Татьяна Суродина
Конспект родительского собрания учителя-логопеда в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители!
В сентябре в нашей группе была проведена диагностика речевого развития детей, которая показала, что более половины детей не соответствуют речевой норме.
Что же является нормой для ребенка 4 лет. Ребенок в 4 года имеет словарный запас около 2000 слов. Должен уметь развернуто отвечать на вопросы, выражать свои мысли, группировать предметы по классам: посуда, одежда и т. п. Речь должна быть понятной окружающим, допускаются еще искажения, пропуски и замены. Например вместо машина — масына. Рыба — выба, это допустимо, потому что шипящие формируются к пяти годам, а соноры (Р и Л к шести, то есть ребенок может заменять на более простой звук. А вот если ребенок заменяет К на звук Т, то это уже говорит о несформированности фонематического слуха. То есть вместо кот — тот, вместо кошка, ребенок скажет «тоста» и смысл слова уже не понятен. Так же возможно нарушение слоговой структуры слова (количество и порядок слогов в слове, например вместо автомат — татамат, вместо тыква - тыка. Хотя звук В легкий в произношении и например в слове вата, ребенок его произносит правильно, потому что здесь нарушен не сам звук, а слоговая структура слова. Так же интенсивно в этом возрасте формируется лексико-грамматический строй речи, например не мой собака, а моя собака, не красный яблоко, а красное яблоко т д.
Публикация «Конспект родительского собрания учителя-логопеда в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
К сожалению, как показывает практика, в последние годы речевое развитие детей значительно ухудшилось. Давайте разберемся, с чем это может быть связано.
Причины могут быть внутренними и внешними.
К внутренним причинам (еще их еще называют органическими, тк. они формируются внутри организма) относятся: гипоксия плода (это кислородное голодание) во внутриутробном периоде, интоксикации, инфекции, перенесенные матерью во время беременности, резус-конфликт матери и ребенка (несовместимость крови, недоношенность, вредные привычки родителей, травмы, полученные ребенком во время родов, асфиксия (удушье, обвитие пуповиной и т. д) наследственность, заболевания перенесенные ребенком в раннем возрасте. К сожалению на эти причины мы повлиять не можем, и их последствия исправляет не только логопед, но и врач невролог, психолог, дефектолог и другие специалисты.
Есть внешние причины: к ним относятся социально-бытовые условия, в которых ребенок растет. Неблагоприятные условия могут приводить к педагогической запущенности, нарушениям эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.
Речь ребенка развивается по подражанию. Из-за этого крайне важно, чтоб его окружали люди с правильной речью. И если в семье имеются старшие дети или взрослые с дефектами звукопроизношения, это тоже может стать причиной.
Стресс, испуг, и другие различные психические травмы. Помимо того, что это задерживает развитие речи, в ряде случаев это может приводить к заиканию.
Сам факт общения имеет большое значение в развитии речи. Ребенку недостаточно просто слышать звуки (телевизор, радио, необходимо именно прямое общение со взрослыми, и чем больше его будет, тем лучше. "Сюсюкание" является одним из видов неблагоприятного воздействия, ребенку нужен правильный эталон, и если взрослые говорят бибика (машина, пипи (цыплёнок, топ топ (идти, ням ням (кушать, и дети соответственно говорят так же.
И наверное для многих родителей «больная» тема, это использование телефона, как еще одна из причин.
Раньше ребенок ходил за ручку, гулял во дворе или в парке, копался в песочнице, кидался песком, бегал по лужам, падал и вставал, пытался поймать лягушку, ремонтировал с папой машину в гараже, а с мамой сажал морковку и все время находился в контакте либо с родителями, либо с такими же детьми, происходило активное общение – речевое, тактильное, эмоциональное.
В настоящее время, ребенок больше времени проводит с телефоном. У него уже сформировалась экранная зависимость. Ребенка поощряют, наказывают, воспитывают, обещая или забирая телефон. В телефонных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, раскачивают доречевой уровень активности и ребёнок остается на этом уровне общения. По некоторым данным 93 % современных детей 3-6 лет смотрят на экран около 4-х часов в день, это 28 часов в неделю, вы только вдумайтесь, что намного превосходит время общения со взрослыми. Развитие ребенка во всех направлениях затормаживается. Плюс постоянное смотрение на экран, дает очень большую нагрузку на зрение, а неправильное положение головы, затрудняет кровоснабжение головного мозга, что приводит к утомляемости, снижению внимания, памяти и т. д.
Это основные внешние причины, влияющие на развитие речи, на эти причины мы с вами взрослые можем повлиять. Т. е ограничить пользование телефоном, (в идеале совсем исключить, создавать благоприятную атмосферу в семье, много разговаривать, объяснять, читать книги, задавать вопросы и отвечать на них, играть в ролевые и настольные игры, не сюсюкать и т. д.
Очень важно вовремя заметить, что у вашего ребенка есть речевое недоразвитие и начать его исправлять, потому что до 5 лет детский мозг наиболее пластичен. Идти к логопеду нужно уже сейчас и даже раньше, перед школой за три месяца будет уже очень поздно. А нерешенные проблемы с речью в школе повлекут за собой проблемы с чтением и письмом, и успеваемостью в целом.
Хочется несколько слов сказать о работе логопедического пункта в нашем детском саду. На занятия зачисляются дети подготовительной и старшей группы, преимущественно те, которые идут на следующий год в школу, и у кого нет сложных речевых нарушений, т. к. форма работы логопункта представляет собой логопедическое сопровождение. То есть основная нагрузка ложится на родителей, логопед лишь выявляет проблему, подбирает необходимые задания и упражнения, и контролирует их выполнение. Более сложные речевые нарушения, требуют другого подхода, а в рамках логопункта его реализовать невозможно. Поэтому я рекомендую родителям не откладывать проблему, и начинать занятия с логопедом вне детского сада. Родителям, чьи дети, по результатам диагностики были зачислены на логопоункт, хочу сказать,только вместе мы с вами можем добиться хороших результатов. Прошу вас ответственно и регулярно выполнять домашние задания, постоянно контролировать новые поставленные звуки в повседневной речи. Если у вас возникнут вопросы, я всегда готова к диалогу, и по запросу, в индивидуальном порядке проведу консультацию.
На этом все, спасибо за внимание!