Евгения Хованова
Конспект проведения родительского собрания в форме экологической викторины
▼ Скачать + Заказать документы
Ежегодно в России, каждый год посвящается какой-то проблематике или сфере, к примеру, 2015 г. был объявлен годом литературы, а 2016 год объявлен и посвящен российскому кино, не стал исключением и 2017-й год - 5 января 2016 года президент РФ подписал Указ «О проведении Года экологии в 2017 году» - целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития Российской Федерации, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Еще раньше, 1 августа 2015 года Владимир Путин обозначил еще одну тематику для предстоящего 2017 года, назвав его годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Таким образом план мероприятий на этот год охватит два направления: экология в общем; оптимизация системы заповедников. Предстоящие мероприятия должны привести к оздоровлению и очищению конкретно обозначенных территорий. Важным результатом должно стать изменение отношения граждан к проблемам природы и экологии на более сознательное и ответственное.
Публикация «Конспект проведения родительского собрания в форме экологической викторины» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В нашем ДОУ, в рамках проведения года экологии, проводятся такие мероприятия как: экологические акции («ЧИСТАЯ ПЛАНЕТА – ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК» - к всемирной акции «Очистим планету от мусора»; «ЗАЩИТИМ ОБИТАТЕЛЕЙ ЛЕСА» - посвящённая Международному дню защиты животных; «ПОКОРМИМ ПТИЦ ЗИМОЙ» - посвящённая экологическому празднику «Синичкин день»); конкурсы («ПОЗНАЁМ ПРИРОДУ» - конкурс детско-родительских исследовательских; «МИНИ-ОГОРОД», конкурсы поделок из бросового материала). В нашем саду существует экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты, что позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки на свежем воздухе с целью экологического образования и воспитания.
Комплекс таких образовательных мероприятий позволяет дошкольникам по-новому взглянуть на привычные объекты окружающей среды; формирует осознанное, ответственное отношение к ней.
Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Ранний возраст - самое благоприятное время для накопления представлений об окружающем мире. Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста – заложить первые представления и ориентиры в мире природы. Целью реализации программы экологического воспитания в детском саду является воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания.
Экологическое воспитание неразрывно связанно с патриотическим. Патриотизм – это преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. В центре внимания на занятиях – нравственное поведение ребенка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваем детей на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Мы даем малышам понятие о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно в совместной со взрослым деятельности, игре. Воспитание не станет экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям зимой - крошки хлеба. В работе с детьми по экологическому воспитанию используется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Показ открытого занятия.
Наша викторина поможет нам узнать, насколько мы компетентны в вопросах экологического образования детей.
1 КОНКУРС «Разминка»
Отгадайте загадки
1. Летит – не птица, воет – не зверь (метель).
2. Нахмурится, насупится, в слёзы ударится — ничего не останется
3. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (мох)
4. Добрый доктор Айболит у дороги он сидит.
5. Висит сито, не руками свито. (паутина)
6. Без рук, без топоренка построена избенка. (гнездо)
7. В лесу у пня суетня и беготня, народ рабочий весь день хлопочет. (муравей)
8. Рос шар бел, ветер дунул – улетел (одуванчик).
9. Круглолица, белолица, во все зеркала глядится (луна).
10. Нос долог голос тонок. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (комар)
11. Живет без оконца, не видывал солнца (крот).
12. По земле ходит, неба не видит (свинья).
13. В воде купался, сухим остался (гусь).
14. Не человек, не зверь, а с усами (сом).
2 КОНКУРС «Сложи пословицу»
Карточки с пословицами разрезанными пополам
1. Срубить дерево - пять минут, а (вырастить - сто лет).
2. В степи простор, в лесу ….(- угодье).
3. Лес и вода – родные ….(брат и сестра).
4. Чем дальше в лес (тем больше дров).
5. Рыбак рыбака -…. (видит издалека).
6. Что в воду упало, то (пропало).
7. Руби дерево крепкое, гнилое … (само упадёт).
8. Красна птица пером, а (человек умом).
9. Глупой птице свой дом … (не мил)
1. Муравей невелик, (а горы копает).
2. Какова земля (таков и хлеб).
3. На ловца (и зверь бежит).
4. Не от добра дерево (листья роняет).
5. Худо дерево (с корнем вон).
6. Всякое семя знает (свое время).
7. Резвого жеребца и (волк не берет).
8. Каково семя (таков и плод).
9. Птицу узнают в полёте, а -(человека в работе).
3 Конкурс «ПЕРЕВОДЧИК»
Участникам предлагаются русские народные пословицы и поговорки с названиями животных и растений, смысл которых передан научным языком. Нужно угадать и процитировать эти пословицы и поговорки.
1. Не приложив особых усилий невозможно извлечь это холоднокровное животное из небольшого водоема (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда).
2. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит).
3. Звуковые колебания, издаваемые животным семейства волчьих, переносится горизонтальными движениями воздуха (Собака лает – ветер носит).
4. Сбился с азимута среди трех голосеменных (Заблудился в трех соснах).
5. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства (Хрен редьки не слаще).
6. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава (сердцу не прикажешь)
7. От этого представителя розоцветных его плод перемещается на незначительное расстояние (Яблоко от яблони не далеко падает).
8. Престарелое непарнокопытное не нанесет урон сельскохозяйственным угодьям (старый конь борозды не испортит)
9. Нет необходимости транспортировать бытовой мусор из своего жилища (Ненужно выносить сор из избы).
10. Одно больное парнокопытное приводит в негодность весь коллектив (Паршивая овца все стадо портит).
11. Нет необходимости разбрасывать мелкие бусинки перед этими парнокопытными млекопитающими (Не нужно метать бисер перед свиньями).
12. Эта часть нашей речи не является маленькой птичкой и поэтому совершить ее отлов, если она вырвалась на свободу, не представляется возможным (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
4 КОНКУРС «Вспомни пословицы или поговорки».
-Первая команда вспоминает пословицы и поговорки со словами:
ВОЛК, ЗАЯЦ, КОШКА.
- Вторая команда вспоминает пословицы и поговорки со словами:
ПТИЦА, РЫБА, СОБАКА.
Примеры:
Волк
• Волков боятся – в лес не ходить.
• И волки сыты и овцы целы.
• Волка ноги кормят.
• Как волка не корми, он все в лес смотрит.
• Волк не пастух, свинья не огородник.
• Старого волка в сети не заманишь.
• Резвого жеребца и волк не берет.
Заяц
• За двумя зайцами погонишься – не одного не поймаешь.
• У вора заячье сердце: и спит и боится.
• Заяц уж сед: навидался он бед.
Кошка
• Знает кошка, чье мясо съела.
• Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.
• Кошке игрушки, мышке – слёзки.
• Не все коту масленица, будет и Великий пост.
Птица
• Цыплят по осени считают.
• Всяк кулик свое болото хвалит.
• Гусь свинье не товарищ.
• Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
• Ворон ворону глаз не выклюет.
Рыба
• Рыба портится с головы.
• На безрыбье и рак рыба.
• Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
• Рыба ищет где глубже, а человек где лучше.
Собака
• Собака лает, ветер носит.
• Собака на сене.
• Собака лает, а караван идет.
• Битому псу только плеть покажи.
5 КОНКУРС «Экзамен синоптикам».
Люди с давних пор примечали погоду по животным, по сезонам, поэтому вам необходимо дать правильный прогноз.
1. Поздний листопад (к суровой и продолжительной зиме)
2. Если муравьи к зиме готовят жилища с острыми крышами (жди суровую зиму).
3. Ласточки низко летают (жди дождя)
4. Майских жуков много (к засухе).
5. Вода темнеет в реках (перед грозой)
6. Из берёзы течет много сока (к дождливому лету)
7. Воробьи нахохлились днем – (перед дождем).
8. Лягушки громко кричат – (к ясной погоде) притихли – (на грозу).
9. Много насекомых летят к костру – (к дождю).
10. Кузнечики к вечеру сильно стрекочут (к хорошей погоде).
11. Пауки усиленно плетут сети – (к сухой погоде, а забились в угол (к ветрам).
12. Венцы вокруг солнца – (к дождю).
13. В радуге много красного цвета (к ясной погоде) много зеленого – (завтра снова будет дождь).
14. Месяц тусклый, в дымке – (к длительному ненастью).
6 КОНКУРС «Найди животное»
На карточках написаны слова. Найти в них названия животных.
Банка — кабан; багаж – жаба; колосья – лось; дудочка – удод; пион – пони;
Осада – оса; зонтик – кит, кот; волна – вол; каркас- рак; Кожух – жук; салон – слон.
7 КОНКУРС «Ребусы» интеллектуальный.
Необходимо разгадать ребусы:
1. Я по России протекаю,
Я всем известна, но когда
Ко мне прибавить букву с краю,
Своё значение я меняю
И птицей становлюсь тогда. (и-Волга).
2. Моё начало – буква алфавита,
Оно всегда шипит сердито,
Второго корабли боятся
И обойти его стремятся.
А целое весной летает и жужжит
То сядет на цветок,
То снова полетит (ш – мель).
3. Первое –нота, второе –тоже,
А в целом на горох похоже. (фа – соль).
4. Начало и конец – предлоги,
А средний слог – одна из нот.
Ответ в лесу; кто там побродит,
Грибов лукошко наберёт (по-ля-на).
5. Шараду запишите так:
Две ноты буква мягкий знак.
Все-куст, его вы без труд
Найдёте в парках и садах. (си-ре-н-ь).
8 КОНКУРС «Блиц опрос».
1. Какое животное самое высокое? (жираф).
2. У кого самые большие яйца и птенцы? (страус, 20 человек могут пообедать 1 яйцом).
3. Какое дерево самое сладкое? (липа, больше всего меда дает липа).
4. Какое дерево самое музыкальное? (клен из него делают муз/инструменты).
5. Какое дерево никогда не гниет в воде, а превращается в камень? (лиственница)
6. Какое дерево не боится ни камней, ни морозов, ни жары, ни голода? (сосна у нее длинные корни).
7. Какое лекарство получают из ивы? (аспирин)
8. Куда зайцу легче бежать в гору или под гору? (в гору, так как задние ноги длиннее передних).
9. Какая корова дает больше молока хвостатая или бесхвостая? (хвостатая, так как легче отпугивает комаров)
10. Какие животные не боятся укусов змей? (свинья, так как жир толстый и охраняет от яда и ёж, так как не восприимчив к яду)
11. Какое животное не по виду, а по свойствам самое страшное? (комар, от них гибнут даже крупные животные)
12. У какого зверя в лютые морозы появляются детеныши? (у медведя)
13. Под каким деревом сидит заяц, когда идет дождь? (под мокрым)
14. Что общего между молоком и ежиком? (способность сворачиваться)
15. У какого животного самый теплый дом? (у белки t0в любой мороз +180+190)
16. Какой самый вкусный корм для зайца зимой? (кора осины горькая, для них самая вкусная).
17. Какой зверь страшен зимой белке? (куница она выгоняет её из дупла, съедает запасы).
18. Как отличить старого грача от молодого? (у старого – надклювье стерлось и белое, а у молодого – черное).
19. Почему рябчика называют лесной курочкой - рябой? (сносят яйца на земле).
20. Почему медведя так называют? (мед – ведь ведает где мёд).
21. Почему воробья называют так? (бей – вора, вора – бей).
22. С какой птицей по сути похож воробей? (с вороной, вор – она).
Подведение итогов.
Родная природа – это могущественный источник из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Дети замечают всё. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе. Очень важно, чтобы мы сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Природа – великий учитель.
"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", - писал В. С. Сухомлинский.