Ольга Долганова
Конспект родительского собрания «Почему дети не говорят»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания.
Тема «Почему дети не говорят».
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время часто забывают об этом и пускают процесс развития речи ребенка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, сверстников (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость.
Публикация «Конспект родительского собрания „Почему дети не говорят“» размещена в разделах
Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно "знать в лицо", поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.
Что же такое отклонение в речевом развитии?
Отклонение в речевом развитии – это недоразвитие вербальных, интонационно-ритмических процессов в пределах речевой системы, обусловленное незрелостью фонематического восприятия и/или двигательных основ артикуляции и/или неадекватностью требований близких взрослых.
Типичные проблемы развития речи дошкольника:
1.
Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
2.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
3.
Засорение речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.
4.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
5.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)
6.
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
7.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
8.
Плохая дикция.
Причины возникновения речевых нарушений
Родители, которые узнали от специалистов о том, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, часто интересуются, чем они вызваны. Этот вопрос становится для них особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников нарушений речи не было. Речевые нарушения могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, вредоносных факторов, воздействующих изнутри или извне и нередко сочетающихся друг с другом. В специальной и справочной литературе описываются причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений. Их принято делить на две группы:
– органические (приводящие к нарушению механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) ;
– функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).
В группу органических причин включают следующие неблагоприятные обстоятельства:
1. Внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода. Наиболее уязвимый период воздействия негативных факторов на плод – первая треть беременности. Влияние вредного фактора или их сочетания в этот период может приводить к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребенка, в том числе и речевых зон коры головного мозга. К таким факторам относятся:
- Внутриутробная гипоксия плода (кислородное голодание, причины которой могут быть разными - гестоз (токсикоз) первой и второй половины беременности, угроза выкидыша, повышение артериального давления, соматические (общие) заболевания матери (сахарный диабет, нефрит, заболевания сердечно-сосудистой системы).
- Вирусные заболевания, перенесенные матерью в период беременности (краснуха, грипп, скарлатина, корь, инфекционный гепатит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, герпес, сифилис, ВИЧ-инфекция). К заболеваниям, наносящим наибольший вред для плода, относится, в первую очередь, краснуха. Заболевание краснухой в первые месяцы беременности может служить причиной тяжелых пороков развития ребенка (глухоты, слепоты, умственной отсталости, пороков сердечно-сосудистой системы).
- Травмы, падения и ушибы матери. Особенно, если ушиб приходился на область живота.
- Несовместимость крови матери и плода, что приводит к врожденной патологии слуха и речи.
- Нарушения сроков вынашивания плода (гестации) - недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).
- Курение, прием алкоголя и наркотических веществ. Влияние этих веществ впоследствии может сказаться на ребё нке: гиперактивность, расторможенность, и зачастую большие трудности в учебе. Алкоголь и наркотические вещества оказывают отрицательное влияние на умственное и физическое развитие новорожденного.
- Прием лекарственных препаратов. Существуют лекарственные средства, которые противопоказаны при беременности, или должны применяться с осторожностью.
- Профессиональные вредности (повышенные физические нагрузки, работа с химически активными вредными веществами, воздействие различных видов излучения ультрафиолетового, ионизирующей радиации).
- Стрессовые состояния матери во время беременности могут приводить к гипоксии плода.
2. Наследственная предрасположенность, генетические аномалии. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата. Например, неправильная посадка и комплектация зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого неба (расщелины неба). Выявлена наследственная предрасположенность к возникновению заикания. В семье, где поздно начал говорить один из родителей, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка. Исследователи придают различное значение наследственной природе речевых нарушений – от минимального до очень большого.
3. Вредности родового периода:
- Родовые травмы, приводящие к внутричерепным кровоизлияниям.
- Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом вследствие нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины.
- Малая масса тела новорожденного (менее 1500 г) и последующее проведение интенсивных реанимационных мероприятий (например, искусственная вентиляция легких, длящаяся более 5 дней).
- Низкий балл по шкале Апгар (общепринятый метод оценки состояния новорожденного непосредственно после рождения).
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни. В раннем возрасте неблагоприятными для речевого развития являются следующие обстоятельства:
- Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит, приводящие к повреждению центральной нервной системы, снижению или потере слуха.
- Травмы и ушибы головного мозга, в тяжелых случаях приводящие к внутричерепным кровоизлияниям, нарушению речевого развития или утрате имеющейся речи.
- Травмы лицевого скелета, приводящие к повреждению периферического отдела речевого аппарата (перфорация неба, выпадение зубов). Приводят к нарушению произносительной стороны речи ребенка.
- Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушению речевого развития ребенка.
- Прием антибиотиков, приводящих к снижению слуха.
В группу функциональных причин включают следующие факторы, влияющие на речевое развитие ребё нка:
1.
Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни ребенка, приводящие к педагогической запущенности, социальной или эмоциональной депривации (дефицит эмоционального и речевого общения с близкими, особенно с матерью).
Для того, чтобы научиться говорить, ребенку необходимо слышать речь окружающих, иметь возможность видеть окружающие предметы, запоминать названия, произнесенные взрослыми. В сороковых годах прошлого столетия появился термин – синдром госпитализма. Это понятие возникло в домах ребенка, где находились дети – сироты, родители которых погибли во второй мировой войне. Несмотря на хорошие бытовые условия содержания, среди прочих проблем у этих детей отмечалась задержка речевого развития, связанная с недостатком речевого общения – обслуживающий персонал не мог уделить детям такое же внимание, как это делала бы мать.
2. Соматическая ослабленность – длительно болеющие и часто госпитализируемые дети могут начать говорить позже своих сверстников.
3. Психологические травмы, вызванные испугом или стрессом; психические заболевания, которые могут стать причиной серьезных речевых нарушений – заикания, задержки речевого развития, мутизма (прекращения речевого общения с окружающими под влиянием психической травмы).
4. Подражания речи окружающих людей. Общаясь с людьми, страдающими нарушениями речи, ребенок может усвоить неправильные варианты произношения некоторых звуков, например, звуков р и л; ускоренный темп речи. Известны случаи появления заикания по подражанию.
Например: Усвоение неправильных форм речи можно наблюдать у слышащего ребенка, воспитывающегося глухими родителями.
В дошкольном возрасте речь ребенка ранима и легко может подвергаться перечисленным неблагоприятным воздействиям. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит несколько критических периодов развития речи:
– в 1-2 года - происходит интенсивное развитие речевых зон головного мозга;
– в 3 года - интенсивно развивается фразовая речь;
– в 6 – 7 лет - ребенок поступает в школу, осваивает письменную речь.
В эти периоды возрастает нагрузка на центральную нервную систему ребенка, что создаёт предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи.
Как выявить речевые несовершенства у детей?
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка.
Данный материал составлен с учётом особенностей развития речи и возможными проявлениями речевых отклонений в соответствии с данной возрастной категорией. Знакомясь с данным материалом, вы сможете сопоставить речь ваших детей с нормами речевого развития, что поможет вам выявить те или иные несовершенства речевого развития и вовремя обратиться к специалистам.
1.
Младший возраст (от 2до 4лет)
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
* очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
* часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
* имеет сильное течение слюны;
* не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
* не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д. ;
* говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «ати»;
* употребляет слова-фрагменты, слова, в которых сохранены только части слова: «ако» --молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту — логопеду в поликлинику или речевую группу детского сада.
Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
2.
Средний возраст (от 4 до 5 лет)
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:
* ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
* критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что само собой образуется;
* обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют на речь, и у ортодонта (если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем).
* большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, объяснит вам, как развивать фонематический слух;
* посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
* в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
3.
Старший возраст (от 5 до 7 лет)
6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
* Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а наоборот, вызывайте интерес к учебе.
У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, он должен уметь:
* правильно произносить все звуки языка;
* выделять первый и последний звук в слове;
* разделять слово на слоги;
* определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
* придумывать слова на заданный звук;
* сливать два названных звука в слог: М+А=МА;
* повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
* определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
Важно выяснить:
* насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
* насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
* что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
* сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет ли исключить из предложенного ряда «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
* умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки.
!Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый. Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.