Папки-передвижки

Конспект прогулки с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Наблюдение за насекомыми: муравьи»

Лариса Иванова
Конспект прогулки с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Наблюдение за насекомыми: муравьи»

Конспект

Летней прогулки с элементами экспериментирования для детей старшей группы на тему: «Наблюдение за насекомыми: муравьи»

Цель: развивать общие познавательные способности детей (уметь наблюдать, описывать, сравнивать).

Задачи: - учить рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе;

- расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида муравья, формировать представление о жизни насекомых в природе;

- закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;

- учить видеть красоту окружающего мира.

- развивать интерес к миру насекомых;

- развивать речевые и творческие способности детей;

- воспитывать бережное отношение к насекомым, желание заботиться о природе, охранять природу.

Оборудование: картинки муравья и муравейника; лупа (3 штуки, карточки «насекомые», сахар.

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто самый сильный на земле? Нет не человек, не слон, не бегемот. Я вам дам подсказку. Отгадайте загадку. Кто же это?

Вот букашка – работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит …. (муравей)

Самый сильный на земле – муравей! Он может переносить тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Давайте представим, что Рома – муравей, то он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Рома поднять и нести всех этих ребят? Конечно, нет. А муравей может нести на себе груз в 10 раз тяжелее его самого. Посмотрите, муравей хоть и маленький, а настоящий силач.

Исследовательская деятельность:

Воспитатель: а теперь, ребята давайте с вами понаблюдаем, чем муравьи занимаются. Они ползают по дорожкам, которые они сделали.

1. Взять лупу и рассмотреть муравья.

Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. В одном муравейнике муравьев столько, сколько людей в большом городе. Правит в муравейнике муравьиная царица. В молодости у нее были небольшие крылышки, и она любила полетать. Но потом, когда она станет мамой, отгрызает себе крылья и с этих пор живет в муравейнике. Она откладывает яички, из которых позже появятся личинки. О личинках будут заботиться рабочие муравьи: кормить и ухаживать за ними. У муравья утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти. Как у всех насекомых. У муравья есть усики – антенны, с помощью которых муравей получает информацию о запахе, вкусе и сообщает о ней своим собратьям.

Муравьи умеют ходить по гладким или наклонным поверхностям. Ведь на каждой лапке у муравья два коготка, между ними подушечка, выделяющая клейкую жидкость, которая и позволяет муравью не падать.

Муравьи больше всего любят лакомиться пядью – так называется вещество, выделяемое тлями. А еще едят муравьи других насекомых. Особенно любят кузнечиков. Еще они едят грибы, сок и семена растений.

Муравьи – хищники, они уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Некоторые птицы специально прилетают за помощью к муравьям, которые очищают птицу от многочисленных паразитов, смазывают ей перья муравьиной кислотой.

Есть у муравьев и враги. Муравьями питаются многие птицы, земноводные и пресмыкающиеся, а также барсуки, лисы.

2. Засыпать дорожку сахарным песком, посмотреть, как муравьи будут его собирать.

Результат: сначала муравьи будут просто суетиться и беспорядочно бегать в разных направлениях. Затем они успокоится и ты увидишь одну или несколько длинных муравьиных цепочек, движущихся к угощению и обратно.

Стоит одному муравью найти пищу, в нашем случае сахар, как он начинает оставлять за собой феромоновый след, по которому за ним идут другие муравьи. Чем больше муравьев идут по следу, тем сильнее становится сигнал. Интересно наблюдать, как муравьи в точности повторяют след самого первого муравья. Если ты напугаешь муравья, он сразу подаст сигнал другим муравьям, предупреждающий об опасности. При этом муравьи, находящиеся близко, по этому сигналу будут убегать, а муравьи- солдаты, находящиеся дальше, наоборот, приготовятся к нападению.

А теперь давайте на асфальте нарисуем муравья. Сначала рисуем что? (туловище, за тем голову и лапы. Сколько лап нарисуем? Красивый получился муравей. Что еще вы хотите нарисовать?

Самостоятельная работа детей.

Игра «Мы, веселые ребята»

Цель: развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле. Играющие двигаются по кругу и говорят:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и скакать

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

Индивидуальная работа.

Дидактическая игра «Сколько насекомых на полянке?»

Цель: развивать внимание, память, мышление, речь; воспитывать бережное отношение к насекомым.

У ребенка – предметные картинки с изображением какого- либо насекомого. Показать цифру, а ребенок должен составить предложение: «На полянке 5 бабочек (кузнечиков, пауков и т. д.)

Вот наша прогулка закончилась. Что вам больше всего понравилась? Что вы больше всего запомнили? Скажите, могут насекомые приносить пользу? А вред?

Они хоть и маленькие, но очень нужны природе. Дадим все вместе слово, не обижать насекомых.

Мне понравилось, что сегодня вы были очень дружными, ловкими, старательными. Молодцы!

Публикации по теме:

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за насекомыми» Цель: продолжить знакомство с разнообразием.

Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми»Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми» Цель прогулки:Продолжать расширять знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых;уточнить содержание понятия "насекомые";научить.

Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми»Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми» ЦЕЛЬ ПРОГУЛКИ: закреплять представления детей о насекомых; учить видеть их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья);.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Конспект прогулки с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Наблюдение за насекомыми: муравьи»
Опубликовано: 9 августа 2024 в 16:21
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект прогулки с элементами экспериментирования для детей старшей группы «Наблюдение за насекомыми: муравьи»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 августа. День безопасности. Передвижка «Безопасность на железной дороге»

В первое воскресенье августа свой профессиональный праздник отмечают работники железной дороги. Железнодорожный транспорт является одним из самых популярных. Поздравляем железнодорожников с их...

8 августа. Международный день кошек. Передвижка «Без кота и жизнь не та»

8 августа мы отмечаем Международный День кошек. Кошки с незапамятных времен живут рядом с нами, приносят пользу и украшают нашу жизнь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД