Светлана Поливина
Конспект родительского собрания «Путешествие в страну знаний»
▼ Скачать + Заказать документы
Материал к родительскому собранию :
«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ,
ИЛИ ТОЛЬКО ВПЕРЕД!»
Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.
Публикация «Конспект родительского собрания „Путешествие в страну знаний“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 4-5 лет; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; обновить анкетные данные семей воспитанников; научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.
Форма проведения: встреча-путешествие.
Участники: воспитатели, родители, узкие специалисты.
План проведения
1. Вступительная часть.
2. Поздравление родителей с началом учебного года.
3. Знакомство с новыми семьями, воспитателем, узкими специалистами.
4. Выборы нового состава родительского комитета.
5. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет».
6. Выступление узких специалистов.
7. Особенности образовательного процесса в средней группе.
8. Ознакомление родителей с целями и задачами МОУ на новый учебный год.
9. «Родителям о ПДД» (Анкета для родителей «Я и мой ребенок на улицах города»)
10. Коротко о разном.
Ход мероприятия
I. Подготовительный этап
1. Изготовление плаката с изображением корабля, плывущего в страну Знаний; оформление выставок (детские рисунки, фотоколлаж «Лето красное!») или создание фотогазеты «Прощай, лето» (родители приносят летние семейные фотографии, рисунки детей).
2. Подготовка благодарственных писем семьям, принявшие активное участие в подготовке группы к началу учебного года; проекта плана совместных мероприятий на новый учебный год; выписки из годового плана работы МОУ на новый учебный год (раздел «Взаимодействие с семьей»); бейджиков (по количеству родителей).
3. Приглашение узких специалистов.
4. Предварительное анкетирование родителей (приложение 1).
5. Оформление информационных листов с названиями совместных педагогических и творческих проектов, которые будут реализованы в новом учебном году.
6. Разработка проекта решения родительского собрания.
7. Оформление приглашения:
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки!
Приглашаем Вас на организационное родительское собрание «Путешествие в страну Знаний продолжается, или Только вперед!».
Вместе с нашими детьми отправимся в путешествие по океану Знаний.
Родительское собрание состоится. августа в 17.30.
Ждем Вас с нетерпением!
Воспитатели группы. (Ф. И. О. воспитателей)
II. Организационный этап
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Каждому выдается бейджик, фломастер и предлагается написать свое имя и отчество, а также подсказку для других родителей (например мама Оли Ч.).
Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На центральной стене — изображение плывущего к острову корабля, выставки, плакат с темой собрания.
Родители изучают содержание программы родительского собрания и материалы представленных выставок.
III. Вступительная часть
Звучит торжественная музыка.
Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной кают-компании! Сегодня у нас праздник. Попробуйте догадаться какой. Нашим знамени-тым путешественникам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада! Давайте передадим им свои пожелания.
Упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, воспитатель пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Пожелания родителей можно записать на магнитофон или видеокамеру, чтобы дать их прослушать посмотреть детям.
Воспитатель. Вот и подошло к концу лето. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений.
Вариант 1. Упражнение «Как мы провели лето»
- Встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес. (на рыбалку).
- Встаньте те, кто купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже).
-. у чьих детей от загара сгорела спина.
-. кто читал детям книги.
-. кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).
-. чьи дети помогали родителям на даче (в огороде).
-. чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.
Вариант 2. Упражнение «Каким я увидел (а) своего ребенка летом?»
- Он внимательный: помог мне нести сумку с дачи.
- Он ласковый: охотно целует, обнимает меня; жалеет животных: кормит у бабушки кур, козочку.
- Он наблюдательный: всегда заметит, когда распускается цветок, заходит солнце или появляется тучка.
- Он веселый: любит петь, никогда не хнычет по пустякам.
- Он трудолюбивый: может долго поливать грядку, делает дело до конца.
- Он мой любимый: я люблю его всякого и очень хочу, чтобы его любили все.
Вариант 3. Шуточная игра «Колпак»
Предварительно музыкальный руководитель записывает небольшие фрагменты из популярных эстрадных и детских песен по теме «Как мы провели лето».
Воспитатель. Сейчас мы узнаем, о чем же думают наши родители после летнего отдыха. Когда колпак остановится над кем-то из родителей, мы все услышим (включает музыкальный фрагмент, о чем же думает или мечтает этот человек.
- Да, я вижу, вы приятно и с пользой для детей провели лето. Значит, вы замечательные родители!
- А кто из вас этим летом совершил морское путешествие на теплоходе, катере, яхте? А хотите отправиться в круиз прямо сейчас?
- Итак, сегодня мы — дети, педагоги и родители - отправляемся в круиз по океану Знаний (показывает на плакат, которое продлится еще не один год, а конечный пункт нашего путешествия — это, конечно же, Школа.
- Чтобы отправиться в такое длительное плавание, нам необходимо надежное, оборудованное и красивое плавательное средство. Это наш детский сад и наша группа (предметно-развивающая среда, без нее невозможно полноценное всестороннее развитие наших детей). Кто же помог качественно подготовить нашу группу к новому учебному году?
IV. Поздравление родителей с началом учебного года.
Вручение благодарственных писем
- Родителям вручают благодарственные письма за помощь в проведении ремонтных работ и подготовке группы к началу учебного года.
V. Знакомство с новыми семьями, воспитателем, узкими специалистами
Вариант 1. Родители сами коротко рассказывают о своей семье.
Вариант 2. Воспитатель дает краткую характеристику семьи на основании информации, полученной от родителей в ходе предварительной беседы.
Вариант 3. Игра в знакомство.
Воспитатель. А как можно отправиться в плавание без надежной команды! Предлагаю выбрать родительский комитет группы, который будет заниматься вместе с воспитателями организацией всех наших совместных проектов.
VI. Выборы нового состава родительского комитета
- Работа родительского комитета группы регламентируется документом «Положение о родительском комитете муниципального дошкольного образовательного учреждения».
- Следует коротко напомнить родителям о его функциях.
- Альтернативой родительскому комитету группы может выступить инициативная группа, которая представляет собой сменный состав родительского комитета группы. Инициативная группа может иметь те же задачи и права, что и родительский комитет. Изменятся лишь организация и содержание работы инициативной группы.
- Выборы родительского комитета можно провести нетрадиционным способом. Родителям раздаются листочки с таблицей.
Должность Функции Предлагаю избрать
Председатель родительского комитета 1.
2.
3.
- В первых колонках перечисляются должности и функции представителей родительского комитета группы, а в правой по вертикали — цифры от 1 до 3.
- Родителям предлагается вписать кандидатуры (по три человека на каждую должность). Родитель, желающий заниматься той или иной деятельностью, может вписать свое имя. Возможные должности представителей комитета:
- председатель родительского комитета (он является представителем от группы в родительский комитет МОУ или Совет МОУ);
- заместитель председателя родительского комитета (его правая рука);
- секретарь родительского собрания;
- группа родителей, отвечающая за осуществление мероприятий по укреплению материально-технической и наглядно- дидактической базы группы, благоустройство и создание в ней нормальных санитарно-гигиенических условий;
- сектор внимания (ответственный за приобретение подарки
для именинников, на Новый год, организацию «сладких вечеров» и т. п.);
- спортивный сектор (проведение и оснащение мероприятий, направленных на укрепление и сохранение здоровья воспитанников);
- культурно-массовый сектор (привлечение родителей к участию в воспитательной, культурно-массовой работе с воспитанниками вне развивающих занятий, а также во время каникул);
- связи с общественностью (развитие и укрепление связей родителей воспитанников с педагогическим коллективом МОУ и другими организациями культуры, образования и спорта);
- редколлегия;
- казначей.
Родительские голоса подсчитываются, оглашаются результаты, проходит обсуждение персонального состава родительского комитета группы. Прямым голосованием родительский комитет утверждается.
Примечание. Председатель родительского собрания выбирается на один год; секретарь — на каждом родительском собрании из числа присутствующих.
Вывод. В любой команде очень важны понимание, добры отношения, взаимопомощь и взаимоуважение. Условиями гapмоничных отношений детей и родителей, детей и педагогов, педагогов и родителей является умение уступать друг другу, взаимна терпимость.
VII. Педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет»
Воспитатель. Корабль готов к отплытию. Полный вперед! Нет. чего-то еще нам не хватает! Конечно же, спасательных средств — педагогических знаний. А знаете ли вы, уважаемы родители, особенности наших главных путешественников? Что представляют собой дети в возрасте 4—5 лет?
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4—5 лет, выделив показатели разных сторон его развития. (Описание возрастных особенностей можно найти в образовательной программе, по которой работает дошкольное учреждение).
Возраст 4—5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к пяти годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам старшего возраста: некоторая про-извольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие их явления окружающей жизни. Любознательность, потребность в самостоятельности и активности, в свою очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Эти черты, например, облегчают ребенку пятого года жизни освоение норм родного языка и функций речи.
Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками. И расширяющиеся на данном возрастном этапе возможности воспитания и обучения детей не могут быть реализованы без знания и учета этой двойственности развития. (В. В. Гербова.)
(Родителям выдается одна из памяток (на выбор воспитателя) (приложение 2).
Воспитатель. Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы. И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы (в зависимости от реакции организма на внешние раздражители) : флегматик, сангвиник, холерик, меланхолик.
Родителям для самостоятельного изучения предлагаются тест на определение темперамента и памятка «Темперамент вашего малыша» (приложение 7).
VIII. Выступление учителя - логопеда, учителя - дефектолога
Вопрос о приглашении логопеда на родительское собрание актуален именно в этом возрасте. К пяти годам звукопроизношение у детей должно полностью нормализоваться.
Родителям следует об этом знать и проводить специальные игры и упражнения в домашних условиях.
Воспитатель представляет логопеда; логопед сообщает об особенностях речевого развития детей среднего дошкольного возраста (приложение 3, дает советы и рекомендации, называет дни для проведения индивидуальных консультаций с родителями.
IX.Особенности образовательного процесса в средней группе
1. Сообщение воспитателя
Воспитатель рассказывает родителям о режиме дня, образовательных программах, по которым осуществляется педагогический процесс, задачах воспитания и обучения (можно оформить в виде памятки, об основных занятиях и видах детской деятельности (сетка занятий, о дополнительном образовании (бесплатные и платные кружки).
2. Обратная связь с родителями
Родители задают интересующие их вопросы, высказывай предложения по улучшению качества образовательного процесса. Им выдается памятка «Правила для родителей» (приложение 4)
X. Ознакомление родителей с целями и задачами МОУ на новый учебный год.
XI. Заполнение родителями анкеты
Родители заполняют анкету семьи, куда вносят все изменения произошедшие за текущий период (изменения фамилий, адрес телефонов, места работы и т. п.). Родители получают распечатанный список воспитателей (Ф. И. О., контактные телефоны, время проведения консультаций)
XII. Заключительная часть
Воспитатель. Путешествие в страну Знаний продолжается. Желаем вам успехов, интересных открытий, веселых игр и настоящих друзей! Только вперед!
Вариант решения родительского собрания :
1. Установить график проведения групповых родительских собраний — 1 раз в квартал. Время начала родительского собрания — 17.30.
2. Председателем родительского коллектива группы избрать, (Ф. И. О.).
3. Утвердить родительский комитет в следующем составе:
(Ф. И. О. членов родительского комитета, их телефоны).
4. Принять к сведению содержание памяток «Ребенок 4—5 лет», «Уровень речевого развития».
5. Принять к исполнению правила для родителей.
6. Педагогам и родителям осуществлять взаимодействие друг с другом, стремясь к выполнению главной задачи — созданию благоприятных условий для образования детей в сложившемся коллективе.
Приложение 1.
Анкета для родителей
Уважаемые ___
(имена, отчества родителей).
Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам в организации интересных собраний, увлекательной работы с детьми.
Заранее благодарим за своевременно заполненную анкету.
1. Какие родительские собрания, встречи, экскурсии Вы предлагаете провести в этом году?
___
2. Считаете ли Вы возможным посещение собраний, других мероприятий всей семьей?
а) да;
б) нет (почему)___
3. Что нам следует учитывать, приглашая Вас на собрание, занятие, беседу?
___
4. Какие дни и часы недели у Вас наиболее заняты?___
5. Ваши советы и предложения по организации и проведению собраний.
___
6. Какую помощь можете оказать в их подготовке?___
___
7. Согласны ли Вы принять участие в выставке и представлении Ваших хобби? Каких?
___
8. Какая Вам необходима помощь?
___
9. Ваши вопросы и предложения.
___
Приложение 2.
Анкета семьи
1. Фамилия, имя, отчество ребенка.
2. Дата рождения ребенка.
3. Количество детей в семье.
4. Сведения о маме:
а) фамилия, имя, отчество;
б) образование (высшее, среднее и др.);
в) место работы, должность, рабочий телефон;
г) увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий.
5. Сведения о папе:
а) фамилия, имя, отчество;
б) образование (высшее, среднее и др.);
в) место работы, должность, рабочий телефон;
г) увлечения и возможности по оказанию помощи в проведении групповых мероприятий.
6. Адрес, по которому проживает семья.
7. Количество членов семьи, проживающих по данному адресу.
8. Жилищные условия.
9. Средний финансовый доход семьи.
10. Особые сведения о ребенке ( физические недостатки: слух, зрение, нарушение деятельности мочеполовой системы и т. д.).
11. Домашний телефон (другие контактные телефоны).
Приложение 3.
Уровень развития речи детей 4-5 лет
Четыре года
1. Словарный запас достигает 2000 слов.
2. В активной речи появляются слова второй степени обобщения (посуда — чайная и столовая, машины – грузовые и легковые, люди - мужчины и женщины и т. п.).
3. Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки.
4. Появляется словотворчество, что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.
5. В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.
6. У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов Р, Р'.
7. Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.
8. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений.
Пять лет
1. Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.
2. Начинает формироваться внутренняя речь - свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.
3. Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
4. Возможны ошибки при построении сложных предложений.
5. Звукопроизношение полностью нормализовалось.
6. Появляется способность к выделению звука из слова, т. е. формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть прозрачной, незаметной для восприятия.
7. Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.