Ольга Пантюкова
Конспект прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Весна, весна на улице…» Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в живой природе.
Задачи:
Образовательные:
- создать художественно-поэтический образ наблюдаемого явления природы, используя художественное слово;
- учить пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы;
- формировать наблюдательность, интерес к причинно-следственным связям, умение делать несложные выводы, умозаключения;
Публикация «Конспект прогулки „Наблюдение за сезонными изменениями в природе“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- повторить с детьми наиболее характерные признаки ранней весны, используя содержание стихотворения;
- продолжать учить описывать птиц по характерным признакам, привычкам и по описанию узнавать их.
Развивающие:
- развивать ловкость, умение быстро ориентироваться в пространстве, действовать согласно правилам игры;
- закреплять умение детей принимать правильное исходное положение при метании, метать мяч правой и левой рукой, развивать глазомер.
- обеспечивать двигательную активность детей в процессе игр и индивидуальной работы;
- формировать самостоятельность детей в выборе деятельности и участников деятельности.
Воспитательные:
- приобщать детей к выполнению трудовых поручений;
- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней, доброжелательные отношения друг к другу.
Материалы и оборудование: карточки с изображением птиц (по количеству детей, корм для птиц, мячи для метания в цель (3 шт., мячи большие резиновые (2 шт., мишени (3 шт., песочные наборы (формочки, совочки, ведерки, лопаты, кольцебросы (3 шт.).
Ход прогулки.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой чудесный весенний день сегодня. Солнце светит ярко, улыбается нам, давайте мы тоже улыбнёмся солнцу и друг другу.
Ребята! Вспомните, от кого сегодня утром почтальон принес нам письмо?
Дети: (Почтальон принес письмо от Незнайки).
О чем спрашивал нас Незнайка?
Дети: (просил помочь ему – узнать какие изменения происходят в природе весной).
Хотели бы вы помочь Незнайке?
Воспитатель: Ребята, как мы можем определить, что наступила весна? (Воспитатель с детьми наблюдает за весенней природой)
Ответ детей (По приметам).
Воспитатель: Какие вы знаете приметы весны?
(Предполагаемые ответы детей : на небе солнце, небо голубое, по небу плывут редкие белые облака, усиление солнечного тепла, снег начал таять и т. д.)
Воспитатель: Весна это переход от зимы к лету. Ребята, весна - полна чудес, она пробуждает природу ото сна, все вокруг зеленеет. Но самое главное чудо это то, что именно весной к нам прилетают перелётные птицы.
(Воспитатель предлагает прислушаться к «весенним голосам» и читает стихотворение Ф. Сологуба)
О чём щебечут птицы так звонко по весне?
Какие небылицы рассказывают мне?
Забавно, словно в сказке, о чём звенят ручьи?
Чьи шёпоты и ласки перепевают, чьи?
Воспитатель:
Почему осенью птицы улетают, а весной возвращаются в родные края?
Каких перелетных птиц вы знаете?
Чем весной заняты птицы?
Как люди помогают птицам?
Дети: индивидуальные ответы детей
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях. Каких перелетных птиц, прилетевших с юга, вы уже заметили на участке детского сада? (грач, зяблик). Правильно, эти птицы не боятся небольших морозов и прилетают самыми первыми. Скоро к ним присоединятся и другие птицы, предлагаю вам отгадать загадки про них.
Каждый год, порою вешней,
Все друзей пернатых ждут.
Только вывесим скворечник,
А они уж тут как тут.
(Скворец)
На лету хватает мошек,
Хвостик - тонкие косицы,
Предсказать погоду может, -
Вам знакома эта птица.
(Ласточка)
Воспитатель: Какие же вы молодцы!
Загадки про птиц отгадали. Ребята, сможете ли вы сами изобразить птиц? Выбирайте карточки (на столе карточки с изображением различных птиц).
(По считалке выбирается водящий). Считалка:
Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети,
Кукушата просят пить,
Выходи – тебе водить.
Дидактическая игра «Что это за птица?»
Игровые правила: описывать прилетевшую птицу не только словом, но и имитацией ее движений. Кто правильно назовет птицу, тот становится водящим.
Игровые действия: имитация движений разных птиц, отгадывание, о какой птице рассказывается.
Воспитатель: Ребята, я хочу познакомить вас с новой игрой «Птицелов». Кто знает, что значит «Птицелов»?
(Ответы детей).
(Воспитатель вместе с частью детей произносит закличку, приглашая детей к игре)
Воспитатель: На игру вас приглашаем и улыбки обещаем.
Дружно в круг вставайте все – много радости в игре!
(Все дети подходят и встают в круг).
Подвижная игра «Птицелов»
Ход игры.
Один из играющих – птицелов, он стоит лицом к стене. Играющие делятся на группы по несколько человек и договариваются, каких птиц они будут изображать. Затем подходят к птицелову и спрашивают: «Мы сороки, где наш дом?»; «Мы галки, где наш дом?». Птицелов называет место, где должны жить птицы, и дети занимают свои дома.
На слова птицелова: «Ловлю птиц на лету!» - птицы летают в разных направлениях по площадке, весело кричат. Птицелов их ловит. Пойманный игрок становиться птицеловом, разлетаются по своим домам. Игра повторяется.
Правила:
1. Птицы должны вылетать из своего дома только после слов птицелова и летать по всей площадке.
2. Каждая группа занимает только свой дом.
3. Тот, кто ошибается, выходит из игры.
Играющие могут подражать крику тех птиц, кого они изображают. Игру можно усложнить, если каждый новый птицелов поменяет места домов для птиц.
Воспитатель: Ребята, а как называются те места, где стаял снег, и открылась земля? (проталины). Посмотрите, а на нашем участке есть проталинки? Где вы их видите? (Предполагаемые ответы детей : возле деревьев, на бугорках, открытых местах). Давайте рассмотрим проталинки. Потрогайте землю на проталинке. Какая она? (влажная, мокрая). Какого она цвета? (темная, потому что мокрая, можно увидеть прошлогоднюю траву). Почему там появились проталины? (Предполагаемые ответы детей : проталины появились там, где ярче светит солнце, там теплее, чем в тени).
Воспитатель: Какие же вы, молодцы! Догадались! Проталинкам рады не только мы, но и пернатые друзья. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птицы могут найти себе в этих проталинках еду. Но после долгой зимы мало, что сохранилось под снегом. Как мы может помочь птицам? (Предполагаемые ответы детей : покормить птиц, накрошить хлебных крошек, насыпать пшена, семечек в кормушку). Молодцы! Давайте подойдём к нашим кормушкам и насыплем корма птицам.
Проблема: В кормушках остались старый корм и снег.
(Воспитатель обращает внимание детей на проблему и предлагает её решить)
Индивидуальное трудовое поручение «Очистить кормушку от старого корма».
Элементарный бытовой труд «Подкормка птиц».
По предложению воспитателя дети кладут в кормушки крошки и зернышки.
Индивидуальная работа по развитию основных движений.
«Кто самый меткий» - метание в горизонтальную цель (Ваня Б., Даша О., Сережа Р.)
Самостоятельная деятельность.
(Воспитатель создает условия для самостоятельной активности детей с выносным материалом).
Воспитатель: Ребята, вам понравилась прогулка? А что именно вам понравилось? Что было для вас интересно? Что нового вы узнали?
Ребята, вы молодцы, очень много признаков весны смогли назвать. Когда мы вернемся в группу, после прогулки, то обязательно напишем Незнайке ответ об изменениях, которые происходят в природе весной.