Людмила Прокурова
Конспект занятия-экспериментирования по экологии с детьми среднего дошкольного возраста «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия-экспериментирования по экологии с детьми среднего дошкольного возраста
Цели:
1. Образовательные:
• прививать бережное отношение к воде.
• ознакомление детей со свойствами воды:
жидкая;
отсутствие собственной формы;
не имеет цвета;
не имеет вкуса;
не все вещества растворяются в воде.
• объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, и дать элементарное представление о процессе фильтрации.
• развивать навыки проведения лабораторных опытов:
закрепить умение работать с прозрачной посудой для опытов;
Публикация «Конспект занятия-экспериментирования по экологии с детьми среднего дошкольного возраста „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
закрепить умение работать с сыпучими веществами (соль, сахар, песок, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.
• Дать элементарные представления о круговороте воды в природе.
2. Развивающие:
• активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Воспитательные:
• развивать социально-коммуникативные навыки:
умение работать в группе;
учитывать мнение партнёра;
отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
Предварительная работа:
1. Беседы о воде, её роли в жизни человека.
2. Проведение занятий-экспериментирований с водой.
3. Рассматривание иллюстраций на тему "Вода".
4. Использование игр о воде: "Какая бывает вода? ", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки" и др.
5. Чтение художественной литературы.
6. Наблюдение за водой во время прогулок.
Материалы и оборудование:
• Прозрачные пластиковые стаканчики разной формы.
• Воронка, салфетки, марля, трубочки-соломки для питья.
• Вещества для растворения: соль, сахар; для сравнения цвета и вкуса – молоко.
• Презентация «Вода вокруг нас» ( подготовила: Прокурова Л. А.).
• Фонограмма музыки Шопена "Вальс дождя".
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, для того чтоб узнать о чем будем сегодня говорить, отгадайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
Для чего нужна вода, как мы её используем?
Дети: пьем, моем руки, стираем, поливаем цветы.
Воспитатель: Ребята, я вам принесла сюрприз! Хотите узнать какой? Закрывайте глазки и считайте до трех (один, два, три! Открывайте глазки. Ребята, посмотрите на глобус! Глобус – это наша с вами Земля, только маленькая. На глобусе изображены все страны. Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом?
Дети: Вода!
Воспитатель: Нет на земле ни одного живого организма, который может прожить без воды. И растениям, и животным нужна вода, без неё все гибнет. Например, человек может прожить без воды только несколько дней (от трех до семи).
Взгляните на эту картинку! (показ слайда «Пустыня») Так выглядит пустыня, где нет воды, и никогда не бывает дождя. А там, где нет воды, ничего не растет, там только камень и песок.
А вот так выглядит Земля, где текут реки, идут дожди. Все цветет и благоухает.
(показ слайдов «Дождь»)
Ребята, подумайте, откуда берется вода в кране?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и течет, и не кончается. В кране – вода реки. Те капельки, которыми мы моем руки, проделали большой путь. Сначала капельки плавали в реке, потом человек направил их в трубы. Речную воду очищают. Затем чистую воду насосы качают в подземные трубопроводы. Инженеры-водопроводчики построили длинный путь к каждому дому, магазину, школе, и нашему с вами детскому саду. К воде нужно относиться очень бережно. Использовать её по назначению, не играть с водой. Обязательно закрывать за собой водопроводный кран.
А как мы с вами можем беречь воду?
Дети: закрывать кран после себя, не кидать мусор в воду.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поработали! Теперь отдохнем.
Физкультминутка «Дождик»
Капли раз, капли два (прыжки на носочках руки на пояс)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом! (бег на месте)
Мы зонты свои раскрыли, (развести руки в стороны)
От дождя себя укрыли. (согнуть руки, над головой)
Воспитатель: Вода – это настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Послушайте внимательно загадки и попробуйте отгадать:
1. Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет! (дождь)
2. Летом бежит, зимой спит,
Весна настала – опять побежала. (река)
3. Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла… и пропала. (снежинка)
4. Растет она вниз головою,
Растет не летом, а зимою.
Чуть солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет. (сосулька)
5. В огне не горит
И в воде не тонет. (лед)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все загадки отгадали!
Мы с вами знаем о пустыне, но есть на земле места, где почти целый год стоит холодная, лютая зима. Это Северный и Южный полюса Земли. (показ слайдов)
Снег – это тоже вода. А почему вы думаете, что снег это тоже вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, а еще вода умеет превращаться в дождь, пар, туман, облака. Сейчас мы с вами посмотрим, как это происходит в природе.
(Показ слайда «Круговорот воды в природе»)
Воспитатель: Вот, посмотрите, у нас на небе туча, она состоит из маленьких капель. Пошел дождь, и капельки легли на землю. Воздух стал чистым и свежим. Вышло солнышко, пригрело землю, и капельки стали высыхать. Они стали легкими-легкими и превратились в пар, а пар – это маленькие-маленькие капельки. А так как они маленькие и легкие, как воздушные шарики, то они стали подниматься вверх и соединяться в маленькие облачка. Вот какой сложный путь проделывает маленькая капелька.
Игра «Ходят капельки по кругу» (фонограмма музыки Шопена «Вальс дождя»)
Воспитатель: А сейчас давайте поиграем с вами в игру «Ходят капельки по кругу». (Воспитатель говорит, что она мама-Тучка, а детки-Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама-Тучка подсказывает что им делать.)
Полетели Капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой- большой океан (дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама-Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз Солнышко пригрело. (Появляется Солнышко, танцует) Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами Солнышка и вернулись к маме-Тучке.
Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась. А потом опять вас отпущу погулять!
Воспитатель: Ребята, а сейчас я хочу вас пригласить в нашу волшебную лабораторию. Я надеваю халат с вот такой эмблемой «Воды», и становлюсь научным сотрудником, а вы превращаетесь в моих помощников. Что делают в лаборатории?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, проводят опыты. А теперь напомните мне, как нужно вести себя в лаборатории?
Дети: Не шуметь. Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.
Воспитатель: Молодцы! Все правила помните. Ну, что приступим!
Опыт 1. Вода – жидкость.
(Воспитатель переливает воду из одного стакана в другой.)
Воспитатель: Что можно сказать о воде, за которой мы наблюдаем?
Дети: Вода плещется, журчит, переливается, бежит, льется, течет.
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Жидкая.
Опыт 2. Имеет ли вода форму?
Воспитатель: Имеет ли вода форму?
Дети: Имеет, не имеет.
Воспитатель: А вот мы это сейчас и проверим. Наливаю воду из прозрачного кувшина в три разные ёмкости (стаканчик, пробирку, колбу). Вода приобретает форму каждой из них.
(Дети приходят к выводу, что в данный момент вода не имеет собственной формы.)
Опыт 3 .Имеет ли вода цвет?
(Воспитатель показывает два стакана. В одном из них молоко, а в другом вода.)
Воспитатель: Какого цвета молоко?
Дети: Белого.
Воспитатель: А о воде можно сказать, что она белая?
Дети: Нет. Она бесцветная, прозрачная.
(Дети приходят к выводу, что вода не имеет цвета, она прозрачная.)
Опыт 4. Имеет ли вода вкус?
Воспитатель: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. (Дети через трубочки пробуют воду на вкус).
Воспитатель: Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вода не имеет вкуса!
Воспитатель: Итак, мы выяснили, что вода не имеет вкуса. Размешайте в одном стаканчике сахар, в другом – соль. Что произошло с сахаром и солью? Дети: Они растворились.
Воспитатель: А теперь снова попробуйте воду на вкус. Что изменилось?
Дети: У воды появился вкус. Вода стала сладкая и соленая.
Опыт 5. Не все вещества растворяются в воде.
Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете?
Дети: Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
Воспитатель: Возьмите ложечку песка и попробуйте её растворить в стакане с водой. (Дети растворяют песок в воде)
Воспитатель: Растворился песок в воде?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, песок не растворился. В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.
Опыт 6. Очистка воды.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у меня на столе две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?
Дети: Нет. Одна чистая, другая – грязная.
Воспитатель: А как вы думаете, можно очистить грязную воду? Посмотрите, я для этого возьму воронку, вложу в неё сложенный в несколько раз бинт, и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?
Дети: Вода становится чистой.
Воспитатель: А что стало с нашим фильтром-бинтом?
Дети: Стал грязным.
Воспитатель: Итак, ребята, можно ли очистить грязную воду?
Дети: Да.
Воспитатель: А еще с помощью чего можно очистить воду?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, еще воду очищают с помощью фильтров, бинта, ваты, салфетки - в домашних условиях; очистных сооружений - на предприятиях.
Воспитатель: Итак, наше путешествие подошло к концу! Мы хорошо сегодня поработали в лаборатории. О чём сегодня мы говорили, с какими свойствами воды познакомились? (ответы детей). Понравилось ли вам экспериментировать? Какой опыт понравился больше всего? (ответы детей).