Юлия Насырова
Краткосрочный проект с детьми среднего дошкольного возраста «Для чего нужна вода?»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткосрочный проект для детей средней группы.
«Для чего нужна вода?»
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, творческий.
Проблема: В ходе наблюдений, опросов детей выяснилось, что у воспитанников недостаточные представления о значении воды в жизни человека и окружающего мира, откуда берется вода, для чего она нужна, в каких состояниях бывает вода, почему нужно беречь воду, не лить впустую.
Публикация «Краткосрочный проект с детьми среднего дошкольного возраста „Для чего нужна вода?“» размещена в разделах
Цель проекта : рассказать о значении воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода, рассказать о разнообразии состояния воды.
Задачи проекта :
• Формировать элементарные представления о свойствах воды (вода может быть холодной, теплой, горячей; вода прозрачная; воду можно переливать; водой мы умываемся, стираем белье, готовим еду, купаемся летом в озере и т. д.).
• Развивать способность устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой (бывают дожди, грозы, текут ручьи, растут цветы и другие растения, растениям и животным нужна вода).
• Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Актуальность проекта :
Реализация проекта позволяет более обширно и глубоко усвоить программный
материал, развить познавательно – исследовательские возможности детей, расширяет
представления о воде и ее свойствах. А также, способствует возникновению
познавательной активности у детей, вырабатывает умение анализировать и делать
простейшие обобщения и выводы.
Ожидаемые результаты проекта :
Образовательные:
формирование представлений детей о природном объекте воде;
формирование познавательного интереса;
обогащение словарного запаса;
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к воде;
Этапы проекта :
. Подготовительный этап:
- Проведение бесед, опросов детей о свойствах воды;
- Определение актуальности проблемной ситуации;
- Сбор информации по данной теме;
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
Работа с родителями:
-Участие в подборке фотографий, литературы по теме проекта.
-Беседы с родителями, консультации о развитии у детей познавательной деятельности.
. Основной этап. Реализация проекта. Выполнение проекта проводилось в трех направлениях:
1. Работа воспитателя с детьми.
2. Самостоятельная деятельность детей.
3. Совместная деятельность родителей и детей
Планирование и организация деятельности:
№п/п Мероприятие Цели Ответственный Сроки
проведения
1этап- подготовительный
1 Консультация для родителей
«Занимательные опыты с водой» Создание условий для
демонстрации материала воспитатели
03.11.17
2 Памятка для родителей
«Чего нельзя и что нужно делать» Просвещение
родителей воспитатели 03.11.17
3 Сбор материалов для создания фотогазеты
«Волшебная водичка» Привлечение
родителей к
участию в проекте воспитатели,
родители 17.11.17
2 этап- основной
1 Чтение худ. литературы Е. Благинина «Дождик», К. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая»
Поддержание у детей интерес к художественной литературе воспитатели ежедневно в рамках проекта
2
Беседа «Для чего нужна вода?»
Формирование у детей представлений свойствах воды воспитатели 03.11.17
3 Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек», «По мостику» Развитие двигательной активности у детей воспитатели ежедневно
4 НОД по познавательному развитию
«Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»» Развитие культурно- гигиенических навыков воспитатели 07.11.17
4 Сюжетно- ролевая игра «Купание куклы Кати»
Развитие у детей интереса к играм, навыков ролевого поведения 09.11.17
5 Дидактическая игра по развитию речи
«Где прячется вода?»
Способствовать развитию у детей диалоговой речи воспитатели 10.11.17
6 Рассматривание иллюстраций, картинок, наглядных пособий по теме «Вода», «Водные процедуры» Развитие у детей интереса к совместной деятельности воспитатели, дети ежедневно в рамках проекта
7 Настольно- печатные игры, разрезные картинки, дидактические игры на тему вода Развитие мелкой моторики рук, аналитических способностей воспитатели, дети ежедневно в рамках проекта
8 Трудовая деятельность: полив растений в уголке природы Развитие трудовых навыков воспитатели, дети ежедневно
9 Развлечение «Веселая рыбалка» Развитие коммуникативных навыков воспитатели, дети 14.11.17
10 НОД по познавательному развитию «Какая бывает вода?» Развитие познавательного интереса воспитатели, дети 15.11.17
3 этап- заключительный
Создание фотогазеты «Волшебная водичка»
Укрепление детско- родительских отношений Воспитатели, родители, дети 17.11.17
Приложения:
1-й этап- подготовительный.
Консультации для родителей
2-й этап- основной
03.11.17г.
Беседа «Для чего нужна вода?»
Цель: способствовать формированию понимания детьми значения воды на земле.
Программное содержание: показать значение воды для всего живого; развивать познавательную активность в процессе формирования представлений об охране водных ресурсов; прививать детям навыки экономного расходования воды; развивать экологическое мышление и экологическую культуру; систематизировать представление о способах использования воды.
Ход беседы.
Воспитатель:
Меня пьют,
Меня льют.
Всем нужна я.
Кто я такая?
Ребята, как вы думаете, что это? Это вода! Где можно увидеть воду? Как человек использует воду?
Ответы детей, их обсуждение и обобщение.
Далее воспитатель показывает детям глобус, объясняет, как на глобусе обозначается вода : реки, озера, моря и т. д. Обращает внимание детей на то, как много воды на нашей планете.
Воспитатель. Вода покрывает огромную часть земной поверхности, гораздо большую по сравнению с сушей. Из воды состоят океаны, моря, реки, ручьи и болота. Она находится на поверхности земли, и под землей, и в воздухе. В Арктике и Антарктиде, а также на горных вершинах большое количество воды сосредоточено в виде льда и снега. Рассмотреть изображения Арктики, Антарктики и горных вершин.
Воспитатель. В природе вода находится в постоянном круговороте. Водяной пар поднимается от земли вверх и возвращается в виде дождя.
Но на Земле есть местности, где нет воды. Такие местности называются «пустыни», живых существ и растений там очень мало. Рассмотреть картину с изображением пустыни.
Без воды невозможна жизнь на Земле: без нее растения быстро бы высохли и погибли, животных и людей ожидала бы та же участь. Для рыб, некоторых растений и животных вода- это среда обитания.
Мы пьем воду, когда хотим пить. Но вода поступает в наш организм и вместе с различными продуктами: овощами, фруктами и даже мясом. Питьевая вода должна быть чистой и прозрачной. Лучше всего пить родниковую воду – она самая чистая.
Мы также используем воду для приготовления пищи, для того, чтобы помыться или постирать.
Но надо помнить, что из-за увеличения населения Земли питьевой воды становится все меньше и меньше, поэтому воду нужно экономить, не лить зазря и охранять от загрязнения.
Прочитать детям стихотворение:
Родник иссяк, родник ослаб,
А мы из крана кап-кап-кап.
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря!
А то пройдет немного лет,
И нет водицы- нет, нет, нет!
В конце беседы попросить детей ответить на следующие вопросы:
Для чего нужна вода?
Как мы можем экономить воду?
Как мы можем охранять воду от загрязнения?
07.11.17г.
НОД по познавательному развитию «Сказка К. Чуковского «Мойдодыр»»
Программное содержание:
- Уточнить знания детей об умывальных принадлежностях и их назначении: мыло, мыльница, полотенце, расческа, зубная паста, зубная щетка.
- Развивать у детей культурно –гигиенические навыки. Закрепить последовательность умывания.
-Воспитывать аккуратность, опрятность. Прививать привычку правильно умываться, насухо вытираться, чистить зубы.
Предварительная работа с воспитанниками:
- Заучить с детьми потешку «Водичка – водичка».
Дидактическое обеспечение занятия: коробка, мыло, мыльница, полотенце, расческа, зубная паста, зубная щетка.
Методика проведения.
(Стук в дверь, воспитатель вносит чумазую куклу Машу с коробкой в руках)
Маша: Здравствуйте дети я Маша, а можно к вам?
Воспитатель: Здравствуй Машенька проходи, какая ты чумазая, где лицо ты так измазала? Кончик носа черный будто закопченый.
Маша: Я над солнышком лежала, носик к вверху держала, вот он и загорел.
Воспитатель: Бедная Машенька нам надо помыть тебя, а что у тебя в руках?
Маша: По дороге к вам, я встретила МОЙДОДЫРА, и он передал вам вот этот сундучок.
Воспитатель: Дети давайте посмотрим, что же нам передал МОЙДОДЫР, а ты Машенька присаживайся и посмотри вмести с нами. Ребята чтобы посмотреть, что в сундучке нужно отгадать загадки :
Скользит как живое, но не выпущу его я. Дело ясное вполне, пусть отмоет руки мне.
- Что же это, как вы думаете? (Ответы детей).
- Да это мыло, ребята надавите на него пальцем, погладьте, понюхайте. (Дети обследуют мыло самостоятельно).
- Какое мыло твердое или мягкое? (Ответы детей).
- Правильно мыло твердое, а мыло гладкое или шершавое? (Ответы детей). – Правильно мыло гладкое. Понюхайте, какое мыло душистое и как приятно пахнет, а что мы делаем с мылом? (Ответы детей).
- Правильно мы с мылом моем лицо и руки. Дети, почему про мыло говорят, что оно сердитое? (Ответы детей).
- Правильно потому, что когда мыло попадает в глаза, бывает очень неприятно. Дети, а домик, в котором живет мыло, называют мыльница. (Воспитатель достает из сундучка мыльницу). (Проговаривание слово мыльница хором и индивидуально).
- Ребята давайте посмотрим, что ещё есть в сундучке – это зубная паста и зубная щетка, а для чего нам нужны зубная паста и зубная щетка? (Ответы детей). – Правильно чтобы чистить зубы, дети послушайте ещё загадку: «Длинная дорожка, по краям каёмочка, когда умываешься, ею вытираешься?» (Ответы детей).
- Дети потрогайте, какое полотенце мягкое, пушистое. А для чего нам нужно полотенце? (Ответы детей). – Правильно им мы сухо вытираем лицо и руки. Послушайте ещё одну загадку: «Целых 25 зубков для кудрей и хохолков, и под каждым под зубком, лягут волосы рядком?» (Ответы детей). – Да это расческа, а для чего она нужна? (Ответы детей). – Да для того, чтобы расчёсывать волосы.
«Да здравствует мыло душистое, и полотенце пушистое, и зубной порошок и густой гребешок!»
Ребята и мыло, и мыльница, и зубная паста, зубная щетка, полотенце и расческа называются – умывальные принадлежности. (Проговаривание «умывальные принадлежности» хором и индивидуально).
Физ. минутка:
Руки моем, руки моем: вот – так, вот – так. (круговые движения кистями рук)
Лицо моем, лицо моем: вот – так, вот – так. (круговые движения по щекам ладонями)
Зубы чистим, зубы чистим: вот – так, вот – так. (имитируют движения)
Отдыхаем, отдыхаем: вот – так. (Дети садятся на стульчики).
Дети давайте умоем нашу Машеньку, пусть она будет чистая и красивая, а помогут ей наши умывальные принадлежности и водичка. (Чтение вмести с детьми «Водичка – водичка» :.
Водичка – водичка умой наше личико, чтобы глазки блестели,
чтобы щёчки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
- Ребята послушайте песенку водички: с – с – с. (Проговаривание звука «С» хором и индивидуально).
Мы дружны с водою чистой, можем это доказать,
Мылом твердым и душистым, не боимся мыть глаза.
Ребята наше занятие закончилось, какие вы умывальные принадлежности теперь знаете? (Ответы детей). Молодцы вы все хорошо сегодня занимались и отвечали!
9.11.17г.
Сюжетно- ролевая игра «Купание куклы Кати»
Цель: учить объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать, одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные игровые действия.
Задачи:
-учить детей правильно называть предметы и их назначение, закреплять алгоритм купания куклы.
- развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас-мыло, мочалка, шампунь, полотенце, ковшик.
- воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Предварительная работа: рассматривание сюжетных картинок, проговаривание потешки «Водичка-водичка», чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая», беседа с детьми по поводу осторожного обращения с горячей водой.
Оборудование: ванночка, мыло кирпичик, полотенце, ковшик, кукла
Методика проведения.
Воспитатель (обращаясь к кукле, спрашивает) :
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кукла Катя испачкалась. Надо её выкупать. Что нам нужно для купания?
Дети: Ванночка, водичка, мыло.
Воспитатель: Где у нас ванночка? Кто принесёт воды?
Воспитатель: София, принеси, пожалуйста, ванночку, а Таня принесёт тёплой воды в ковшике (лейке). Какая нам нужна вода?
Дети: теплая
Воспитатель: Кто пpинесёт мыло? Мочалку? Полотенце? (дать поручение детям)
Воспитатель: Всё готово. Настя, помоги, пожалуйста, Кате раздеться. Леша, а ты принеси для Кати чистую одежду.
Воспитатель: Злата, начинай мыть Катю. Куда надо посадить куклу?
Дети: В ванночку, в тазик.
Воспитатель: А сейчас, что мы будем делать?
Дети: Помоем Кате голову чистой, тёплой водой, помоем руки, ноги.
Воспитатель: Рита, намыль, пожалуйста, Кате голову шампунем, а ножки и ручки мылом, а Ярослав будет поливать.
В то время, когда Ярослав «поливает» из ковшика, можно прочитать стихи:
Водичка-водичка, Умой моё личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтобы улыбался роток, И кусался зубок!
Воспитатель: Вот мы и вымыли нашу Катю, а теперь Настя вытрет Катю полотенцем. Теперь кукла стала чистой, её нужно одеть в чистую одежду и уложить спать.
Дети совместно с воспитателем одевают и укладывают куклу Катю спать. При укладывании можно спеть колыбельную «Баю-баюшки-баю».
Игру можно повторить 2-3 раза с привлечением детей, у которых низкий уровень игровых умений и навыков.
10.11.17г.
Словесная дидактическая игра «Где прячется вода?»
Цель:
-Формировать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи,
-Развивать логическое мышление, внимание, память.
-Воспитывать умение слушать воспитателя.
Материал: карточки с изображением природных явлений, животных, продуктов питания, профессий.
Методика проведения.
Ребята, давайте поиграем в интересную игру? Она называется "Где прячется вода?"
Послушайте, я буду называть и показывать разные карточки. Если я назову и покажу предмет или явление, которое имеет прямое или косвенное отношение к воде, например:
море (состоит из воды, корабль (плывет по воде, дерево (питается водой, вы хлопаете в ладоши.
А если я назову и покажу предмет или явление, не имеющее никакого отношения к воде, например:
гроза, стул, машина, то руки опускаем на коленки. Всем ребятам понятны правила игры? Тогда- раз, два, три, игру начни!
Радуга, дождь, огурец, молния, платье, волна, песок, ракушка, повар, врач, роза, лед, лодка, камень, туча, дельфин, апельсин, ветер и т. д.
Молодцы!
Ребята, в какую игру мы с вами играли? Как она называется? Чем мы пользовались?
Хорошо. А что нового мы с вами узнали?
Правильно! В каких состояниях бывает вода в природе? Без воды мы можем обойтись?
А мы должны бережно к ней относиться?
13.11.17г.
Трудовая деятельность «Поливаем комнатные растения в уголке природы»
Цель: формирование положительного отношения к труду.
Задачи:
-учить поливать растения из лейки аккуратно, под корни растений;
-закрепить знания о значимости воды для растений;
-воспитывать желание ухаживать за растениями.
Оборудование: лейки, ведерки, письмо.
Методика проведения.
Воспитатель: Ребята, сегодня, прийдя утром на работу, я нашла под дверью письмо, вот что в нем написано:
«Ребятам группы №13 от Цветика- Семицветика. Ребята, нам, комнатным растениям, очень нужна ваша помощь, земля наша совсем высохла, нам жарко, и мы очень хотим пить. Помогите нам, пожалуйста».
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем мы можем помочь Цветику-Семицветику и другим растениям в нашей группе? Что пьют цветы? Для чего нужна вода растениям? Во что мы нальем воду?
Самостоятельная трудовая деятельность:
14.11.17г.
Развлечение «Веселая рыбалка»
Цель: Формирование навыков общения между детьми и воспитателем.
Задачи:
-учить умению держать равновесие на ограниченной плоскости;
-развивать внимание память;
-воспитывать отзывчивость и доброжелательность.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка — кот Васька, тазик, ведерки, удочки, рыбки.
Воспитатель: Ребята, слышите? Кто - то к нам в гости идет (воспитатель заносит игрушку кота).
Дети посмотрите, кто к нам в гости пришел? (загадывает загадку)
Мохнатенький, усатенький
На лапках царапки, молоко лакает.
Песни распевает. Мяу-мяу-мяу.
Дети: кошка.
Воспитатель: Правильно, к нам в гости пришел кот. А зовут его Васька. Васька ты куда собрался?
Кот Васька (воспитатель) : На речку ловить рыбу, уж очень я ее люблю.
Воспитатель: Дети пойдемте, и мы Ваське поможем ловить рыбу. Васька, а ты знаешь, как нам до речки дойти?
Кот Васька (воспитатель) : Конечно, знаю. Вон по той дорожке (воспитатель подводит детей к дорожке).
Воспитатель: Посмотрите, какая длинная дорожка.
Зашагали ножки, прямо по дорожке,
Ну-ка, ну-ка веселее,
Вот как мы умеем: топ- топ- топ (дети идут по дорожке).
Воспитатель: Молодцы ребята, вот как дружно шагали по дорожке
Воспитатель: Посмотрите, дети тут и камушки лежат. Давайте по камушкам пройдем (дети идут по камушкам друг за другом).
Мы по камушкам пойдем,
В речку мы не упадем.
Воспитатель: Вот мы и пришли на речку (перед детьми стоит таз с водой, где плавают рыбки).
Посмотрите, кто это здесь плавает? (загадывает загадку).
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто это?
Дети: Рыбки (воспитатель с детьми рассматривают рыбок).
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые рыбки плавают в речке (воспитатель просит детей показать, как плавают рыбки (показывает вместе с ними).
Рыбки плавают кругами,
Плавно машут плавниками.
Воспитатель: Посмотрите, что я нашла. Что это дети (воспитатель достает ведерко и удочку).
Дети: Удочка и ведерко.
Воспитатель: Правильно. А давайте поможем коту Ваське поймать рыбку, он ее так любит (воспитатель дает ведерко и удочку, дети по очереди ловят рыбу) .
Воспитатель: Кот Васька смотри, сколько рыбы мы тебе наловили. Ну а теперь нам пора возвращаться в группу.
Кот Васька:. Спасибо.
Воспитатель: До свидания (дети на прощание машут коту рукой).
16.11.2017г.
НОД по познавательному развитию «Какая бывает вода?»
Цель: расширение знаний о свойствах воды.
Задачи: -формировать представления у детей о взаимодействии и переходе воды из одного состояния в другое;
-развивать познавательный интерес у детей;
-воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира.
Материалы: кастрюля с кипятком, лед, стекло, гуашь, стаканчики с водой.
Методика проведения.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в «загадочной лаборатории» и узнаем о чудесном превращении воды. Давайте приготовимся и скажем волшебные слова:
Любим мы эксперименты.
Интересные моменты
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем изучать!
Воспитатель: Вот мы и очутились с вами в волшебной лаборатории. Ребята, а что мы знаем с вами о воде? Для чего нужна вода? На Земле много воды или мало? Как вы думаете, любую воду можно пить? Что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла?
Дети: ответы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами узнаем какой бывает вода.
Вода бывает в трех состояниях: жидком (вода, твердом (лёд) и газообразном (пар).
Предлагаю пройти за столы и провести опыты.
Дети садятся за столы, воспитатель знакомит со льдом и паром и водой
Опыт №1. Лед- какой он?
Дать возможность детям познакомиться со льдом, потрогать, сделать выводы, что лед холодный. Вспоминаем и наблюдаем превращение льда в воду от тепла рук.
Вывод: лед, снег- тоже вода.
Опыт №2. Вода может окрашиваться.
Перед детьми стаканчики с водой, показать детям, что вода- прозрачная, а если в ней промыть кисточку с гуашью, то вода окрасится в другой цвет (закрепить с детьми названия цветов).
Вывод: вода может менять цвет.
Опыт №3. Пар- тоже вода.
Взять кастрюлю с кипятком, открыть крышку, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло. На нем выступят капельки воды, показать их детям.
Вывод: пар- тоже вода.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие исследователи, узнали сегодня много нового. Что вам понравилось больше всего? А вода бывает в виде чего? Но нам пора возвращаться в детский сад, но мы обязательно вернемся в волшебную лабораторию, чтобы узнать много нового.
3-й этап- заключительный
17.11.17г.
Создание фотовыставки «Волшебная водичка».
Выводы: По окончании проекта можно сделать выводы, что детям очень нравятся такие творческие проекты, видна заинтересованность детей в опытно- экспериментальной и познавательной деятельности, они проявляют активность в подвижных играх, трудовой деятельности. У детей сформировалось понимание бережного отношения к водным ресурсам, окружающему миру растений, повысился уровень культурно- гигиенических навыков. Родители активно помогали на протяжении всего проекта : приобрели наборы для рыбалки, подобрали фотоматериалы по теме проекта.