Юлия Кондакова
Конспект родительского собрания «Развитие детской одаренности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание оптимальных условий для развития детской одаренности во взаимодействии всех участников педагогического процесса.
Задачи:
1. Ознакомить родителей с понятиями "одаренность", "способности", расширить их представления о разнообразных возможностях развития детской одаренности.
Публикация «Конспект родительского собрания „Развитие детской одаренности“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
2. Объединить усилия педагогов и родителей для развития способностей детей. Вооружить родителей практическими приемами и играми для создания оптимальных условий в развитии детской одаренности.
3. Создать атмосферу общности интересов в организации образовательного процесса.
4. Удовлетворить потребности родителей в неформальном общении друг с другом.
Участники:
Родители (законные представители, дети, воспитатель, музыкальный руководитель.
Предварительная работа:
-опросник для родителей (приложение № 1)
-запись ответов детей
- подготовка объявления о собрании, приглашений для каждого родителя
- подготовка памяток для родителей (приложение № 2)
- выпуск плакатов с высказываниями (приложение № 3)
-подготовка материала для практической части
-приготовить методику "карта одаренности" (приложение № 4).
-подготовить выставку творческих работ
-выпуск газеты "Говорят дети".
Материал: цветная бумага, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, мелки, вагоны из ватмана, паровоз из картона, лепестки цветов, обручи, игрушки, листы с изображением двух кругов, дипломы.
Ход собрания.
Воспитатель.
Здравствуйте, уважаемые родители. Тема нашего собрания "Развитие детской одаренности", мы поговорим об одаренности детей, развитии способностей, о роли семьи в развитии одаренности детей и отправимся на ярмарку талантов, где вы, уважаемые родители, присмотритесь к своим детям и, может быть, увидите то, чего раньше не замечали.
Получается, что под термином "одаренность" понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающихся от среднего. Но что же такое способность? Ученые говорят, что способностей от природы не существует, что способности это прижизненные формирования, а у ребенка есть задатки - это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности. Доказано, что каждый ребенок наделен самыми разными задатками. И первый важный момент задатки нужно развивать, превращать в способности в определенное время. Если это время упустить, то потом способности очень трудно, а иногда практически невозможно развить. Но некоторые родители сами того не замечая, не то что упускают время, они заглушают только начинающее развитие.
Мы задавали вопрос детям:
"Ругают ли Вас, если сломали игрушку?" 54% ответили - не ругают, 25% - ругают, 13% - ругают маленько, 8% - никогда не ломают игрушки.
Из ответов родителей ругают-50%, не ругают-50%.
Но к чему я задала этот вопрос? Чаще всего ребенок ломает игрушку именно из исследовательской деятельности, желая узнать, что у нее внутри, как она действует и может ли быть использована как-нибудь по-другому. А мы своим наказанием пугаем ребенка и не даем развиваться творческой личности. Редко дети ломают игрушку из разрушительных целей, из чувства протеста. (Даже в этих случаях следует не наказывать, а попытаться понять, откуда этот бунт). У нас в группе большинство родителей стараются понять своих детей, разрешая удовлетворить свое любопытство даже в такой деятельности, понимая, что способности могут развиваться не только в процессе обучения, воспитания, но и в ходе выполнения ребенком, какой - либо деятельности. Почему же так получается, что многие занимаются, стараясь развить способности, но не замечают у ребенка какой-либо одаренности? И вот здесь второй важный момент: развитие способностей происходит только при той деятельности, которая вызывает интерес, положительные эмоции, чувства удовольствия. Многие родители занимаются с детьми тем, чем сами считают нужным; сами выбирают ему занятие. Конечно, если с ребенком много заниматься, то его можно чему-то научить, даже добиться хороших результатов, но, чтобы проявилась его одаренность, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать, чтобы он сам хотел этим заниматься. Не любая деятельность, а только любимая может развить способности ребенка.
Задаю вопрос:
- "Чем любит заниматься Ваш ребенок дома больше всего?" (ответы родителей).
- «Чем Вы занимаетесь с ребенком вечером, в выходные дни?» (ответы родителей).
Послушайте, что отвечали дети. (запись).
Вы, заметили, что большого разнообразия в деятельности, в ответах детей не видно (также отвечали и дети которых не услышали, но можете прочитать в газете "Говорят дети". А для того, чтобы определиться с пристрастием ребенка, нужно действовать методом проб - поощрять все начинания ребенка, предлагать ему пробовать разные творческие, спортивные занятия, чтобы ребенок раскрылся и смог найти дело по душе. Родители же отвечают - все занимаются развитием своего ребенка. Хотелось бы на это надеяться, ведь для ребенка очень важно внимание семьи. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно - обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (детсада) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья т. д.) оказываются, относительно безразличны для развития способностей.
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. И несколько советов как развить способности дома.
В общение важно выходить за круг бытовых проблем, чтоб была совместная познавательная деятельность - общие игры, обсуждение сложных задач и проблем. Родителям необходимо помочь детям в умственном и творческом росте в соответствии с их способностями, обеспечивая достаточный круг общения, включая ребенка в разнообразные и посильные занятия.
Помогайте ребенку обнаружить свою одаренность и способности. Для этого не ленитесь вместе с ним заниматься лепкой, аппликацией, музыкой и другими видами творчества.
Пробуйте проявить фантазию относительно вещей, которые утратили свою необходимость. Например, прежде чем выбрасывать бутылочки из-под йогурта, коробки из-под сока и прочие предметы, предложите ребенку пофантазировать, что можно сделать из отслужившей вещи. Чем больше вы создаете познавательных, пробуждающих творчество моментов, тем более велика вероятность, что в какой-то из них ребенок обнаружит свой интерес в данной области.
Не забывайте о посещениях мест, где идет знакомство с художественной деятельностью, историей. Т. е. это всевозможные выставки, музеи, театры, кино и прочие заведения. Кто знает, может быть, ваш ребенок будущий сценарист, и, посмотрев однажды интересный фильм, он скажет, что, когда вырастет, снимет кино даже лучше. Или эмоции от просмотра картин побудят его тоже взяться за кисть.
Чем ярче и разнообразнее ваша жизнь и жизнь вашего ребенка, тем больше вероятности, что он состоится как личность, найдет свое призвание. Никому же при рождении не говорят: "Ты - будешь педагогом, а твое призвание - актерство". Каждому что-то дано, но это что-то надо найти и воспитать в себе. И роль родителей в этом вопросе просто неоценима. Хоть правильно, хоть неправильно, но они влияют на судьбу своих детей. Так что на поиск увлечений лучше отправляться вместе (в зал входят дети, садятся рядом с родителями).
Практическая работа с детьми и родителями.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправляемся на «Ярмарку талантов». А на чем же нам туда добраться? (ответы детей). Можно отправиться на поезде. У нас даже вагончики есть, только для ярмарки они не очень нарядные, давайте их украсим.
Задание № 1 «Укрась вагончик». Мы приготовили вам все необходимое: цветную бумагу, клей, ножницы, фломастеры, карандаши. Каждая семья фантазирует и украшает свой вагон. (после работы дети и родители ставят вагончики на подготовленные места).
Воспитатель: Итак, наш поезд к отправке готов, а как же мы его назовем? (дети дают название поезду)
Голос диктора: Внимание, внимание! Поезд «Радуга» отправляется, просьба пассажиров занять свои места (дети и родители садятся на подготовленные места).
Исполняется 1 куплет песни «Веселые путешественники», музыка М. Старокадомского (открывается занавес, за которым надпись «Ярмарка талантов», выбегает Скоморох)
Скоморох: Здравствуйте дети и родители,
По ярмарке прогуляться, не хотите ли?
А товары у нас необычные,
Вместо товара – таланты различные.
Здесь каждый может себя проявить
И уменьем своим всех удивить.
Вот вашему вниманию цветы,
Небывалой красоты.
Лепестки у них удивительные,
Для быстрых и сообразительных.
Задание № 2 «Собери цветок». У нас необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Нужно собрать цветок, смогут это сделать только умные, внимательные дети и их родители. У каждого середина цветка. Каждая семья собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящие к одному понятию (одежда, транспорт, домашние животные и др. группы).
Воспитатель: Молодцы! Какие Вы находчивые и внимательные, все цветы собрали правильно!
Задание № 3 «Скажи слова наоборот».
Скоморох: Давайте-ка с вами удивим народ –
Я назову слова, а вы слова наоборот.
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь.
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь.
Глупый, длинный, светлый, больной, холодный, слабый, высокий, толстый, широкий, добрый, белый, маленький, красивый, плохой.
Воспитатель: Как быстро справились с заданием, показали свои сообразительность и знания!
Скоморох: В танце умения вы покажите,
И вместе со мною сейчас попляшите.
Задание № 4: «Танец по показу». Все встаем в круг, скоморох в середину. Идем по кругу и поем «Встали в круг, встали в круг, слева друг и справа друг. Вы, друзья, не унывайте и за мною повторяйте!» Повторяем танцевальные движения за скоморохом.
Воспитатель: Да, в нашей группе есть таланты,
И певцы и музыканты.
Послушайте песню в исполнении Риты.
Исполнение песни «Мама», муз. Каракиной
Воспитатель: Рита молодец! Талант певицы заложен в ней!
Скоморох: В следующем задании покажите умение,
На ярмарке ценится воображение.
Задание № 5: «Заверши картинку». Перед вами на листе 2 круга. Представьте на что они похожи и дорисуйте рисунок.
Воспитатель: Творчество художников мы проявили, всем похвалиться мы не забыли. Вот что получилось у нас. (Показ работ).
Скоморох: Пришла пора показать сноровку,
Но перед состязанием проведем тренировку.
Задание№ 6: «Кто быстрее передаст игрушку». ( Две команды: родители и дети. Кто быстрее)
Скоморох: Молодцы, справились с заданием,
Приступаем к соревнованиям.
Задание№ 7: «Спортивная эстафета» (родители в паре с детьми). Делимся на две команды. Мама с ребенком бегут в паре до обруча, мама надевает обруч на ребенка и вместе бегут обратно.
Воспитатель: Молодцы! Все ловкие, быстрые, спортивные! Если долго, долго тренироваться, можно добиться высоких результатов, как наша Олеся. (Показ гимнастических упражнений).
Скоморох: Ну что ж, девчонки и мальчишки –
Вы способные детишки.
Талантов ваших просто не счесть,
Художники, танцоры в вашей группе есть.
Жаль мне с вами расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Ярмарка закрывается. (Скоморох прощается и убегает)
Голос диктора: Внимание, внимание»! Поезд «Радуга»возвращается в детский сад, просьба – пассажирам занять свои места. (дети и родители садятся в вагончики)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие, я надеюсь, вам оно понравилось. Думаю, что каждый из вас открыл в себе, что то новое о чем раньше даже не подозревал. Что Вы начнете или продолжите развивать способности своих детей, стараясь вырастить одаренного ребенка. (под музыку дети едут на поезде)
Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад! Вы все молодцы, показали столько умений и талантов. Каждый показал себя, посмотрел других и мы хотим вручить Вам дипломы! (вручение дипломов). А сейчас мы пройдем в группу и за чаем подведем итоги поездки.
Уважаемые родители! Надеюсь, что на начальном этапе – дошкольного детства, нашим вкладом в будущий успех детей будет выявление и развитие их способностей. Думаю, что, объединив усилия, мы обязательно добьёмся успехов.
Талант – это дар Божий, который надо постараться сохранить и приумножить. И в каждом человеке есть своя "изюминка", свое неповторимое "Я"
Рефлексия. Чудесный ларец
Родителям, присутствующим на собрании предлагается на небольших карточках (можно их оригинально оформить) ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.
Чаепитие.
Приложение № 4
Методика «Карта одаренности».
Общая характеристика
Эта методика создана автором на основе методики Хаана и Каффа. Она отличается от методики вышеназванных авторов тем, что для обработки результатов было «выброшено» несколько вопросов по каждому разделу, а также в целях облегчения подведения итогов был введен «лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям и также может применяться педагогами. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение основных функций:
• Первая и основная функция - диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований.
• Вторая функция - развивающая. Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными. Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция. Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму - во вторую и т. д.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка.
Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.
33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д., в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, 53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники, делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности :
• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
• творческая (2-й столбец листа ответов);
• академическая (3-й столбец листа ответов);
• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
• музыкальная (5-й столбец листа ответов);
• литературная (6-й столбец листа ответов);
• артистическая (7-й столбец листа ответов);
• техническая (8-й столбец листа ответов);
• лидерская (9-й столбец листа ответов);
• спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов
Приложение № 1.
Опросник для родителей.
Занимаетесь ли Вы с ребенком дома? Как часто?
Чем Вы занимаетесь с ребенком дома?
Заинтересованы ли Вы в развитии своего ребенка? (нужное подчеркнуть)
а) занимаетесь с ним сами;
б) занимался со специалистами в кружках;
в) занимался дополнительно с воспитателем. Считаете ли Вы, что ребенок самостоятельно может заниматься своим развитием? (да, нет)
Представляете ли Вы возможность заниматься самостоятельно?
а) приобретаете специальные тетради с заданием, какие?
б) покупаете детские книги для самостоятельного чтения, какие?
в) приобретаете развивающие игры, какие?
Чем любит заниматься Ваш ребенок?
Приложение № 3.
Плакаты с высказываниями.
1 плакат. Творческий ребенок, творческая личность – это результат всего образа жизни дошкольника, результат его общения и совместной деятельности со взрослым, результат его собственной активности».
Н. Н. Поддьяков.
2 плакат. Одаренность - это результат взаимодействия наследственности человека и его культурной среды.
3 плакат. Одаренность - это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях.
4 плакат.
5 плакат. 6 типов одаренности :
1. Интеллектуальный.
2. Академический.
3. Креативность.
4. Общение и лидерство.
5. Художественной деятельности.
6. Двигательный.
Приложение № 2
Памятка родителям по воспитанию одаренных детей
• Дайте ребенку время для размышления и рефлексии;
• старайтесь развивать способности ребенка во всех сферах. Например, для интеллектуально одаренного ребенка были бы очень полезны занятия, направленные на развитие творческих, коммуникативных, физических и художественных способностей;
• избегайте сравнивать детей друг с другом;
• дайте ребенку возможность находить решения без боязни ошибиться. Помогите ему ценить, прежде всего, собственные оригинальные мысли и учиться на своих ошибках;
• поощряйте хорошую организацию работы и правильное распределение времени;
• поощряйте инициативу. Пусть ваш ребенок делает собственные игрушки, игры и модели из любых имеющихся материалов;
• способствуйте задаванию вопросов. Помогайте ребенку находить книги или другие источники информации для получения ответов на свои вопросы;
• дайте ребенку возможность получить максимум жизненного опыта. Поощряйте увлечения и интересы в самых разнообразных областях;
• не ждите, что ребенок будет проявлять свою одаренность всегда и во всем;
• будьте осторожны, поправляя ребенка. Излишняя критика может заглушить творческую энергию и чувство собственной значимости;
• находите время для общения всей семьей. Помогайте ребенку в его самовыражении.
Родители обязаны стремиться развивать в своих детях следующие личные качества:
• уверенность, базирующуюся на сознании самоценности;
• понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
• интеллектуальную и творческую любознательность;
• уважение к доброте, честности, дружелюбию, сопереживанию и терпению;
• привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки;
• умение помогать находить общий язык и радость в общении с людьми всех возрастов, рас, социоэкономических и образовательных уровней.
Родители создадут прекрасные условия для развития этих качеств, если своим собственным поведением продемонстрируют, что:
• они ценят то, что хотят привить ребенку в моральном, социальном или интеллектуальном плане;
• они точно рассчитывают момент и степень реакции на потребности ребенка;
• они опираются на собственные силы и позволяют ребенку самому искать выход из сложившейся ситуации, решать каждую задачу, которая ему под силу (даже если сами могут сделать все быстрее и лучше);
• они практически не оказывают давления на ребенка в его творческих делах, но всегда готовы прийти на помощь в случае необходимости или предоставить дополнительную информацию в сфере, к которой ребенок проявляет интерес.