Нина Архипова
Конспект занятия в старшей группе на экологической тропе «Удивительные путешественники семена»
▼ Скачать
Программные задачи:
1. Учить детей понимать биологические процессы, происходящие в природе на примере размножения растений при помощи семян.
2. Учить восстанавливать последовательность роста растений при помощи простейших схем.
3. Закреплять знания детей о том, что растение имеет: корень, стебель, листья, цветы, плоды; что корень – главная часть растения, он впитывает воду из почвы, а листья поглощают воздух и солнечные лучи.
4. Развивать речевую активность детей, умение выражать увиденное не только словами и словосочетаниями, но и полными предложениями.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе на экологической тропе „Удивительные путешественники семена“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
5. Развивать внимание, любознательность, способность видеть красоту природы; воспитывать желание бережного отношения к растительному миру, интерес к самим растениям и труду человека по уходу за ними.
Словарная работа: корень, стебель, листья, цветок, плоды, растение, семена.
Предварительная работа: сезонные наблюдения в природе, беседы о растениях, трудовая деятельность в уголке природы и на участке.
Оборудование: комнатное растение – фикус, схема части растения, схема появление и рост растения (1 цикл – одуванчик); схемы – циклы разных растений на каждого ребенка.
Методы и приемы: сюрпризный момент, путешествие, рассказ, беседа, самостоятельная работа детей.
Ход занятия:
В. - Дети, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну растений по экологической тропе. (внезапно появляется Незнайка)
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Снова я слышу это слово – Растения. А что оно обозначает, я не знаю. Может быть, вы мне объясните, что это значит – Растения?
В. - Ребята, давайте возьмем Незнайку с собой в путешествие по экологической тропе. Путешествовать мы будем на поезде. Ну что, поехали!
Вагончики, вагончики,
По рельсам тарахтят.
Везут в страну растений,
Компанию ребят.
Вот мы приехали в чудесную страну растений. Дети, что же мы можем назвать растениями?
Д. - Растения – это все, что растет.
В. - Какие растения вы знаете?.
Д. - Я знаю растения: кустарник, деревья, трава, цветы.
В. - Да, ребята, существует множество растений. Они растут почти повсюду, они разных размеров, разной формы: низкая трава, высокие деревья, красивые цветы, и пышные кустарники – все это растения. А сейчас мы все станем цветочками:
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки.
И улыбнулся цветочек солнышку улыбнемся и мы. А теперь, Незнайка, посмотри наши растения.
Незнайка – (спрашивает у детей) А как называется это красивое растение?
Д. - Это растение называется - ФИКУС.
В. - Давайте расскажем Незнайке, что есть у фикуса.
Д. - У фикуса есть стебель, листья, корень.
В. - А где же находится корень?
Д. - Корень находится в земле.
В. - Да, ребята, корень мы не видим, он действительно находится в земле. А сейчас давайте подойдем к рисунку и рассмотрим другое растение (плакат – схема подсолнуха). Как называется это растение?
Д. - Здесь нарисован подсолнух.
В. - Андрей, назови части этого растения.
Андрей – (показывает и называет) Это- корень, это- стебель, это- листья, это- цветок.
В. - Ребята, а что есть у подсолнуха, чего нет у фикуса?
Д. - У фикуса нет цветка, а у подсолнуха цветок есть.
В. - Дети, обратите внимание, здесь хорошо виден корень. Дети, как вы думаете, зачем нужен корень растению?
Д. - Корнем растения пьют воду.
В. - Правильно, корень берет воду из почвы, по стеблю вода поступает в листья и цветок (показывает по схеме). Зачем нужны листья растению?
Д. - С помощью листьев растение дышит.
В. - Для роста растений нужны вода, воздух и солнечный свет. А вот это растение не видело солнечного света, оно росло в темноте (показывает растение выращенное в темноте). Какого цвета его листья?
Д. - Листья этого растения желтого цвета.
В. - А какого цвета листья у подсолнуха?
Д. - У подсолнуха листья зеленого цвета.
Незнайка – Ребята, расскажите мне, откуда появляются растения?
Д. - Растения появляются из семян.
В. - Давайте, ребята, подойдем к столу и рассмотрим семена различных растений (семена на столе за ширмой). Посмотрите, это семена свеклы столовой, вот они какие, потрогай. Из каждого семя вырастет вот такая свекла.
Незнайка- А что это за семена?
В. - Ребята, расскажите Незнайке от какого растения эти семена.
Д. - Незнайка, из этого семени вырастет фасоль!
В. - Это семена помидора. Давайте посмотрим, где они живут (разрезает помидор, дает потрогать детям). Семена находятся внутри плода.
Незнайка – А это что за растение?
Д. - Да это же перец.
В. - Давайте посмотрим, какие семена у перца? Что надо сделать?
Д. - Разрезать пополам.
В. - Где у перца семена?
Д. - Они тоже находятся внутри плода.
В. - Ребята, как вы думаете, есть ли семена у этого яблочка?
(ответы детей)
В. - Давайте лучше посмотрим. (разрезает яблоко). Конечно есть, они тоже находятся внутри плода. Ребята, я вам предлагаю посмотреть на этот рисунок. Какое растение здесь изображено?
Д. - Здесь нарисован одуванчик. (схема – цикл).
Носит одуванчик,
Желтый сарафанчик.
Подрастет нарядится
В беленькое платьице.
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
В. - Наберем воздух и подуем на седой одуванчик. Посмотрите, ребята, полетело семя на своем парашютике, попало в землю; солнышко его согрело, дождик полил и оно проросло. Появились листочки, затем стебелек, и цветок. А потом цветок отцвел и появилось много семян – парашютиков. Вот теперь вы знаете, из чего появляются растения и как они растут. Ребята, а вы хотели бы сами вырастить какое-нибудь растение? Ну что же, садитесь за столы, и ты Незнайка тоже садись. Теперь возьмите карточки и разложите их по порядку, начиная с семени.
(самостоятельная работа)
В. - Незнайка, ну давай посмотрим, какие растения вырастили дети.
(Незнайка проводит анализ. Задает вопросы: что ты вырастил? Где здесь семя? Это правильно? А как правильно? Исправляет ошибки.)
В. - Молодцы, ребята! Вот теперь Незнайка никогда не забудет, что такое растение и как оно появляется.
Незнайка- Конечно не забуду. Вы очень хорошо все объяснили. А теперь мне пора возвращаться в свою сказку. До свидания ребята.
В. - А нам, дети, пора возвращаться в детский сад. Садитесь в поезд: Загудел паровоз,
В детский сад ребят повез.
- Вот и вернулись мы из путешествия.