Маргарита Николаева
Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в сказку»
Возраст: 4-5 лет
Форма проведения: игра – путешествие.
Вид детской деятельности : познавательная игровая деятельность.
Модель организации образовательного процесса: совместная деятельность детей.
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах; учить различать количество предметов и соотносить их с числом; различать предметы по величине; закрепить навыки счета до 5.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать умение различать количество предметов и соотносить их числом.
2. Закрепить навыки счёта в пределах пяти.
Публикация «Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности в средней группе „Путешествие в сказку“» размещена в разделах
Развивающие :
Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение.
Развивать самостоятельность, активность, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес и желание действовать с разнообразным дидактическим материалом.
2. Воспитывать внимание, сообразительность, взаимопомощь и сотрудничество.
Предшествующая работа:
1. Цикл дидактических игр «Цвет и форма», «Подбери предмет по форме», «Раздели фигуры» (с блоками Дьенеша»)
2. Чтение и обсуждение сказки «Гуси лебеди».
3. Совместная деятельность в режимные моменты : выкладывание разных предметов из геометрических фигур (по схеме и по замыслу).
Словарная работа: геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник
Материал:
1. 2 обруча.
2. Геометрические фигуры.
3. Карточки со схемами.
4. Кодовые карточки.
5. Кукла би-ба-бо «Баба – Яга»
6. Карточки с яблоками
7. Аудиозаписи
8. Экран и проектор
Методические приемы:
1. Сюрпризный момент. Письмо от Алёнушки.
2. Дидактическая игра «Починка».
3. Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
4. Дидактическая игра «Два обруча» (с блоками Дьенеша).
5. Дидактическая игра «Заполни пустую клетку».
6. Рефлексия.
Ход:
1. Организационный момент.
Дети в группе получают письмо. Открывают его.
- Здравствуйте, ребята, у меня большое горе. На нашу деревню налетели злые гуси-лебеди и утащили с собой моего маленького братика Иванушку к Бабе – Яге. Помогите, пожалуйста! Алёнушка.
- Поможем Алёнушке спасти её братца Иванушку? (Ответы детей).
- Но с чего же нам начать? Куда идти? Где искать Иванушку? В какой стороне? (Ответы детей).
- А как нам попасть в сказочную страну?
Ответы, рассуждения, предположения детей.
Воспитатель: А я знаю волшебный способ.
Не надо ехать далеко:
Закрой глаза и сделай шаг,
Теперь в ладоши хлопни так!
Воспитатель: Представьте себе, что вы в волшебной сказочной стране. (Слайд 1)
Ребята, давайте поможем Машеньке найти братца. Вы готовы? Тогда не будем терять время и отправимся в путь.
На дороге перед детьми появляется печка. (Слайд 2)
В. : Посмотрите, что это стоит на нашем пути?
Дети: Это печка!
Д. и В. : Здравствуй, печка!
Д. и В. : Печка – голубушка, подскажи, куда гуси-лебеди полетели?
Аудиозапись, голос печки: Я вам, дети, помогу и дорогу укажу. Но и вы мне помогите. Мои стены почините. Посмотрите, вот осколки.
Дидактическая игра «Починка».
Цель: Закреплять умение осмысленно воспринимать и соотносить геометрические фигуры по форме и цвету.
Аудиозапись, голос печки: Спасибо вам, ребята. Идите по дорожке, увидите яблоню. Она вам поможет.
В. : Посмотрите, ребята, куда мы с вами пришли. (Слайд 4)
Д. К яблоне! Здравствуй, яблонька! А не видела ли ты, куда Гуси-лебеди полетели?
Я. : Видела, видела.
В. : Подскажи нам, пожалуйста, куда они полетели? Помоги нам.
Аудиозапись, голос яблони: Я вам дети помогу, но и вы мне помогите. Яблоки мои снимите и выполните задание.
В. : Яблонька грустна, клонит ветки вниз она. Поможем яблоньке, ребята.
Дети срывают яблоки. Яблонька благодарит детей за помощь.
В. : А теперь присядем и выполним задание. Посчитайте, сколько всего у вас яблок. На верхнюю полоску положите 4 красных яблока.
Вопросы детям: Сколько у тебя яблок? А как ты узнала? (Посчитала).
В. : А на нижнюю полоску положите зелёные яблоки, но так, чтобы их было больше, чем красных. (Выкладывают 5 яблок).
В. : Сколько у тебя зелёных яблок? А как ты узнал? Чего больше? Чего меньше? (Ответы детей)
А сейчас сделайте так, чтобы красных и зелёных яблок стало по 5. Молодцы, можно один убрать, а можно один прибавить. Что сейчас можно сказать о красных и зелёных яблоках? (Их поровну или одинаково). Молодцы! Задание выполнено.
Аудиозапись, голос яблони: Спасибо вам, ребята. А вот вам моя подсказка : звучит аудиозапись «шум реки».
В. : Посмотрите, ребята, мы с вами пришли к речке. (Слайд 5)
Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»
К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)
Но не отправимся домой.
Аудиозапись, голос речки: Я вам, дети, помогу и дорогу укажу. Но и вы мне помогите.
Камни с моего пути уберите.
Проводится дидактическая игра «Два обруча» (с блоками Дьенеша).
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам, умение читать кодовое обозначение.
В. : Надо расположить камни так, чтобы в синем обруче оказались все круглые камни, а в красном – все красные.
Беседа по вопросам:
-Какие камни лежат в обоих обручах? Внутри синего обруча, но вне красного? Внутри красного, но вне синего обруча.
Аудиозапись, голос речки: Спасибо вам, ребята. А вот вам моя подсказка : звучит аудиозапись «шум леса».
В. : Ой, ребята, посмотрите, куда мы с вами попали. Как вы думаете, где мы?
Ответы детей: Вон избушка на курьих ножках. Там Баба-Яга живет. (Слайд 6)
В. : А вы, ребята, не боитесь? (Ответы детей)
Открывается дверь и выходит Баба-Яга.
БЯ: Кто там? Ой, сколько здесь детишек. Зачем вы ко мне, старой, пожаловали?
Ответы детей: «Мы с добром пришли. Знаем мы, что твои гуси-лебеди унесли Иванушку. Верни его, пожалуйста, сестрице Аленушке».
БЯ: Вернуть его? (Думает). Ох, вы шустрые какие… Хитрые… Вы сначала замочек мой волшебный откройте. Попробуйте, разгадайте мои шифры.
Проводится дидактическая игра «Заполни пустую клетку».
Цель: закрепить умения работать с таблицей, соотносить геометрические фигуры по цвету и форме. Находить место геометрической фигуры в таблице.
В. : У меня есть для вас таблички, это замочки. В каждом замочке есть пустое окошко. Найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клеточки геометрическими фигурами
Б-Я: Вот какие вы умные… Молодцы! Получилось у вас открыть замок. Ладно, сдержу слово. Эй вы, гуси-лебеди, тащите этого Иванушку обратно к его сестрице Алёнушке!.
Алё нушка обращается к детям:
Аудиозапись, голос Алё нушки: Спасибо, вам, ребята! Вызволили моего Иванушку. (Слайд 5)
В. : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно закрыть глаза и произнести слова: «Сказки, двери открывай! В детский сад нас возвращай! (Дети произносят слова)
3. Рефлексия.
В. : Вот мы и снова в детском саду. Наше путешествие завершилось. Скажите, ребята, что вам запомнилось в нашем путешествии, с какими трудностями вы столкнулись? Что было самым интересным? (Ответы детей)
Литература:
1. ФГОС в ДОУ Комплексные занятия по программе “От рождения до школы” под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в средней группе.
2. «Логические блоки Дьенеша». Развивающая игра для детей в возрасте от 3 до 7лет. ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург, 2001г.