Тарина Сунчугашева
Конспект психологического занятия в подготовительной группе «Обманный отдых»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Обманный отдых.
Задачи:
1. Развивать коммуникативную и эмоциональную сферу детей.
2. Развивать внимание, логическое мышление, зрительную память, воображение.
3. Развивать мелкую моторику.
4. Развивать произвольность психических процессов.
Материалы: персонажи сказки, цветные карандаши, бланки с заданиями для детей, мяч, картинки с изображением различных действий.
1этап. Организационный.
Приветствие. Игра «Поймай взгляд»
Публикация «Конспект психологического занятия в подготовительной группе „Обманный отдых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
Ведущий: «Давайте поздороваемся. Сегодня в этом нам поможет мячик. Я передам его тому, с кем встречусь глазами. Я встретилась глазами с Таней, кивнула ей головой в знак приветствия, и мячик катится по полу от меня к ней. Теперь Таня встретится с кем-нибудь взглядом. Замечательно!»
Все дети по очереди принимают участие в упражнении.
2этап. Мотивационный.
1. Вводная беседа
Психолог спрашивает у детей, любят ли они отдыхать, каким образом они отдыхают? Приглашает всех оправиться в путешествие в лесную школу, где ребята получат много полезной информации об отдыхе.
2. Путешествие в лес.
Здравствуй лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем –
Перед нами водоем!
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Раз-два, раз-два –
Позади теперь вода!
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко.
Ветер дует нам в лицо –
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише –
Деревцо все выше, выше.
Но закончилась игра,
Отдохнуть нам всем пора! Широко развести руки в стороны.
Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.
Руки подняты вверх. Выполнять покачивания вправо-влево.
Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево.
Маршировать.
Имитировать укусы комаров. Легко похлопывать по различным участкам тела.
Маршировать.
Раскачивание туловища из стороны в сторону.
Маршировать.
Руки в стороны.
Руки на поясе. Полуприседания с поворотом вправо-влево.
Прыжки.
Маршировать.
Прыжки.
Маршировать.
Руками махать себе на лицо.
Руки подняты вверх. Покачиваться вправо-влево.
Приседания, руки вперед.
Плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки.
Тихо сесть на коврик.
Дети попадают в лесную школу. Вспоминают, какую сказку слушали на прошлом занятии.
3этап. Практический.
1. Сказка «Обманный отдых».
Психолог: «В начале занятия я расскажу и покажу вам продолжение нашей сказки.»
Приближались холода. Все реже солнце появлялось на небе, где-то снег уже прикрыл землю, а ночи стали длинными и темными. Лес уснул до весны.
Но в школе жизнь продолжалась. После каникул, вернувшись в класс, ребята долго не могли наговориться о своих впечатлениях. Особенно увлекательными были истории Лисенка. Он с утра до ночи смотрел телевизор и пересказывал друзьям фильмы и мультики.
— А мне мама не разрешает долго смотреть телевизор, — пожаловалась Белочка.
— Да и мне не разрешает — ответил Лисенок. — Но как только родители заняты каким-то делом или легли спать, я сразу же использую счастливый момент, включаю телевизор и смотрю.
— Почему же взрослые такими вредными бывают, ни телевизор, ни компьютер не разрешают? Жалко им, что ли? — обиженно спросил Зайчонок.
— Конечно, жалко! — вмешался в разговор Учитель. — Только не телевизор или компьютер, а своих любимых детей. Они хотят, чтобы вы, ребята, росли крепкими и здоровыми. Учеба отнимает много сил, поэтому дополнительные нагрузки принесут еще больше вреда здоровью. Полезнее будет бегать, играть на свежем воздухе, полноценно питаться и своевременно ложиться спать.
— Но ведь нельзя же детей от любимых занятий во время отдыха отрывать? — возмутился Волчонок.
— Это обманный отдых! Если занятия, хоть и любимые, ухудшают зрение и память, способствуют усталости, перевозбуждению, то зачем они нужны дорогому сыночку или доченьке? — продолжал Учитель-Еж.
— Но у меня прекрасная память, я все телепередачки наизусть помню, — похвастался Лисенок.
— Да, это точно, он так здорово их нам рассказывал, — подтвердил Волчонок.
— Все яркое, удивительное запоминается легко, вытесняя нужные, но не всегда интересные события или знания, — объяснял Учитель. — Вот попробуй, вспомни сейчас таблицу умножения?
— Всю? — удивился Лисенок. — Но я помню самые легкие примеры, а сложные, наверное, все за каникулы позабыли.
— Но почему же? Я помню! — возразила Белочка. — И протараторила таблицу в один миг.
— И мы тоже помним! — ответили Волчонок и Зайчонок.
— Правильно! — продолжал Учитель. Потому что вы как следует отдыхали, и в вашей памяти телепередачи не поселились.
— Но зато они интереснее, чем таблица, — проворчал Лисенок. — А отдыхать мне не нужно, я и так хорошо смогу учиться.
— Вот и Поющий Цветок тоже так думал, а получилось совсем по-другому, — сказал Учитель.
— Вы расскажете нам историю о нем? — попросили ученики и устроились поудобнее.
«В одном доме жил-был Поющий Цветок. Вообще-то, это комнатное растение с длинным зеленым стеблем и листьями, похожими на гладкие атласные ленты. Но раз в год, в начале лета у него появлялись чудесные цветы, которые напоминали крупные золотистые колокольчики. Они мелодично звенели, когда Цветок поливали или рыхлили его землю. Но самое удивительное пение этих колокольчиков можно было услышать на закате летнего дня. Все растения и птицы замирали в эти минуты и наслаждались волшебными звуками. Но эта песня отнимала много сил у Поющего Цветка, ему требовался отдых. Цветок ставили в темное место, чтобы листья замедляли свой рост и не вытягивали из клубня питательные вещества. Затем его подкармливали, удобряли, и на следующий год он продолжал радовать всех своим пением. Но однажды Поющий Цветок очень загордился собой: «Я могу своим пением покорить весь мир!»
— Как же ты будешь покорять, если большую часть своей жизни ты спишь? — возразил ему воробей, который примостился на подоконнике.
— А я не буду спать! Буду петь круглый год! — ответил Поющий Цветок.
Так он и сделал. Перелетные птицы улетели в теплые края, деревья сбросили листву, все готовились к отдыху. Но Цветок продолжал петь, правда, меньше радости звучало в его мелодиях, меньше волшебства. Может быть, потому, что против всех законов природы Поющий Цветок отказывал себе в отдыхе? Скоро изменились его колокольчики, они стали бледными и вялыми. А песня исчезла совсем.
— Что же ты не поешь? — спросил его воробей.
— Не могу, не получается, — грустно ответил Цветок.
— Конечно! — произнес воробей. — Ведь ты потратил все силы, а новых не накопил. Нам, воробьям, как всему живому, тоже нужно накапливать силы, а не только их тратить. Поэтому мы кушаем разнообразную пищу, спим нужное количество времени, дышим свежим воздухом. А иначе крылышки слабеют, глазки тускнеют, так и заболеть недолго.
— По-моему, я уже заболел, голоса совсем нет. Что же теперь мне делать? — спросил приунывший Цветок.
— Теперь уж лечиться, а затем отдыхать, чтобы следующим летом ты смог нас вновь радовать волшебным пением своих колокольчиков, — посоветовал Поющему Цветку воробей».
— Грустная история, — заметила Белочка.
— Но я думаю, что потом все хорошо закончилось, — приободрил учеников Еж, — и Поющий Цветок в летние вечера где-то поет.
— Так, с отдыхом все понятно, а как же мне успеть все, что я хочу, и что нужно мне сделать? — спросил растерявшийся Лисенок.
— Для этого многие школьники соблюдают режим дня. То есть расписание, примерное время своих дел, игр, занятий, еды, прогулки и сна. Вы еще не пробовали этого сделать? — спросил Учитель.
— Нет! — ответили ребята.
— Тогда я предлагаю всем продумать режим дня вместе со своими родителями и завтра поделиться результатами, — предложил Учитель-Еж.
После того, как дети прослушали сказку, психолог просит их поделиться впечатлениями от услышанного
2. Упражнение «Что сначала, что потом?».
Ведущий раздает детям картинки с изображением различных действий. На картинках главный герой (это может быть лесной житель или маленький мальчик/девочка) делает следующее:
просыпается утром и встает с постели;
умывается и чистит зубы;
делает зарядку;
завтракает;
идет в школу;
играет;
делает уроки;
обедает;
читает;
принимает ванну;
готовится ко сну;
ложится спать.
Дети рассматривают рисунки, раскладывают их в нужной последовательности и рассказывают историю о распорядке дня главного героя.
3. Пальчиковая гимнастика.
Комплекс 2. Упражнение «Массаж ушных раковин», «Перекрестные движения», «Качание головой»
4. Упражнение «Что нового?».
Нарисуйте любую несложную картинку, передайте ее соседу по парте, который дорисует что-то новое. Определите, что нового появилось на картинке. Дорисуйте свою деталь и снова поменяйтесь рисунками.
В эту игру можно играть дома с родителями:
Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями. Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
5. Упражнение «Прогулка по лесу».
Для здоровья полезны прогулки на свежем воздухе. Хотите совершить прогулку по лесу? Тогда дорисуйте изображение так, чтобы получилась картинка леса.
Незаконченные фигурки можно превратить во что угодно: в цветы, деревья, бабочки, птички, животные. После работы психолог предлагает детям рассказать о своем рисунке.
Затем все вместе рассматривают рисунки, слушают истории и отмечают наиболее полные и оригинальные из них.
6. Игра «Воздушная кукуруза»
Дети прыгают по комнате, изображая шарики воздушной кукурузы. По сигналу они прилипают друг к другу сначала по двое, потом - по 4 человека и т. д.
Методические рекомендации. Сигнал можно давать свистком, остановкой музыки, хлопком и т. д.
Объединяясь по 2-4 человека, дети продолжают прыгать вместе.
7. Упражнение «Логический ряд». Подумайте и нарисуйте следующую картинку.
8. Упражнение «Угощение».
Помогите Волчонку приготовить угощение для друзей. В течение 10 секунд запомните, какой фрукт лежит в каждой тарелке. А теперь закройте картинку в верхней части ладошкой. Вспомните, какой фрукт лежал в каждой тарелке, и нарисуйте его.
4этап. Рефлексивный.
Упражнение «Летит по небу шар»
Летит, летит по небу шар, по небу шар летит.
И знаем мы, что в небо шар от нас не улетит.
Далее заменяются по очереди слова движениями (летит – махи руками, шар – круг руками, небу – палец в небо).
На этом наше занятие завершается, до свидания!