Глушкова Оксана
Конспект проектной деятельность в группе среднего возраста «Вода и ее секреты»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Сколько секретов таит в себе вода, когда дети удивляются исчезнувшим лужам на асфальте, своему отражению в воде, запотевшим окнам в раздевалке от сырой одежды и многому другому… Путём экспериментирования мы решили разгадать некоторые секреты воды. Что же это за секреты?
«Наблюдая за водой, человек может узнать так много». Николас Спаркс.
Цель: Совершенствовать представления детей о свойствах воды.
Задачи:
- развивать устойчивый интерес к экспериментированию детей;
- познакомить детей со свойствами и состояниями воды;
Публикация «Конспект проектной деятельность в группе среднего возраста „Вода и ее секреты“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Вода. Проекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- поддерживать стремление детей активно вступать в познавательное общение, высказывать свое мнение;
- развивать наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к воде.
- сделать выводы.
Этапы проекта.
1. Организационный.
Изучение методической литературы, подбор литературы.
Определение цели, задач проекта.
Организация предметно-развивающей среды.
Беседы с родителями: «Опыты и эксперименты с водой».
2. Основной.
Игры «Для чего нужна вода».
Беседы о важности воды в жизни Земли и человека.
Разучивание стихотворения о воде.
Просмотр презентаций, мультфильмов.
Чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
Эксперименты с водой.
Мастер классы для родителей, какие эксперименты можно провести с ребенком данного возраста.
План реализации проекта :
Сроки, дата Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность детей
30.07.2018 Утренний отрезок времени. Беседа «Что мы знаем о воде».
Эксперимент «Откуда берется вода». Беседа с родителями о проведение опыта в домашних условиях.
31.07.2018 Образовательная деятельность Экспериментирование «Прозрачность воды».
П/и «Солнышко и дождик». Чтение сказки К. И. Чуковский «Мойдодыр»
01.08.2018 Прогулка.
Образовательная деятельность.
Беседа «Как нужно охранять природу».
Чтение экологической сказки «Жила-была река»
Разучивание стихотворения «Нужно воду охранять» Игры «Брызгалки», «Морской бой», «Рыбалка».
02.08.2018 Прогулка.
Образовательная деятельность. Беседа «Как вода превращается в лед»
Наблюдение.
Опыт «Лед-твердая вода» Беседа с родителями о проведение опыта с водой и глиной.
03.08.2018 Эксперимент «Растворимые и не растворимые вещества» Конкурс «Водное царство»
06.08.2018 Образовательная деятельность.
Вторая половина дня. Экспериментирование «Пар тоже вода» Наблюдение за туманом. Игры с водой.
07.08.2018 Наблюдение за росой. Дидактическая игра «Да или нет», «Для чего нужна вода». Беседа «Как вести себя на водоемах»
Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели» Совместный просмотр мультфильма «На лесной тропе» Труд «Поливка растений на участке»
08.08.2018 Образовательная деятельность. Экспериментирование «У воды нет вкуса»
«У воды нет запаха»
Эксперимент «Вода жидкая и текучая», «Вода не имеет формы» Беседа с родителями о проведение опыта с водой и глиной.
09.08.2018 Прогулка.
Наблюдение за дождевым червем.
Просмотр мультфильма «Чебурашка и Гена чистят реку». Опыт «Свойства мокрого песка».
10.08.2018 Прогулка. Наблюдение за дождем и растениями. Эксперимент «Вода бывает сильной» Опытно-экспериментальная деятельность «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)
3. Заключительная.
Ожидаемый результат: Ребенок имеет представление о воде, ее состояниях, свойствах. Узнает о значение воды в жизни человека и всего живого на Земле. Умеют пользоваться материалами и оборудованием опытно-экспериментальной деятельности для изучения воды и ее свойств. Сплочение ребенка и родителей в общую деятельность по средствам осуществления совместной поисковой и исследовательской деятельности.
Продукт проекта :
Картотека экспериментов.
Подборка литературы (экологические сказки).
Предметно-развивающая среда.
Рефлексия. В результате проектной деятельности дети расширили представления о свойствах воды, раскрыли ее секреты. Узнали о правилах поведения на воде. О ее роли в жизни человека. Принимали активное участие в работе, умели договариваться между собой, использовали в общении правила вежливости. Самое интересное для детей это было прочтение экологических сказок «Жила-была река», Рыжиковой Н. А. «Как люди речку обидели». Больше всего меня удивило реакция детей на эти сказки.
Литература:
К. Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников». Для занятий с детьми 2-7 лет. – М. : МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2015.- 64 с.
Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. «Детское экспериментирование».
Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2014.-192с.
Приложение 1.
Разучивание стихотворения «Воду нужно уважать».
Воду нужно уважать –
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет –
Без воды нам жизни нет!
Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!
Просмотр мультфильмов:
«Чебурашка и Гена чистят реку».
«Клад» из серии «Про тигренка и его друзей» показывает, что на самом деле представляет в жизни ценность: богатство и деньги не имеют никакого значения, если у человека нет доступа к обычной питьевой воде.
«На лесной тропе» мультфильм о важности сохранения природных богатств и соблюдении правил поведения на природе.
Развивающий мультик «Круговорот воды в природе», «Секреты воды»
Просмотр презентаций «Кому нужна вода», «Что мы знаем о воде?».
Чтение экологических сказок «Жила-была река»; Рыжиковой Н. А. «Как люди обидели речку».
Как люди речку обидели.
Жила-была голубая Речка с чистой, прозрачной водой. Она была очень веселой и любила, когда к ней приходили гости. "Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыбы, и раки, и птицы, и жуки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть. Я буду вам рада", - говорила Речка.
Однажды к ней в гости пришли папа, мама и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и начала отдыхать: загорать и купаться. Сначала папа развел костер, потом наловил много-много рыбы. Мама нарвала огромный букет красивых белых кувшинок, но они быстро увяли, и их пришлось выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у этих ракушек внутри. Потом он поймал лягушку и раздавил ее, потому не любил лягушек. И еще он наступил на большого черного жука, который неосторожно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил все пустые банки в речку, мама спрятала в кустах грязные паке ты и бумажки. Она очень любила чистоту и не терпела мусора в своем доме. Когда гости ушли, голубая речка посерела, стала грустной и больше никогда никого не звала к себе в гости.
Вопросы для обсуждения:
- Какой была Речка до прихода Костиной семьи? Опиши ее.
- Почему она посерела и погрустнела после того, как папа, мама и Костя отдохнули на ее берегу?
- Как папа, мама и Костя обидели Речку и ее жителей?
- Почему так нельзя поступать? Что бы ты сделал на месте Кости?
При обсуждении ответов подчеркнуть, что и папа, и мама, и Костя могли обидеть речку не потому, что хотели этого. Скорее всего, как и многие люди, они просто не знали правил поведения на отдыхе и не задумывались над тем, что к реке надо бережно относиться. Например, мама была аккуратной дома, но считала, что на берегу реки мусор выбрасывать можно. Если все люди будут знать, что речку нельзя обижать и почему именно, то речки на земле останутся голубыми.
Рисование. Предложите ребенку подобрать цвета, при помощи которых можно отразить изменения, происшедшие с рекой. Пусть он раскрасит речку на обеих половинках листа, при этом на левой его части отразит при помощи цвета "настроение" реки до прихода гостей, а на правой - после их ухода. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать место, где отдыхали Костя и его родители, как оно выглядело до и после.
Исследовательская работа. Скажите ребенку, что в стаканчике речная вода. В первом - из чистой реки, до того, как она "встретилась" с людьми, а во втором - из грязной. Пусть ребенок сравнит воду в двух стаканчиках: чем она отличается? В какой воде могут жить рыбы, раки, другие водные животные и растения, а в какой - нет? Предложите ребенку очистить грязную воду с помощью фильтра, чтобы она опять стала чистой, и речка выздоровела. Через фильтр ребенок сливает грязную воду в пустой стаканчик. Когда вода очистится, сравните ее с водой "из чистой реки". Очищенную воду "верните" реке - слейте в баночку. В конце опыта скажите ребенку, что благодаря его усилиям речка выздоровела. Объясните, что есть такие большие, специальные фильтры, при помощи которых люди очищают грязную воду, текущую в реку с заводов. Пусть вспомнит, как Крокодил Гена в мультфильме закрывал собой отверстие в трубе, из которого текла грязная заводская вода. А если это отверстие закрыть фильтром, который очистит грязную воду, река не будет загрязняться.
ЖИЛА-БЫЛА РЕКА (экологическая сказка)
Жила-была река. Сначала она была маленьким, веселым ручейком, который прятался среди высоких, стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая чистая, какая вкусная вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались Реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Шли годы, люди привыкли к Реке, но уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В Реку бросали разные ненужные вещи: банки, бревна, в ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Река — тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди так плохо относятся ко мне? Ведь я их поила, крутила турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя», — думала она.
Люди все больше загрязняли Реку, а она все терпела, ждала, когда они наконец опомнятся.
Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители — растения, животные — задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, — думает, — не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей: «Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом люди разрушили, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдем отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей». Собрались речные жители: и растения, и рыбы, и улитки, и звери, — очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и березы, где человек — редкий гость.
А жители города на следующий день с удивлением обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали его жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было и неважно: все равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленьким, я купался в ее чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней, как к врагу. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Мы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Реку. Долго искали, а когда нашли, то не сразу узнали: ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы жизни в городе привыкла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода и даже выделили специальных ученых — следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно. А недавно Реку сделали почетным гражданином города, а День ее возвращения отмечают как самый главный праздник.
Приложение 2.
Эксперименты с водой.
1. Прозрачность воды. Цель: ознакомить с прозрачностью воды как свойством.
2. У воды нет вкуса. Цель: выяснить, что у воды нет вкуса.
3. У воды нет запаха. Цель: выяснить, что у воды нет запаха.
4. Лед – твердая вода. Цель: доказать, что лед тоже вода.
5. Пар тоже вода. Цель: показать детям еще одно агрегатное состояние воды.
6. Вода жидкая и текучая. Цель: ознакомить со свойством воды – текучестью.
7. Растворимые и нерастворимые вещества. Цель: помочь детям определить свойство воды – она растворяет некоторые вещества.
8. Вода не имеет формы. Цель: показать детям отсутствие формы у воды.
9. Вода бывает разной температуры. Цель: учить определять температуру воды.
10. Вода нужна для прорастания. Цель: выявлять необходимость воды для прорастания.
11. Лед легче воды. Цель: показать, что лед легче воды.
12. Растения «пьют» воду. Цель: доказать, что растения «пьют» воду.
13. Уровень воды. Цель: ознакомить со свойством тяжелых предметов «увеличивать» количество воды.
14. Откуда берется вода. Цель: показать возможность воды испаряться и конденсировать.
15. Плавает – тонет. Цель: ознакомить со способностью воды удерживать некоторые предметы на поверхности.
16. Фильтрование воды. Цель: ознакомить детей с разными способами очистки воды.
Отгадывание загадок.
Беседа «Правила поведения на воде».
Подведение итогов. Выставка рисунков «Водоворот воды в природе».