Татьяна Фролова
Рекомендации по скорочтению для учащихся начальной школы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект - рекомендации по скорочтению
для начальной школы.
В наше время дети читают плохо. Это сказывается на успеваемости, на том, как дети усваивают материал, насколько самостоятельно могут выполнить домашнее задание. Чтобы помочь решить данную проблему у детей, существуют специальные упражнения для скорочтения.
Существуют различные методики обучения. По методике Зайцева, Монтессори начинают заниматься с детьми от 3-х до 7-ми лет. По Вальдорфской школе занимаются с детьми от 10-ти -12-ти лет.
Публикация «Рекомендации по скорочтению для учащихся начальной школы» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
Проанализировав такие мнения, можно сделать вывод, что заниматься с детьми скорочтением лучше с 7-9 лет, когда ребёнок дорастёт до понимания того, что он делает. До начальной школы и в начальной школе лучше использовать подготовительные упражнения для развития внимания, памяти.
ЗАУЧИВАНИЕ АЛФАВИТА
Часто, многие совершают ошибку, называя детям название букв, а не звуков при заучивании алфавита… Например: «Бэ, Рэ, Пэ, эМ, эН и т. д.» - это неправильно. Нужно произносить звуки, например: «Б, Р, П, М, Н и т. д.».
Поэтому, у детей возникают затруднения при чтении.
МЕТОДИКА ШАМИЛЯ АХМАДУЛЛИНА
Методика Ш. Ахмадуллина универсальна, позволяет помочь ребёнку освоить приёмы эффективного обучения, научит ребёнка быстро читать и понимать прочитанное. Методики Ахмадуллина для детей 6-9 лет и 10-16 лет сильно различаются. Мы поговорим о методике для детей начальной школы.
ЧТО ТАКОЕ ЧТЕНИЕ?
Чтение - это понимание текста.
Ребёнок должен читать вслух со скоростью определённой нормативом.
Чтение вслух и чтение про себя – два совершенно разных процесса. Понимание при чтении вслух намного хуже, чем при чтении про себя. В методике Ахмадуллина уделяется внимание умению правильно проговаривать слова. Наша задача, следить за высоким темпом выполнения упражнений ребёнка, чтобы занятия проходили динамично, а мозг ребёнка быстро переключался с одной задачи на другую. Именно в быстром переключении внимания кроется высокая эффективность этого тренинга.
Данный тренинг длится 18 дней. За это время, ребёнок выполняет более 100 заданий, улучшается внимание, повышается успеваемость в школе, ребёнок сможет пересказывать тексты, тренирует память, формируется навык быстрого чтения, занятия длятся не более 30 минут в день.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ТЕСТ
Задача в том, чтобы называть цвет, которым написано слово, а не само слово.
КЛИНОВИДНЫЕ ТАБЛИЦЫ
Цель – расширить боковое зрение ребёнка.
Закрыть линейкой строки ниже первой. Взгляд сфокусировать на числе в центре строки, назвав буквы по краям первой строки и т. д. При ошибке, вернуться на две строки назад.
РИСОВАНИЕ ДВУМЯ РУКАМИ
Задача – обвести рисунок (симметричный) сразу двумя руками быстро и аккуратно.
СЛОВО-ФИГУРА-ЧИСЛО
Упражнение формирует правильное движение глаз с пятью фиксациями на строке.
Задача – назвать то, что находится в круге.
ЛАБИРИНТЫ
Ребёнок должен найти соответствие числа букве.
НАЙДИ БУКВУ
Ребёнку нужно найти, например, все буквы К и зачеркнуть их.
ПЕРЕКЛЮЧАЛКА
Задача – обводить кружком одну букву, например А, и зачёркивать крестиком другую букву, например К.
ЧТЕНИЕ С ПАЛЬЦЕМ
Задача – читать, ведя указательным пальцем под текстом и избегая возвратных движений. Палец должен двигаться непрерывно, не останавливаясь.
АЛФАВИТ
Ребёнок громко называет верхнюю букву в клеточке и одновременно поднимает правую руку, если под ней буква П, или левую руку, если там буква Л, если буква О, то он поднимает обе руки.
СЛОВА ДЛЯ ОТРАБОТКИ
Ребёнок должен читать быстро вслух по строчкам или по столбикам.
Цель – довести узнавание этих слов до полного автоматизма.
АНАГРАММЫ
Ребёнок должен угадать зашифрованные слова. (Сначала он должен прочитать набор букв, а затем назвать зашифрованное слово.
ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ
Ребёнок читает текст, затем заполняет волшебный квадрат. (В квадрат КТО? Ребёнок должен записать главных персонажей. и так заполнить другие квадраты)
ЛИШНИЕ БУКВЫ
Ребёнок про себя читает стихотворение и зачёркивает лишние буквы в словах.
ПОТЕРЯННЫЙ ТЕКСТ
Ребёнок должен читать вслух текст, часть которого отсутствует. Читать нужно максимально быстро.
Данные тренинги ребёнок выполняет за 18 дней по 30 минут в день.
Перед началом занятий в 1-й день нужно измерить начальную скорость чтения. Ребёнок читает текст по сложности (по возрасту).
В 18-й день нужно измерить конечную скорость чтения. После прочтения текста ребёнок должен ответить на вопросы, чтобы понимать понял он текст или нет? Ребёнок должен выполнять мини-пересказ.