Анна Журавлева
Конспект прогулки по экологической тропе здоровья «Путешествие в весенний лес» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи Закреплять, систематизировать представления детей о лесе и его обитателях: птицах, насекомых, диких животных, о растениях. Пробуждать добрые чувства по отношению к природе; формировать заботливое отношение к ней, восхищение её красотой. Совершенствовать память, внимание, словесно-логическое мышление. Дать представление о первоцвете – мать-и-мачехе, о её лечебных свойствах. Через игры и игровые упражнения упражнять детей в равновесии, в прыжках, ползании на четвереньках, в метании в вертикальную цель, в беге в разных направлениях, в ориентировке в пространстве. Совершенствовать общую и мелкую моторику.
Публикация «Конспект прогулки по экологической тропе здоровья „Путешествие в весенний лес“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Материалы: цветные ленты, пришитые к поясу (завязывается на талии у ребёнка-«Бабочки», цветы из бумаги, круги, вырезанные из линолеума – кочки, дупло, сделанное из коробки и шишки, игрушки (зайка, медведь, лиса, волк, ёж) и их домики, маски скворцов, насекомые (бабочки, божьи коровки, оса, кузнечик, муха, жук, пчела, маски цветов, корзиночка, сухие листья мать-и-мачехи и сам первоцвет, растущий в цветнике, самовар, чайные бокалы, обручи, скамейки, муз. запись – пение птиц, музыка сказочных цветов.
Маршрут путешествия состоит из нескольких остановок на заранее подготовленных полянах.
Ход
1часть – отправляемся в лес
Восп: Лето приходит само. Осень подкрадывается незаметно. Нежданно-негаданно сваливается зима, а весну – весну ждёшь.
Природа любит весну. Как собственную дочь она украшает её цветами, возвращает ей птиц. Мы тоже будим любить её аккуратно и бережно.
Сегодня мы отправляемся в весенний лес, увидим много там чудес и весенних перемен.
К путешествию, ребята, вы готовы?
Все вы сыты и здоровы?
Поможет путешествие начать
Бабочка, что прилетела к нам весну встречать.
Вот она. (Ребёнок, наряженный в бабочку - атласный пояс с лентами.)
Садитесь на крылья волшебной бабочки
Держитесь крепко, летите дружно!
Неси нас, бабочка, над полями.
Неси нас, бабочка, над лесами.
Опустись ты на лугу, прямо в радугу-дугу.
Отправляемся вперёд
Много нас открытий ждёт!
(Дети бегут, держась за бабочку, за её ленты, присаживаются)
Мы шагаем друг за другом
Полем и зелёным лугом (ходьба по площадке-лугу)
Чтоб цветы нам не помять
Нужно ноги поднимать
Выше ноги поднимаем,
Дружно, весело шагаем!
(Ходьба, высоко поднимая колени)
Вот роса блестит кругом
На носочках мы пойдём.
(Ходьба на носках)
По тропинке мы бежим
Не мешаем, не шумим
(Бег)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем тихо мы шагать
(Обычная ходьба)
Мостик в стороны качался
А под ним ручей смеялся
Осторожно мы пойдём
На тот берег перейдём
(Ходьба по доске)
Перейдём преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
(Прыжки из обруча в обруч)
Вот пещера впереди
Сквозь неё нам надо проползти
На четвереньки мы встаём
И ползём, ползём, ползём…
Вот мы и к лесу подошли. Сейчас ещё раннее утро, цветы ещё не раскрыли свои лепестки, не жужжат пчёлы и шмели, трава вся в росе. А вот и солнышко взошло! Покажите, как оно поднимается и расправляет свои лучики. (Дети поднимают руки вверх, с раскрытыми пальцами от себя. Руки в стороны, вверх, затем в стороны, вниз)
Солнце ясное взошло,
Принесло на луг тепло.
Рады травка и цветы,
И жучки и паучки.
Порадовались солнышку, улыбнулись ему, подарили улыбку друг другу. Вдохнули ароматы весеннего леса. (Упражнение на дыхание)
2часть – встреча с лесничим
По тропинке дети встречают лесничего. (Игровой персонаж)
Лесничий: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте. Кто вы?
Лесничий: Попробуйте отгадать: Чтобы липы не болели,
Чтобы сосны зеленели
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса
Их под звон и гомон птичий
Охраняет…Кто? (Лесничий)
Я - лесничий. Лесничий – от слова лес. Что такое Лес? Лес – это место, где растут много разных деревьев и кустарников, трав и цветов, живут дикие звери. Весной на деревьях появляются что? (листочки). Зелёные, маленькие, а у животных – их детёныши. (Идут между деревьями мимо зверей-игрушек)
У медведя? (медвежата, у волка? (волчата, у лисы? (лисята, у ежа? (ежата, у белки? (бельчата). Что такое – непорядок. Белочка плачет. Что случилось, белочка? (Белочка-игрушка шепчет на ушко лесничему). Ой, Ой, Ой, оказывается она жила в соседнем лесу. Её лес сгорел, был пожар. Белочка едва осталась живой. В лесу, ребята, можно разводить костёр? (Нет) Этого делать нельзя. Чем же мы можем помочь тебе, Белочка? (Белочка шепчет на ухо). Ребята надо помочь белочке собрать шишки в дупло. Поможем Белочке? Игра «Попади в дупло» (Метание в цель) Молодцы, ребята, помогли белочке. Теперь ей легче будет устроиться в нашем лесу. До свидания, Белочка.
Ребята, вы наверное хотите погулять в моём лесу? (Да) В лесу вы должны соблюдать особые правила. Вспоминайте и на мои вопросы отвечайте. Игра на внимание «Да – нет».
Если ты пришёл в лесок. Будешь рвать ромашку? (Нет)
Если съел конфету ты, выбросишь бумажку? (Нет)
Белке хлебушка кусок на пеньке оставишь? (Да)
Если разведёшь костёр, а тушить забудешь? (Нет)
Если сильно насоришь, а убрать забудешь? (Нет)
Если мусор уберёшь, банку закопаешь? (Да)
Любишь ли природу ты, Ты ей помогаешь? (Да)
Идите ребята в лес, помните:
Лес не только для нашей забавы!
Он богатство нашей страны!
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк или ельник густой
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Свято помни, что лес наша радость
Вместе с лесом и сам ты растёшь!
По делам давно мне пора,
До свидания, детвора (Лесничий прощается)
3 часть – слушанье пения птиц
Восп: Устали? Давайте посидим, отдохнём. (Присаживаются на скамеечки). Прислушайтесь! Как тихо вокруг нас стало.
Шуметь природа устала – Ребята и те присмирели,
Слышны лишь только, птичьи трели.
(Звучат голоса птиц). Как красиво поют птицы в лесу. Каких вы птиц узнали? Каких вы птиц ещё знаете? Загадка: Мы в скворечнике живём. Песни звонкие поём. Кто это? (Скворцы) Скворцы живут где? (В скворечниках). Они живут парами. Мама и Папа. А вот и их скворечники. (Воспитатель выкладывает круги). А вы, ребята, скворцы. (Дети одевают маски скворцов). «Мы в скворечнике живём, песни звонкие поём!» Игра «Скворечники».
4 часть – удивительные насекомые. Опыт: «Следопыты»
Восп. : В птичек поиграли, детвора? Дальше в путь спешить нам пора.
Бабочка, поскорее лети к нам сюда. (Ребёнок-бабочка)
Полетели, полетели на лесную полянку прилетели.
Мы с вами на лесной полянке. Посмотрите кругом, вы кого-нибудь видите? Предлагаю поиграть в следопытов. На полянке можно обнаружить необычных бабочек, жуков и других насекомых. Одни из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека. Постарайтесь отыскать как можно больше разных насекомых и принести их ко мне. Только будьте внимательны: нужно запомнить, где именно затаились бабочки, жуки, какого цвета было их окружение. (Дети находят насекомых, приносят, рассказывают, кого они нашли, легко ли было найти кузнечика в зелёной травке? А муху? А бабочку) Вывод: Чем ярче насекомое, тем легче его найти. Чем ближе окраска насекомого к травке, к дереву, к месту, где прячется насекомое, тем труднее его найти.
А теперь пришла пора поиграть нам, детвора! Подв. игра «Кузнечики, травы, бабочки, цветы»
На одной ножке покружись и в кузнечика превратись! «Кузнечики» - дети прыгают.
На другой ножке покружись и в травушку превратись! «Травы» - дети приседают.
«Бабочки» - дети летают, размахивая руками.
«Цветы» - дети складывают ладони, как чашечки цветов.
Наши алые цветы распускают лепестки
Ветерок чуть дышит, лепестки колышит.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Ветерок качает, тихо засыпает.
4 часть – встреча с Бабушкой-травницей
Выходит бабушка-травница (собирает листочки)
Восп: Ребята, посмотрите, бабушка одна в глухом лесу. Здравствуй, бабушка, что же вы здесь делаете совсем одна? (Дети здороваются)
Баб: Здравствуйте, ребята, в лесу мне одной совсем не страшно, я здесь каждый кустик и каждую травинку знаю. Я, Бабушка-травница, собираю разные целебные травы.
Восп: Как же, Бабушка, разве можно срывать цветочки?
Баб: Можно, только немного и совсем не для озорства. А чтобы этими травами разные хвори, болезни лечить. Вот раньше, когда таблеток и сиропов ещё не было, чем больных детишек лечили? (Травами). Одна трава одни болезни лечит, другая – другие. Пойдёмте, я сейчас вам всё покажу и расскажу. Ведёт к месту, где растёт мать-и-мачеха.
Солнышко пригрело землю, разбудило зелёную травку, а вместе с зелёной травкой показались и жёлтые цветы. Открыли они глазки, подняли головки, смотрят на солнышко и улыбаются. Это мать-и-мачеха. Один из самых первых весенних цветов. Сначала у мать-и-мачехи появляется что? (жёлтый цветок). А уже потом вырастают листья. Вот они. Потрогайте листочек сверху (верхняя часть листа). Какой он? (Гладкий, холодный). Правильно, словно прикосновения суровой, злой мачехи. Потрогайте листочек снизу (нижнюю часть листа). Какой он? (Мягкий, тёплый). Словно приласкала тебя ласковая мама. Поэтому цветочек так и называется – мать-и-мачеха. Он и мачеха, и мать. Листья мать-и-мачехи очень полезны при простуде. Если их приложить к груди (показ, когда болеешь, они вытягивают жар. При сильном кашле я завариваю листочки кипятком и пью этот настой вместо чая. Кашель и простуда уходят. Это ещё не всё. Если у кого-то появился нарыв, нужно положить листочек мать-и-мачехи на больное место. Листочек снимет жар, красноту, вредные вещества. Вот какие волшебные листочки у мать-и-мачехи.
А вот одуванчик. Он тоже появляется весной. Листья одуванчика нежны и полезны. Салат из листьев одуванчика улучшает аппетит. А корни помогают при некоторых заболеваниях живота. Но без взрослых употреблять в пищу их нельзя.
Восп: Б-ка, ребята тоже знают кое-что про одуванчики. (Дети рассказывают стихи)
Баб: Молодцы, ребята, а ещё одуванчики – это маленькие солнышки. Утром раскрывают свои бутоны, ночью закрывают.
Ребё нок: Ещё, они подсказывают нам погоду. Перед дождём они всегда закрывают свои цветки. (Высказывания детей из наблюдений)
Восп: Вот какие интересные тайны, секреты поведала нам Бабушка-травница. А я сейчас вам расскажу, как появляются первые весенние цветы – первоцветы.
Ты полянке улыбнись и в цветочек превратись.
1 – цветок, 2 – цветок. Ты – дружок, и ты – дружок
Обернись ка ты в цветок! (Дети одевают маски цветов).
релаксация «Подснежник»
Под музыку «Волшебный цветок» появляется Бабушка-травница с самоваром:
Ребята, пока вы играли, я для вас чай из душистых трав приготовила. Пейте на здоровье!
Восп: Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес. Понравилось вам, ребята? Что больше всего запомнилось?
Возвращаться нам пора. Скажем лесу, детвора,
До Свидания! Бабочка, вперёд лети, нам дорогу, покажи!
Дети уходят под песню Ю. Антонова «Не рвите, цветы, не рвите».
Или под речё вку: По солнышку, по солнышку дорожкой луговой
Идём по мягкой травушке весеннею порой
И любо мне, и весело глядеть по сторонам,
Голубеньким и беленьким я радуюсь цветам
Из леса, из далёкого, откуда я иду,
Приветливо доносится: «Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!»