Галина Овечко
Конспект родительского собрания «Составление рассказов по сюжетным картинам» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: ознакомить родителей с обобщёнными способами составления рассказов по сюжетным картинам на основе пособия Т. А. Сидорчук и С. В. Лелюх «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине», привлечь к практическому участию в работе по составлению рассказа по картине «Спасаем мяч».
Заинтересовать в использовании полученной информации на практике
Публикация «Конспект родительского собрания „Составление рассказов по сюжетным картинам“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Поступая в школу, ребёнок должен уметь составить небольшой рассказ по картине, но зачастую дети не понимают, по каким правилам он строится. На этом собрании мы обсудим некоторые обобщённые способы составления рассказа по сюжетной картине.
Сначала проводится подготовительная работа. Она проходит по этапам. По окончании каждого этапа вывешивается определённый значок совершённого мыслительного действия, эмблема.
Содержание этапов:
1. Определение предметов на картине.
2. Установление взаимосвязей между объектами на картине.
3. Составление сравнений, метафор и загадок по картине.
4. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.
5. Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины.
6. Определение местонахождения объектов на картине.
7. Составление речевых зарисовок с использованием различных точек зрения.
8. Описание объекта с изменением его характеристики во времени.
9. Понятие о смысловых характеристиках картины.
По каждому из этих этапов можно провести увлекательную для ребёнка работу в игровой форме, а в конце составить рассказ, используя для плана те карточки, которые считаете необходимыми.
Давайте же с вами поработаем над составлением рассказа по картине «Спасаем мяч» по всем этапам, на собственном опыте убедимся, как работает технология.
1 этап.
1. Наша цель : определить все объекты, изображённые на картине и схематизировать их
2 . Запомнить эмблему и озвучивать правило: «смотрю на картину и называю объекты».
3. Называть объекты и их части.
Алгоритм определения состава картины
1. Перечисли объекты
2. Схематически изобрази их на листе
3. Сгруппируй по какому- либо признаку
4. Озвучь правило этапа, покажи эмблему.
При наличии однородных предметов их группируют по какому- либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциональному назначению, форме. Цвету и т. п.
Моделирование объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок. Модели объектов, выделенных на картине, располагают на листе бумаги так, чтобы общая композиция картины сохранялась. Для мотивации к выделению объектов можно использовать приём «подзорная труба».
Практическая работа родителей с нацеливанием : кто самый внимательный?
Обязательное условие: обозначение «земли- неба»; «пола- потолка».
2 этап.
Наша цель: 1. Найти взаимосвязи объектов, изображённых на картине.
2. Обяснить их и обозначить стрелками
3. Запомнить эмблему и озвучить правило: «Один объект связан с другим».
4. Активизация словаря
Алгоритм установления взаимосвязей :
1. Выдели два объекта на картине
2. Объясни. Почему они между собой связаны.
3. Объедини названные объекты стрелками.
4. Озвучь: «Один объект связан с другим, потому что…» Покажи эмблему этапа.
Задание: давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины : все изображённые предметы на картине между собой связаны. Найдём эти связи.
Пришёл волшебник Объединяй. Он соединил два предмета и просит объяснить, почему.
Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Взаимосвязь может быть установлена на уровне: физических связей (касание, давление); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит);
Родственных связей. Надо использовать распространённые предложения.
Модель рассказов :
-утверждение что с чем связано;
-ряд доказательств с помощью слов во- первых, во- вторых, потому что…
- вывод-подтверждение
Здесь особое значение имеет толерантность взрослого (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей).
3 этап.
Наша цель: 1. Составлять сравнения, загадки и метафоры по моделям.
2. Узнавать эмблему и озвучивать правило
«Я смотрю на предмет, изображённый на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов».
3. Активизация прилагательных по сюжету.
Алгоритм составления загадок :
Загадки составляются из трёх сравнений одного объекта с другими.
1. Выбери предмет на картине и перечисли его особенности, признаки (мяч …цвет. форму, его части)
2. Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку :
-какой предмет? Что такое же у других предметов?
-Что делает? Кто или что делает так же?
-На что это похоже? Чем отличается?
Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.
-Найди в них общее.
-Составь загадку с помощью слов: «как», но «нет».
-Произнеси правило этапа, покажи эмблему.
Предложить родителям заполнить для облегчения таблицу 1. (с. 15).
4 этап.
Наша цель:
1. Представить возможные ощущения через различные органы чувств.
2. находить эмблемы и озвучивать правило «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издаёт звуки и какой он на ощупь».
3. Активизация соответствующего словаря.
Алгоритм мыслительных действий:
1. Посмотри на картину, войди в неё.
2. Выбери себе орган чувств, который поможет тебе путешествовать по ней.
3. Опиши свои ощущения
4. Произнеси правило этапа
5. Найди эмблему.
Начинать рекомендуется с фраз : «Я слышу, как…»; «Здесь пахнет…» «Когда я трогаю руками…» и др. Описывать ощущения можно от лица как постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.
5 этап.
Наша цель:
1. подобрать рифмы к названиям объектов на картине и составит с ними рифмованные тексты.
2. Активизировать речь с помощью рифмующихся слов.
3. Учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило: «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».
Алгоритм составления рифмованных текстов.
1. Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине.
2. Из пары слов составь две строчки так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом.
3. Теперь составь стишок из этих четырёх строчек.
4. Добавь о главном герое строчку (можно без рифмы) по содержанию картины.
Жила-была девочка,
И она была припевочка;
На голове у неё был бантик-
Он похож на фантик. Она веселилась и не знала пока
О своей неприятности.
5. Выразительно прочти стишок.
6. Произнеси правило этапа и найди его эмблему.
«Я называю предмет и составляю про него стишок».
Можно использовать модель:
Жили – были как-то КТО-ТО,
Ой, какие были КТО-ТО!
ЧТО-ТО делали они,
На картину посмотри :
А,закончив, говори:
«Вот какие эти КТО-ТО
На картине ТОЙ-То».
Оценка созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания.
6 этап.
Наша цель:
1. Пространственная ориентировка картине.
2. Активизация слов, обозначающих пространственные понятия.
3. Нахождение эмблемы этапа и озвучивание правила «У каждого объекта есть своё место на картине».
Алгоритм мыслительных действий.
1. Выбери предмет. Определи, где он находится на картине.
2. Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему: - как это видит тот, кто рассматривает картину; -с позиции выбранного предмета.
3. Произнеси правило этапа: «У каждого объекта есть своё место на картине».
4. Найди эмблему этапа.
(Я - лужа на опушке леса. Вокруг меня трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше- девочка. Ёлочки стоят от меня так далеко, что я их почти не вижу».
Знакомство с игрой «ДА - НЕТ» для родителей.
7 этап.
Наша цель:
1. Перевоплотиться в объект на картине, изменить своё настроение во времени.
2. Составить речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине.
3. Узнавать эмблему этапа и озвучивать правило : «Я превращаюсь в объект на картине и у меня …. характер (определение вставляется по смыслу)
4. Активизация слов, обозначающих свойства характера объекта.
Алгоритм мыслительных действий:
1. Выбери героя на картине.
2. Определи его настроение или свойства характера.
3. «Войди» в образ героя (представь себя им).
4. Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.
5. Скажи правило этапа : «я превращаюсь в героя
6., изображённого на картине, и у меня…. характер.
7. Покажи эмблему этапа.
Для такой работы нужно знать возможные эмоциональные состояния и настроения героев. ( Скажи наоборот: грустный, спокойный, здоровый, сытый,.)
Разнообразные свойства характера : (добрый, трудолюбивый, вежливый, умный)
Признаки проявления эмоциональных состояний
Весё лый: улыбается, всё его радует, вызывает смех…
Разнообразные средства интонационной выразительности речи и правила их применения: темп речи, сила голоса, тембр.
8 этап:
Наша цель: составит речевые зарисовки от имени объекта во времени.
-найти эмблему этапа и озвучить правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
-активизировать в речи обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет ; раньше- позже, весна- осень, до того- после того).
Алгоритм мыслительных действий:
1. Выбрать объект, определить его состояние в настоящее время.
2. Представь прошлое (будущее)объекта с учётом изменения его признаков, действий.
3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
4. Произнеси правило этапа «Я выбираю объект и представляю, что с ним было раньше и что будет с ним потом».
5. Выбрать эмблему этапа.
Обычно картина рассматривается детьми, как остановившийся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени. При этом линия развития сюжета у всех объектов своя.
9 этап:
Наша цель: найти и объяснить смысловое содержание картины;
-составить речевые зарисовки по типу рассуждений;
-активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины;
-узнать эмблему и озвучить правило: «У каждой картины есть мудрость,правило жизни или главный смысл».
Алгоритм действий:
1. Возьмите несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушайте текст пословиц и поговорок о них.
2. Рассмотрите сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица и поговорка.
3. Объясните, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины.
4. Произнесите правило этапа.
5. Найдите эмблему этапа.
Лепестки «Ромашки мудрости»
(Перечень пословиц и поговорок)
1. Добро век не забудется.
2. Жизнь дана на добрые дела.
3. Мир не без добрых людей.
4. Трудно найти, легко потерять.
5. Умел ошибаться, умей и исправляться.
6. Семь раз примерь, один раз отрежь.
7. Поспешишь, людей насмешишь.
8. Слезами горю не поможешь.
9. без беды друга не узнаешь.
10. Ум - хорошо, а два - лучше.
11. Не копай другому яму. Сам в неё попадёшь.
12. Сам кашу заварил. Сам и расхлёбывай.
Можно провести как игру «Найди самое удачное название картины»
Мы учим объяснять, в чём заключается человеческая мудрость той или иной картины, а не самостоятельно формулировать жизненное правило, поскольку жизненный опыт ребёнка ещё очень мал.
Последний этап - собственно составление рассказа.
Наша цель: - закрепить знания, полученные в ходе этапов составления рассказа по картине. Можно использовать карточки этапов для составления плана рассказа. Они могут потребоваться ребёнку не все и не в той последовательности, в которой проходили игры.
-обязательно должна быть мотивация на составление собственного творческого рассказа по картине. (например, подарок картине).
При необходимости рекомендуется повторить предложения, которыми можно начинать текст: «Я смотрю на картину и …» ; в заключение рассказа «Я бы назвал эту картину так…»
Дорогие родители! Игры с сюжетной картиной не обязательно растягивать на две недели. Вы можете проводить их в любой последовательности. Но обязательно начинайте их с первых двух этапов. Заранее готовить эмблемы не обязательно- лучше вместе с ребёнком обсудить и составить схему (эмблему) уже проведенной игры.
Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его после того, как ребёнок рассказал свой.
Обязательно записывайте детские рассказы. Проанализировав созданный ребёнком текст,Вы сможете наметить пути дальнейшего развития речи своего ребёнка.
Предложите ребёнку сделать рисунок к рассказу. Вы научите его иллюстрировать собственные тексты. Собрав творческие продукты Вашего ребёнка воедино, можете создать его первую книгу речевого и изобразительного творчества.