Гришина Светлана Васильевна
Конспект проведения культурной практики в старшей группе «Подготовка к обеду, дежурство по столовой»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект проведения культурной практики в старшей группе
«Подготовка к обеду, дежурство по столовой.
Беседа о правилах этикета при посещении и приеме гостей, о том, как правильно дарить и принимать подарки»
Публикация «Конспект проведения культурной практики в старшей группе „Подготовка к обеду, дежурство по столовой“» размещена в разделах
- Дежурство. Организация дежурства
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2019
Цель: совершенствование навыков дежурства по столовой, расширение знаний о правилах этикета при посещении и приеме гостей, о том, как правильно дарить и принимать подарки
Образовательные задачи:
- продолжать учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расстилать салфетки и расставлять салфетницы и хлебницы, раскладывать столовые приборы;
- совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами; есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.
- продолжать закреплять знания о правилах приема гостей, о том, как вести себя в гостях, как дарить и принимать подарки, о правилах поведения за столом во время еды.
Развивающие задачи:
- развивать память, внимание, мышление, связную речь;
- развивать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, трудовых действий.
Воспитательные задачи:
- воспитывать положительное отношение к дежурству;
- формировать у детей ответственность за порученное дело;
- воспитывать умение спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо, вежливость (умение благодарить за еду);
- воспитывать культуру поведения и положительные моральные качества.
Оборудование: фартуки и колпаки для дежурных – по 2 шт., тканевые салфетки на каждого ребенка, столовые приборы (ложки столовые, ложки чайные, вилки, столовая посуда (глубокая тарелка, мелкая тарелка, чашка, хлебницы с хлебом накрытые бумажной салфеткой, салфетницы, букет из искусственных цветов, ваза, коробка с подарком (сумочка).
Предварительная работа:
- Беседа о правилах поведения за столом;
- Разучивание стихотворений о правилах поведения за столом;
- Беседа о правилах дежурства по столовой;
- Чтение рассказа «День рождения куклы Наташи» (Т. А. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5-8 лет». С. 54-59);
- Сюжетно-ролевые игры: «К кукле Кате пришли гости», «В кафе», «У куклы Алисы День Рождения».
Ход:
После дневной прогулки дети раздеваются, наводят порядок в своих шкафчиках, моют руки и садятся на стульчики возле доски.
В: Ребята, скоро мы будем обедать. Дежурные, помогите Наталье Ивановне накрыть на стол.
Дежурные идут надевать фартуки, колпаки. Сервируют столы. Наталья Ивановна подсказывает, куда стелить салфетки (в зависимости от того, кто где сидит, кто присутствует, а кто отсутствует). Далее дежурные договариваются, кто ставит хлебницы с хлебом накрытые бумажной салфеткой на середину стола, а кто салфетницы. Потом они каждому ребенку ставят кружку. Ручка кружки должна быть направлена вправо. Затем они разносят глубокие тарелки для супа. А потом один дежурный раздает ложки, а другой вилки. Когда они закончат сервировать стол, присоединятся к другим детям. Младший воспитатель в это время будет наливать суп. Когда закончит, сообщит воспитателю, чтобы тот пригласил детей к столу.
В: Дети, пока дежурные сервируют столы, я почитаю вам интересный рассказ.
Рассказ «День Рождения"
Собираясь на день рождения к своей однокласснице Яне, ребята приготовили подарки. Наташа вышила салфетку, Славик взял книгу сказок, а Юра – цветы. Пришли ребята. Яна открывает дверь, встречает их.
- Здравствуй Яна! Поздравляем тебя! Желаем тебе…
- Стойте! Немедленно снимите обувь, у нас лакированный паркет. А где подарки?
Друзья протянули ей подарки. Говорить не хотелось.
- Тоже мне подарки! Да сказок у меня целая полка. А салфеток – двадцать штук, и не самодельных, а японских. Ну ладно, проходите. Только ничего не трогайте, к стенам не притрагивайтесь – еще запачкаете.
Ребята оглянулись и пошли назад к двери.
- Подождите! Куда же Вы?
Но ребята ушли, не дослушав ее.
В: Дети, как вы думаете, почему гостям, когда они подарили подарки, не захотелось уже ничего говорить имениннице?
Р: Они не захотели ей ничего говорить, потому что, когда они начали ее поздравлять, Яна их прервала, велела снять обувь и потребовала подарки.
В: Да, Яна некрасиво поступила. А как следует поступить имениннице в таком случае?
Р: Имениннице следует выслушать поздравления и пожелания, поблагодарить. Потом принять подарок. Но не требовать, чтобы скорее подарили.
В: Яна правильно поступила, приняв подарки, она не положила их в сторону, чтобы потом распаковать. Она сразу их стала рассматривать. Но все-таки она допустила какую-то ошибку, когда рассматривала подарки. Какую?
Р: Яне не понравились подарки, она об этом сказала друзьям. Так делать нельзя. Необходимо всегда поблагодарить за подарки, а если они не понравились, не следует об этом говорить, чтобы не обидеть гостей.
В: Наташа вышила сама салфетку. Она решила подарить подарок, сделанный своими руками. Можно дарить такие подарки?
Р: Можно. Такие подарки еще дороже. Ведь они сделаны с душой и специально для именинника. Такого подарка ни у кого больше не будет.
В: Юра подарил цветы. А что следует делать с цветами в таком случае? Их можно положить на полку с остальными подарками?
Р: Нет. Цветы надо поставить в вазу с водой.
В: А что еще Яна сделала не так? Почему гости решили уйти домой?
Р: Яна пригласила гостей в комнату, но велела ничего не трогать, чтобы ничего не испачкать.
В: Да. И здесь Яна допустила ошибку. А как бы вы поступили на ее месте?
Р: Я бы просто пригласил гостей к столу. А то, что нельзя трогать в гостях дорогие вещи, сувениры, воспитанные люди сами знают.
В: Ребята, я предлагаю кому-нибудь из вас разыграть сценку «Подари подарок».
Два ребенка показывают сценку.
Р1: Привет!
Р2: Привет! Проходи, я рада, что ты ко мне пришла на мой день рождения!
Р1: Поздравляю тебя с днем рождения! Желаю тебе здоровья, счастья и хороших друзей! Прими от меня вот такой подарок и цветы.
Р2: Большое спасибо! Какие красивые цветы! (ставит их в вазу, открывает коробку с подарком) Какой замечательный подарок! Спасибо! Проходи к столу. Мы с мамой приготовили вкусные угощения!
В: Молодцы, ребята! Вот так следовало Яне принять подарки от гостей. Гости сели за празднично накрытый стол, будут кушать угощения хозяев. А как следует вести себя за столом?
Дети читают стихи о правилах поведения за столом.
Не говори ты с полным ртом,
Еду жуй очень тщательно
И не забудь сказать потом
«Спасибо» обязательно!
Не упирайся в стол локтями
И спину ты ровней держи,
Еду не надо брать руками –
Есть ложки, вилки и ножи!
Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно,
Рот едой не набивай
И кусочки не роняй!
Ешь спокойно всегда, не крутись,
Не толкай тех, кто рядом, локтями,
Хочешь что-то достать – не тянись,
Попроси, чтоб тебе передали!
Пользуйся салфеткой,
На стуле не качайся
И низко над тарелкой
Своею не склоняйся!
Большие куски в рот не следует брать –
Их надо на части всегда разделять!
Старайся посуду свою не разбить,
А то, что в стакане – на стол не пролить!
В: Ребята, какие вы молодцы! Вы знаете, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как вести себя за столом. Вас с радостью будут приглашать ваши друзья в гости и к вам приходить. Посмотрите, наши дежурные накрыли на столы. Спасибо им за это скажем. Ведь они помогают младшему воспитателю и нам. Наталья Ивановна налила нам суп. Можно садиться за столы. Стульчики несите правильно. Не толкайтесь, не спешите. Приятного аппетита!
За столом мы все сидим,
Не играем, а едим!
Воспитатель следит за осанкой детей во время еды, осуществляет индивидуальную работу по закреплению навыков пользования столовыми приборами.
В: Ребята, не забывайте, что ложку мы держим в правой руке, а хлеб в левой. За столом сидим прямо, спина прямая, ноги стоят тоже прямо, вилка у нас всегда «смотрит» вниз.
Во время приема пищи воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: хвалит детей за аккуратность, неторопливость, культурные навыки (пользование салфеткой после приема пищи)
Младший воспитатель организует постепенную смену блюд.
В: Вставая из-за стола, тихо задвигаем стул и обязательно благодарим за вкусный обед!
Дети, которые закончили прием пищи, встают из-за стола, несут пустую посуду на кухню, благодарят за вкусный обед, идут в умывальную комнату принимать культурно-гигиенические процедуры.
После сна можно почитать с детьми стихотворение А. А. Усачева «Рано или поздно»
Кто приходит в гости поздно –
Поступает несерьёзно.
Исчезают со стола
И халва, и пастила.
Достаются только кости
Тем, кто поздно прибыл в гости!
Кто приходит в гости рано,
Поступает тоже странно.
На хозяине – халат,
Или в доме вовсе спят.
И глядят, как на барана,
На того, кто прибыл рано.
Приходить старайтесь в гости
Точно в названный вам час.
Или – рано или поздно –
В гости звать не станут вас!