учатся орудовать предметами, общаясь со взрослым. Дошкольники в процессе живой игры овладевают новыми понятиями и социальными ролями. От 6 до 12 лет ведущая потребность ребёнка — учёба и научное познание мира. Мультфильмы выступают приятным дополнением для всего этого, но никак не заменой.

Если родители никогда не участвуют в просмотре, ребёнок может неправильно понять смысл мультфильма. Некоторые моменты могут нуждаться в пояснении: почему другие животные невзлюбили Дамбо в одноименном мультфильме или почему кот Леопольд всё прощает хулиганам-мышам? Поэтому важно, чтобы ребёнок мог всегда задать взрослому вопрос и получить на него доступный ответ.

А некоторые мультфильмы будут интересны и детям, и родителям. Например, мы рекомендуем смотреть всей семьёй «Король Лев» и недавно вышедший «Зверополис». Во время просмотра важно наблюдать за своими эмоциями и эмоциями ребёнка. После просмотра можно обсудить мультфильм и задать вопросы.

• Что тебе понравилось?

• Какие моменты запомнились?

• Какой герой тебе был ближе?

• Как ты считаешь, этот персонаж в такой ситуации поступил хорошо или плохо?

Даже если у вас пока нет детей, просто смотрите хорошие мультфильмы и не теряйте контакт со своим внутренним ребёнком!

4. Анкетирование родителей.

Цель: выяснить у родителей проблемы нравственного воспитания ребенка в семье.

1. Как вы считаете, является ли нравственное воспитание основным?___

2. Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?___

3. Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?___

4. Часто ли Ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения

- да, часто

- не очень, часто

- никогда

5. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, во время ссоры с другими детьми?___

6. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

- никак не реагирует

-чувствует себя виноватым

- агрессивно

- другое___

7. Кто из взрослых является авторитетом для ребенка?

- мама или папа

- бабушка или дедушка

- старший брат или старшая сестра___

8. Объясняете ли вы своему ребенку, каким должен быть хороший человек?___

9. Под влиянием, каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое поведение?

- угрозы, физическое наказания

- беседы о плохом поведении

- обещание подарков за хорошее поведение

- другое___

10. Выполняет ли дома ребенок поручения по дому?___

8. Позволяете ли Вы своему ребенку играть в компьютерные игры?___

9. Как часто вы читаете ребенку сказки?

- часто

- редко

- совсем не смотрит

10. Кто из героев сказок нравится Вашему ребенку больше всего?___

11. Какая любимая игрушка у Вашего ребенка___

12. Выберите утверждение, с которым Вы согласны:

- ребенок никогда не должен забывать, что взрослых нужно уважать

- жалей и люби своего ребенка и в будущем он ответит тебе тем же

5. Спектакль «Репка» средняя группа.

6. Подведение итогов.

Публикации по теме:

Групповое родительское собрание в форме КВН «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Подготовка к собранию 1. Оформляются красочные приглашения в виде сказочных домиков для каждого родителя. 2. В уголке «Для Вас, родители».

Консультация для родителей на общее родительское собрание «Охрана жизни детей» с показом слайдов (Слайд 1) Возросшая статистика травматизма детей требует привлечения внимания общественности, проведения работы с детьми и родителями..

Общее родительское собрание на тему «Информационная безопасность детей-дошкольников» План проведения. 1. Актуальность проблемы информационной безопасности. 2. Информационная безопасность детей. Международное и федеральное.

Общее родительское собрание в ДОУ «Шкатулка для родителей» Общее родительское собрание «Шкатулка для родителей» Танец «Маленькая страна» Ведущий 1 Здравствуйте все, кто пришел в этот зал! Сколько.

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание в семье» Цель: • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей. Задачи: • Довести до сознания родителей о необходимости нравственного.

Родительское собрание «Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре» Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья, в особенности.

Родительское собрание на тему «Патриотическое воспитание детей в семье и детском саду» Родительское собрание на тему: «Патриотическое воспитание детей в семье и детском саду». «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное.

Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 20» Родительское собрание на тему «Экологическое воспитание.

Родительское собрание по теме «Экологическое воспитание в семье» Родительское собрание по теме: «Экологическое воспитание в семье» Цель: Повысить интерес родителей к экологическому образованию детей и.

Родительское собрание в подготовительной группе «Воспитание любви и уважения в семье» Форма проведения; семейная гостиная. Цель: Создание условий для формирования у родителей и детей любви и уважение к членам семьи, желания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общее родительское собрание в ДОУ на тему «Нравственное воспитание детей в семье»
Опубликовано: 5 августа 2018 в 14:29
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общее родительское собрание в ДОУ на тему «Нравственное воспитание детей в семье»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ковалёва в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД