Марина Столярова
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «В театре» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра «В театре» в старшей группе
Цель: приобщать детей к театральному искусству; формировать умение распределять роли в процессе игры.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Задачи:
Публикация «Конспект проведения сюжетно-ролевой игры „В театре“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Познавательное развитие.
Расширять представление детей о театре. Продолжать знакомить детей с театральными профессиями : актёр, режиссёр, костюмер, гримёр, бутафор, осветитель, гардеробщик, кассир. Формировать умение играть по собственному замыслу. Развивать внимание, память. Совершенствовать умения преобразовывать игровую обстановку в соответствии с сюжетом игры.
Речевое развитие.
Учить детей использовать при драматизации образные художественные средства, выразительно и чётко передавать в речи диалоги персонажей сказки. Развивать навыки связной речи. Продолжать формировать навыки культуры речи. Расширять словарный запас словами «костюмер», «гримёр», «бутафор», «гардероб», «фойе», «зрительный зал».
Социально-коммуникативное развитие.
Создавать в сюжетно-ролевой игре условия для раскрытия творческих способностей. Развивать умения брать на себя роль и действовать в соответствии с ней. Способствовать раскрепощению и повышению самооценки ребёнка. Воспитывать дружеские партнёрские взаимоотношения, умение действовать сообща в коллективном творчестве. Развивать навыки коммуникативного общения. Формировать правильное поведение в общественных местах.
Художественно-эстетическое развитие.
Учить находить выразительные средства для инсценировки сказки. Развивать актёрские способности детей. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Поощрять творческую активность детей в игре.
Физическое развитие.
Способствовать формированию потребности в двигательной активности. Развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук.
Предварительная работа:
Беседы о видах театра, внутреннем устройстве театральных помещений; экскурсия в Сызранский Драматический театр им. А. Толстого, посещение детских спектаклей; рассматривание презентаций ЭОР, иллюстраций; рассказ о театральных профессиях – режиссёр, артист, гримёр, билетёр, костюмер, осветитель, бутафор и т. д. Изготовление атрибутов к игре - афиша, программки, билеты, подбор костюмов, взаимодействуя с родителями воспитанников. Чтение произведений о театре.
Материал и оборудование: касса, билеты, программки, корзинки с цветами, костюмы: Мышка - норушка, Лягушка-квакушка, Зайка - побегайка, Волчок - серый бочок, Лиса - краса, Медведь - косолапый, атрибуты: домик-Теремок маленький и большой, декорации, афиша к сказке «Теремок на новый лад», игрушечные инструменты, карточки-роли: сказочник, гримёр, костюмер, кассир, гардеробщик, билетёр.
Ход игры:
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, какая картина висит на стене. Как вы думаете, что это? (афиша).
- Что мы можем узнать, прочитав афишу? (какой будет спектакль, кто участвует в спектакле, в какое время состоится, какого числа).
- Куда приглашает нас эта афиша? (в театр на спектакль по сказке «Теремок»).
- А, как вы догадались, что на именно на эту сказку приглашение? (изображение репки и героев этой сказки).
- Я предлагаю тогда отправиться нам всем вместе. Вы хотите пойти в театр на спектакль «Теремок на новый лад»? (дети отвечают).
- А какие бывают театры? (кукольный театр, театр драмы, театр оперы и балета, театр юного зрителя).
- А что есть в театре, что отличает его от других помещений? (сцена, зрительный зал, фойе, касса, гардероб).
- Какие театральные профессии вы знаете? (актёр, режиссёр, костюмер, гримёр, бутафор, осветитель, кассир).
- В нашей группе есть всё необходимое, чтобы организовать игру в театр. И я предлагаю сейчас поиграть в игру «В театре».
- Сейчас я каждому из вас предлагаю взять карточку, на которой обозначена ваша роль в игре (дети берут карточки с обозначением их роли в игре; затем артисты, гримёр, костюмер идут за сцену, зрители идут покупать билеты в театральной кассе, а билетёр, кассир, гардеробщик занимают свои игровые места).
- Театр открывается, к началу спектакля всё готово.
Билеты предлагаются за вежливое слово.
Дети обращаются к кассиру: «Дайте мне, пожалуйста, билет на сегодняшний спектакль. Будьте добры, билет в первый ряд».
(Звучит музыка, дети проходят в гардероб «театра». Гардеробщик выдаёт номерки).
- Мы с вами заходим в театр и попадаем? (в фойе). - Здесь можно ознакомиться с фотографиями артистов (актёров и актрис, узнать, какие роли они играют в сегодняшнем спектакле (дети рассматривают плакаты о театре и фото актёров на стене).
(В это время артисты готовятся к спектаклю, им помогают гримёр, костюмер, рабочий сцены выносит декорации).
- Ребята, когда начнётся спектакль? (после третьего звонка).
(Звучит первый звонок. Детям предлагаются рассмотреть программы спектакля. После второго звонка дети находят свои места в зрительном зале по картинке на билете и рассматривают программки. Воспитатель напоминает о правилах поведения в общественных местах, театре. В это время гримёр и костюмер заканчивают готовить артистов).
- Артисты готовы к выступлению, зрители заполнили зрительный зал, звенит последний (третий) звонок, начинается спектакль «Теремок на новый лад».
(звучит музыка)
Инсценировка (драматизация)
по русской народной сказке «Теремок» «Теремок на новый лад».
Сказочник: - Занавес открывается,
И звенит звонок…
Ребёнок звенит в звонок.
Сегодня к нам приходит сказка «Теремок».
Звучит музыка леса. Начинается сказка.
Сказочник: - В чистом поле теремок - теремок.
Он не низок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок,
Тут мышка мимо шла,
К теремочку подошла.
Появляется Мышка с узелком и направляется к теремку.
Мышка: - Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Сказочник: - Никто не ответил Мышке.
И решила Мышка:
Мышка: - Хватит мне бродить по свету.
Будет мне тепло зимой.
Если никого здесь нету,
Теремочек будет мой!
Мышка входит в теремок и начинает убираться в теремке. Подметает пол, зажигает фонарик, фонарик вешает на теремок. Звучит музыка.
Сказочник: - Только свет зажгла норушка,
Появляется Лягушка.
Лягушка направляется к теремку.
Лягушка: - Что за славный теремок?
Ах, какое чудо!
Он не низок, не высок,
Рядышком запруда.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Мышка выглядывает из окна.
Мышка: - Я - Мышка-норушка,
А ты кто?
Лягушка: - Я - Лягушка-квакушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоём.
Мышка: - Для тебя найдется место,
Веселее жить вдвоём,
Вот сейчас замесим тесто,
А потом чайку попьём.
Лягушка входит в дом.
Сказочник: - Поселилась Мышь с Лягушкой-
Лупоглазою подружкой,
Топят печь, зерно толкут,
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько.
Дети изображают, как лягушка ходит за водой, мышка – месит тесто.
Сказочник: - Вдруг появился на рассвете Зайчик-побегайчик.
Зайчик скачет к теремку.
Зайчик: - Что за славный теремок?
Вырос среди леса?
Заяц-принц здесь жить бы мог
со своей принцессой.
Посажу я огород рядом на лужайке.
Кто там, в тереме живет, расскажите Зайке.
В окне появляются мышка и лягушка.
Мышка: - Я - Мышка-норушка.
Лягушка: - Я - Лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик: - Я - Зайчик-побегайчик.
Вы пустите меня жить.
Я хороший зайчик.
Мышка и лягушка: - Иди к нам жить, втроём веселей!
Сказочник: - Вот живут они втроем,
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик.
Живут-поживают, добра наживают.
Зайка сажает морковку, капусту; мышка тесто месит; лягушка приносит лейку с водой и поливает огород; мышка накрывает на стол.
Сказочник: - Вот идёт Лиса-краса.
Лиса подходит к теремку.
Лисичка: - Вот так терем-теремок,
Ладный да нарядный.
Чую яблочный пирог…
Где здесь вход парадный?
Эй вы, мил честной народ
Отворяйте двери.
Кто тут в тереме живет?
Люди или звери?
Звери выходят из теремка и отвечают.
Мышка: - Я - Мышка-норушка.
Лягушка: - Я - Лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик: - Я - Зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лисичка: - А, я красавица Лиса.
Лягушка: - Заходи, кума, смелей!
Вместе будет веселей!
Лиса входит в дом.
Сказочник: - Вот живут они, играют,
И печаль они не знают,
Зайчик собирает урожай овощей и относит в дом; лиса и лягушка сидят за столом и пьют чай; мышка наливает чай.
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам.
Звери укладываются спать.
Вдруг крадется серый волк.
Волк: - Вот хоромы, так хоромы.
Здесь простора хватит всем,
Что молчите?
Волк прислушивается, стучит в дверь.
Есть кто дома? Да не бойтесь, вы не съем.
Из теремка по очереди робко выходят звери и представляются волку.
Мышка: - Я - Мышка-норушка.
Лягушка: - Я - Лягушка-квакушка.
Зайчик: - Я - Зайчик-побегайчик.
Лисичка: - А, я лиса-краса. А ты кто?
Волк: - Я - Волчок серый бочок.
Зайчик: - Ладно, серый заходи! Только не кусайся!
Сказочник: - Хорошо живут зверята.
Всем довольные ребята.
Все дружно пьют чай; моют посуду; убираются в доме.
В это время из-за ели,
Вышел Мишка-косолапый.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Медведь подходит к теремку и ревёт.
Мишка: - Что за терем-теремок?
Он не низок, не высок,
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
Звери выглядывают из теремка и выходят.
Мышка: - Я - Мышка-норушка.
Лягушка: - Я - Лягушка-квакушка.
Зайчик: - Я - Зайчик-побегайчик.
Лисичка: - А, я Лисичка-сестричка.
Волчок: Я - Волчок серый бочок. А ты кто?
Мишка: - А я Мишка-косолапый
С вами жить хочу и я.
Звери: - Нет, медведь, не надо!
Больно ты огромен!
Мишка: - Да не бойтесь, помещусь!
Я в запросах скромен.
Медведь лезет в теремок. Теремок начинает шататься и падает.
Сказочник: - Еле-еле успели выскочить из теремка:
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка,
Зайчик-побегайчик, Лиса-краса, Волчок-серый бочок.
Звери по очереди выбегают из теремка.
Звери: - Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!
Что ж ты Мишка натворил?
Мишка: - Ну, простите вы меня.
Я ведь не нарочно!
В нем и так жить можно!
Лиса: - Жить теперь-то будем как?
Мишка: - Не могу представить.
Лягушка: - Если сделал что не так, то сумей исправить!
Волк: - Хоть и виноват медведь, мы ему поможем!
Зайчик: - Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!
Сказочник: - И пошла у них работа: принялись они бревна носить,
доски пилить - новый теремок строить.
Ритмическое упражнение: «Пила».
Запилила пила, зажужжала, как пчела
Дети имитируют пилку досок и бревен.
Отпилила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и встала, начинай сначала!
Звучит музыка, дети показывают, как они носят брёвна, строят теремок.
Сказочник: - Напилили досок, стали брёвна носить.
Теремок новый строить.
Работали дружно, весело.
Пальчиковая игра «Строим теремок».
Тук-ток, тук-ток! Дети ударяют кулачками друг о друга.
Застучал молоток.
Будем строить теремок
С высоким крыльцом,
Поднимают руки.
С окнами большими,
Сгибают поднятые руки в локтях и кладут одну ладонь на другую («окно»).
Со ставнями резными. Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»).
Тук-ток, тук-ток! Дети ударяют кулачками друг о друга.
Замолчал молоток. Опускают руки.
Вот готов наш теремок. Соединяют руки над головой («крыша»).
И построили теремок новый, красивый, просторный!
Лучше прежнего выстроили!
Все звери: - Мы теперь здесь все друзья!
Прикасаются ладонями к груди и вытягивают руки вперёд.
Всем гостям мы рады!
Сказочник: - Сказке наступил конец, а кто слушал, молодец.
Дружба сказке помогла.
С дружбой спорятся дела.
Звучит песня о дружбе.
Сказочник: - Всем советуем дружить
Ссориться не смейте!
Без друзей нам не прожить на свете.
Ни за что, ни за что, ни за что на свете!
Все звери: - Ребята, давайте жить дружно!
Дети (артисты) кланяются и уходят со сцены под музыку. Дети (зрители) вручают цветы артистам, аплодируют.
Воспитатель: - Понравился ли вам спектакль?
- Кто из героев сказки особенно запомнился? Обратили ли вы внимание на то, что у каждого героя свой костюм? - Это заслуга костюмера.
- Какое настроение у вас после спектакля? (радостное, веселое). - Чья это заслуга? (артистов театра). - Как играли свои роли артисты? (эмоционально, красочно).
- Вот, ребята, закончился спектакль в театре, подходит к концу и наша игра. Сегодня одни ребята были артистами, в следующий раз другие могут попробовать себя в разных ролях. Мы поблагодарили артистов и возвращаемся домой.