Мария Талабаева
Конспект прогулки в подготовительной группе «Золотая осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений и животных в осеннее время.
Задачи:
1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
3. Способствовать развитию связной речи, умению вступать в диалог.
4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
5. Активизировать двигательную активность детей.
Публикация «Конспект прогулки в подготовительной группе „Золотая осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.
Словарная работа: беляночка, белоокая, листопад, опад.
Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мешочки с песком, кегли, листья разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.
Предварительная работа:
- беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
- наблюдения за деревьями, кустарниками;
- экскурсии в парк;
- рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Золотая осень», «Осень», И Остроухов «Золотая осень».
- чтение художественной литературы: И. Соколов-Микитов «Листопадничек», Н. Сладков «Золотой дождь»; В. Бианки «Синичкин календарь»;
- заучивание наизусть: К. Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила», А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!», Е. Трутнева «Улетает лето»;
- загадки о деревьях, о временах года;
- дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?», «На лесной тропинке», «На лесной опушке», «Как зовут тебя, деревце?»;
- продуктивная деятельность по тематике «Осень»;
- подвижные игры: «Кружатся листья, ведут хоровод», «Краски», «К дереву беги».
Ход прогулки
Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в нем особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?
Дети:
- В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета, но больше всего желтых.
- Листья переливаются на солнце как золото.
- Это очень красивое время года.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
И кудрява, и стройна,
Всем нам нравится она.
Дети. Это береза.
Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»
- Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
- Как можно березу назвать ласково? ( Ответы детей: березонька, березка, беляночка, белоокая красавица).
- Назовите все части березы? ( Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
- Какого цвета ствол у березы? ( Ответы детей: белый с черными пятнами).
- Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, бледно-желтые, желтые в крапинку).
- Какого цвета они были летом? (Зеленые).
- Так почему же сейчас они золотисто-желтые?
Дети: Наступила осень.
- Так береза готовится к зиме.
- Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.
Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:
Лишь осень золотая,
Лист опалит огнем,
Березка облетает,
Тоскует под дождем.
- Как вы думаете, о чем тоскует, печалится, грустит береза осенью?
Дети: Остались позади теплые деньки, стало холодно, приближается поздняя осень, а за ней и зима.
- Очень часто идут дожди, дует холодный ветер.
- Облетают листья и кружатся от сильного ветра.
- Листья шелестят, словно прощаются с нами.
Воспитатель: Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.
- Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
- Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
- Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
- Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они? Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.
- Насекомые заснули до весны.
Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).
- А какую пользу приносит она людям? Дети: Очищает воздух, выделяет кислород,
- Летом защищает нас от солнца, ветра,
- Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.
- Береза - лекарственное дерево.
Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость, отгоняет печаль и скуку. Недаром в народе ее называют «деревом жизни», «деревом необыкновенной доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас. И тогда ждите от нее только добра и помощи.
Особенно она благосклонна, по народным поверьям, к детям. Вы хотите подружиться с ней? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.
Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Стройная, белоствольная красавица издавна символ России - нашей Родины. К ее трогательной красоте всегда было особое отношение. Ее берегли, за ней ухаживали, вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Давайте вспомним и расскажем о ней стихи. (Дети читают стихотворение Е. Трутневой «Улетает лето».)
Стало вдруг светлее вдвое
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)
- А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
- Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? ( Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т. д).
- Конечно, нужно стараться поступать так, чтобы береза всегда была убранной, ухоженной и в любое время года радовала нас. Давайте поблагодарим березоньку за ее доброту.
Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).
- Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
- А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют
почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.
- Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опад, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне. Дети разбегаются и говорят слова:
Мы листочки, мы листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
Индивидуальная работа по развитию движений:
- прыжки на двух ногах между предметами;
- ходьба по канату приставным шагом с мешочком на голове. Самостоятельная деятельность детей.
Подведение итогов прогулки.
Литература
1. Кравченко И. В, Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие. - М. : ТЦ «Сфера». 2010. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Волгоград, «Учитель», 2013.
2. Машкова СВ., Суздалева Г. Н.
3. Журнал. Дошкольное воспитание. 2011,№ 3, № 6.
4. Журнал. Дошкольное воспитание. 2012,№9.
5. Журнал. Здоровье дошкольника. 2011, №3.