казакова ирина
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Приходите в гости к нам»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Зеленогорский детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития»
Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе
«Приходите в гости к нам»
Автор занятия : воспитатель первой
квалификационной категории
Казакова Ирина Николаевна
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе „Приходите в гости к нам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Тема занятия : «Приходите в гости к нам»
Цель: формирование у детей представления о жизни и быте древних славян; вызвать интерес, чувство гордости уважение к национальной культуре.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Речевое развитие» : активизация словаря; развитие связной речи у детей;
формирование умения принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
Задачи ОО в интеграции:
«Познавательное развитие» :
- расширять знания о культуре и быте русского народа;
- закреплять знания о русских народных играх, пословицах;
- познакомить с лекарственными растениями, с изготовлением саше;
- развить логическое мышление.
«Физическое развитие» :
- развивать физические качества;
- совершенствовать умение участвовать в русских народных подвижных играх;
- формировать сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- обеспечить двигательную активность в ходе проведения народных игр;
«Социально-коммуникативное развитие» :
- развивать игровую деятельность;
- воспитывать уважение к русским народным обычаям, играм и традициям;
- воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»
Материал и оборудование.
Имитация древней избы: изображение русской печи, посуда, ухват, коромысло, сундук, прялка с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы, дрова, икона. Мучные изделия (баранки, пирожки, каравай, лапти, игрушки из соломы, глины, дерева, ткани, ниток. Сушеные травы (малина, подорожник, тысячелистник, вёдра, столы, лавки.
Ход НОД. СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ
Дети входят. Скоморох читает закличку.
Ку-ка-ре-ку-ка-ре-ку,
Не лежите на боку!
Добры молодцы, вставайте,
Девки, косы заплетайте.
Пастушок, в рожок играй
Занавес нам открывай.
Что за ним скорей узнайте
И загадку отгадайте.
Здесь не погреб, не чулан
Не растет за ним тюльпан
Есть там светлая светлица
Есть там русская девица
Есть и печка и труба
Это русская ….
Дети: - Изба.
Скоморох: - Правильно, ребята! Это загадка про избу. А что такое изба?
Дети: - Это деревянный дом….
Скоморох : - Кто жил в избах?
Дети: - Люди, семья….
Скоморох : - А вы хотели бы побывать в гостях у наших предков?
Дети: - Да…
На пороге «избы» детей встречает педагог в русском народном костюме. Дети здороваются педагогом – хозяйкой.
Воспитатель: «Милости просим, гостите, дорогие».
«Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину я рассказ сейчас начну.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли».
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, детушки милые! Милости прошу! В горницу заходите, садитесь. Ну, вот как славно и разместились! Ну что ж, долгожданные мои, «сядем рядком да поговорим ладком». О том, как жили люди русские, какой порядок был на Руси. Ребята, вы, наверное, уже догадались, что мы сегодня в гостях у наших предков. В давние времена, как и сейчас гостям всегда были рады. Верили, что с гостем в дом приходит счастливая доля.
Воспитатель: - Ребята, а кто такие предки?
Это люди, которые жили много – много лет тому назад. Это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Наши предки называли себя славянами, от них ведёт начало русский народ.
Воспитатель: - На какое слово похоже слово славяне? (слава). А значит, что славяне, – это какой народ? (славный, добрый).
Воспитатель: Ребята, вы уже заметили, в «избе» одна комната, и большую часть её занимает печь.
«Без печи изба – не изба,» - говорили в старину.
Она и людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать.
Воспитатель: - А с какой стороны ставили печь? (напротив двери с северной стороны).
Воспитатель: - Как вы думаете почему? (люди старались защитить дом от холодных ветров). Холодными зимними вечерами дети забирались на печь, а взрослые рассказывали им сказки.
Воспитатель: - В каких сказках упоминается печь?
Русской печки нет добрее:
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать в тепле уложит.
Ой, ты, печка-сударыня,
помоги нам барыня.
Ты свари, испеки, обогрей,
Освети, полечи и спаси.
В дом богатства неси.
Пословицы : Светло от печи и тепло.
Когда в печи жарко - тогда и варко.
Без печи хата не хата.
Печка - наше солнышко.
Печь нам мать родная.
Воспитатель: Ребята а теперь давайте с вами поиграем:
1. «Угадай сказку» Дидактическая игра
Цель: Закрепление знания сказок и сказочных героев, развитие связной речи, внимания, наглядного мышления.
Материал: используются картинки сказочных героев одной из сказки.
Ход игры: Взрослый прикрепляет на фланелеграф картинки сказочных героев персонажей какой - либо сказки и просит детей назвать эту сказку.
Воспитатель: - Давайте заглянем на печь, что вы здесь видите? (травы).
В те далёкие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными. Эти травы собирали ранним утром, когда солнце еще не поднялось. За тем травы высушивали и смешивали друг с другом. Пучок высушенной травы хранили завязанным в тряпочке или полотняном мешочке. В наше время это называется «Саше». Саше имеет французские корни.
Саше использовали и в лекарственных целях. Целебные травы заключали в мешочек и клали рядом с человеком. Запах растений мог успокоить, избавить от бессонницы, помочь при простуде.
Секрет саше был известен и нашим пра-прабабушкам. Они не знали такого слова, но собирали душистые целебные травы и делали из них подушки, на которых спали. Перед вами столы, на которых подготовлены травы, мешочки и рецепты различных саше.
Воспитатель: Ребята, подходите к столам и сделайте себе сувенир на память о нашей встрече, руководствуясь своим вкусом и фантазией.
Воспитатель: - А кто знает, какие лекарственные травы сушатся на нашей печке?
Воспитатель: - Что ими лечат?
Воспитатель: - Какие ещё вы знаете лекарственные растения?
Есть множество цветов
Красивых, осторожных,
Но мне приятней всех
Обычный подорожник.
Ему, быть может
И трудней расти,
И всё же он с людьми
Находится в пути. (С. Баруздин)
Как будто солнца луч пророс,
За городским овражком,
Сияют капельками рос
Старинные ромашки. (А. Марков)
Ребята, в моей избе есть уютный уголок, может, кто-нибудь знает, как он называется? (закуток)
Воспитатель: - Чем здесь занимается хозяйка? (рукоделием)
Воспитатель: - Что вы здесь видите? (прялку с веретеном, клубки ниток со спицами, пяльцы для вышивания).
Рядом с печкой висела люлька с младенцем, чтобы малышу было тепло.
Хозяйка готовила еду, пела колыбельную песенку о Дрёме.
Ребёнок исполняет колыбельную песенку о Дрёме.
1. Котя, котенька-коток,
Котя, серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Нашу деточку качать.
Уж я котеньке-коту
За работу заплачу:
Дам кусочек пирога
И кувшинчик молока.
Платок беленький свяжу
И на шейку повяжу;
Шубку новую куплю
И сапожки закажу.
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай.
Баю-баю, баю-бай,
Ты скорее засыпай.
Да, так и убаюкивала мама своего малыша. А такую берегиню она делала ещё до рождения младенца и укладывала её в колыбель, чтобы берегиня «обогрела» кроватку. Когда появлялся малыш, Дрёма оставалась с ним и оберегала его спокойный сон и здоровье.
Воспитатель: - Посмотрите из чего сделана берегиня? (из ткани)
Но из ткани делали не только берегинь, а ещё и кукол для игры.
Воспитатель: - Вспомните из чего ещё делали игрушки? (из соломы, дерева, глины)
Давайте ещё раз рассмотрим эти игрушки. В куклу могло превратиться простое полено (показать) или деревянная ложка. А ещё в старину, как и сейчас дети играли в подвижные игры. Многие игры дошли и до наших времён.
Игра: «Зёрнышко»
Воспитатель закатывает одного из детей в платок. Все участники собираются вокруг и начинают аккуратно массировать лежащего, приговаривая:
«Посадили в землю зёрнышко (надавливают кончиками пальцев)
Осенью пошёл дождь (легко барабанят пальцами)
Потом зимой выпал снег (медленно надавливают ладонями)
Весной снег растаял, и потекли ручейки (проводят кончиками пальцев линии)
А затем приехал трактор и всё вспахал (аккуратно тормошат)
И зёрнышко стало расти, расти, расти….(катят ребёнка обратно, освобождают от одеяла)
И вырос наш колосок большой!»
(Когда ребёнок встаёт, все участники аплодируют.)
Воспитатель: Далее педагог обращает внимание детей на сундук, объясняет, для чего он нужен.
- В таких сундуках наши предки хранили свои наряды, но наш сундук необычный, потому что в нем находится не одежда, здесь есть для вас загадки, а отгадки вы найдёте в моей избе.
«Согнут в дугу _ летом в лугу,
Зимой на крюку» (серп)
«Всех кормлю с охотою,
А сама безработная» (ложка)
«Бабушка седа – бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает
Про бабушку забывают» (печь)
«Чем больше я верчусь,
Тем больше становлюсь» (веретено) «Ни свет, ни заря
Пошел, согнувшись, со двора» (коромысло)
«Рогат – да не бык,
Хватает – да не сыт,
Людям отдаёт,
Сам на отдых идёт» (ухват)
«Привяжешь – пойдут,
Отвяжешь – отвалятся» (лапти).
Воспитатель: (подводит детей к столу, на пироги, бублики, хлеб
Рассказ воспитателя Славяне были очень гостеприимные люди. И на столе всегда стояла какая – нибудь еда.
Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, какое угощение было самым главным на столе:
«Чёрная гора, а всем мила» (хлеб)
Раньше зернышко сажали в землю, потом вырастали золотистые колоски.
- Как узнавали, что пора сеять хлеб? (День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами.)
В начале весны устраивался праздник, посвященный именинам Земли, причем контролировали даже игры детей, чтобы они ни в коем случае не причиняли вреда земли, не ковыряли ее и так далее. Считалось, что Земля-матушка терпит очень много боли, тем не менее, она всегда остается милостива к людям.
Когда хлеб созревал, поле становилось золотистого цвета.
- Чем в старину убирали хлеб? (серпом).
- А какие вы знаете пословицы о хлебе?
Хлеб всему голова.
От хлеба – соли не отказываются.
Хлеб за брюхом не ходит.
Хлеб да соль, и обед пошел.
Воспитатель: В конце занятия педагог напоминает детям, что в старину наши предки не отпускали гостей без угощения. Детей угощают караваем. На прощание дети кланяются хозяйке и гостям, желая добра:
«На свидания прощаемся, хлеб да соль вам. В долгий век, в добрый час»
ИТОГ: Дети, а вам понравилось наше занятие? А какое у вас настроение? А что больше понравилось? Что вы нового сегодня узнали?