Ольга Романова
Конспект открытого занятия «Приходите в гости к нам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по образовательной области \"Познавательное развитие\" для детей 4-5 лет. \r\n\"Приходите в гости к нам\"
Вид : интегрированное
Интегрированные образовательные области:
«Познавательное развитие»: Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
«Речевое развитие»: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода, развивать умение поддерживать беседу.
Публикация «Конспект открытого занятия „Приходите в гости к нам“» размещена в разделах
«Социально-коммуникативное развитие»: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.
«Художественно-эстетическое развитие»: продолжить знакомство музыкальным фольклором.
«Физическое развитие»: обогащать представление о народных играх.
Цель:
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, средствами речевого и познавательного развития.
Задачи:
1. Развитие речи детей, средствами русского фольклора.
2. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
3. Дать понятие о русской избе, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
4. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к людям.
5. Познакомить детей с предметами быта русского народа.
6. Прививать детям интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
Материалы и оборудование:
Предметы домашнего обихода: печь, дрова, стол и лавка, прялка, самовар, скатерть, деревянная посуда, чугунок, ухват. рушники, подсвечник, сундук, лапти, половики.
Русские народные костюмы, аккордеон. Материалы для работы с тестом. Атрибуты к народным играм: лента синего цвета.
Ход занятия:
Звучит музыка (русская народная)
Воспитатель (детям):
Ой вы мои дорогие,
Все нарядные, какие,
Здравствуйте, добры молодцы,
Здравствуйте, красны девицы!
С порога поспешите,
Ко мне подходите.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, в какой стране мы с вами живём?
Ответ детей
Воспитатель: А кто-то из вас знает, как называлась наша страна давным-давно, много лет назад?
Ответ детей
Воспитатель: Наша страна называлась Русь. Жизнь людей на Руси очень сильно отличалась от жизни нашей с вами. Вы хотели бы узнать как жили люди и такие же дети как вы,на Руси? Где жили, какими предметами пользовались?
Ответы детей
Тогда, я приглашаю Вас в небольшое путешествие,в то время, когда нашу страну называли Русь.
А начнём мы своё путешествие с того, что поздороваемся с нашими гостями по старинному русскому обычаю.
Дети поют (сопровождение - аккордеон):
Рады мы вас видеть, дорогие наши
Русское спасибо мы от сердца скажем
На земле родимой мы вас величаем
Доброго здоровья от души желаем!
Воспитатель: Ребята, а кто то из вас догадался, почему мы так необычно сегодня одеты? Именно так одевались на Руси люди: мужчины и женщины, мальчики и девочки.
Девочки,как называется ваш наряд? А как называется ваш головной убор?
А вы знаете, как раньше называли рубашку,которая одета на мальчиках?
Ответы детей
В: Это рубаха- косоворотка. Каждая хозяйка шила одежду сама и очень старалась, потому,что хотела, чтобы одежда была красивая. Ну что же, к путешествию мы готовы и я приглашаю вас в русскую избу.
Проходите, присаживайтесь. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом построенный из брёвен).
Да. Изба-это дом построенный из брёвен. А вы знаете, что такое бревно?
Ответы детей.
Воспитатель: Бревно, это спиленный ствол дерева, очищенный от коры, веток и сучков. Вот из таких брёвен строили избу.
Самая большая и светлая комната называлась горница. После работы, вечерами семья собиралась в горнице, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали. Такие вечера назывались посиделками.
Мебель в избах была простая, самодельная. Что значит самодельная?
Ответы детей
В: Самодельная- значит сделанная своими руками.
Делали мебель из дерева.
Проходите со мной к столу.
Столы в избах были большие, а рядом стояли длинные скамейки, т. к. стульев еще не было.
Как вы думаете, почему столы были большими?
Ответы детей
В: Семьи были большие, поэтому столы делали большими.
Подойдите к столу мои дорогие,
Посмотрите здесь чаши какие,
Да непростые,
Все деревянные, расписные.
Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. Туесок-это небольшая берестяная коробка с крышкой. Делали его, как вы думаете, из какого дерева? (Березы). В них хранили продукты. Бочонок в нем хранили квас. А вот различные чаши: для молока, для меда. Ложки тоже были деревянные. Все это называется «кухонная утварь». В ней готовили еду.
А теперь отгадайте загадку:
И шипит, и кряхтит
Воду быстро кипятит, он наелся угольков,
Вот для нас и чай готов,
Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)
Ответы детей.
И русские люди всегда были самыми гостеприимными, любили звать в дом гостей на посиделки. А во время посиделок я вам говорила, что делали?
Ответы детей
(Подходят к сундуку)
В: Ребятая, кто знает, что это за предмет и для чего он нужен?
Ответы детей
В: Это сундук. В нём раньше хранили вещи. Сейчас мы где храним вещи?
Ответы детей.
(обратить внимание детей на подсвечник)
В. : А это подсвечник. Электричества в избах не было. И для того, чтобы в избе было светлее, зажигали свечи, которые ставили в подсвечник.
(подходят к прялке)
В. : Ребята, в когда-нибудь раньше видели этот предмет? Знаете для чего он нужен?
Ответы детей
В. : Я вам уже говорила, что хозяюшки любили рукодельничать: Шить, вышивать, прясть, вязать. Это прялка. С помощью прялки шерсть домашних животных (козы, овцы) спрядали в тонкую нить из которой потом вязали тёплые вещи.
Посреди горницы ставили печь. О ней говорили «Без печи, и изба не изба». Где обед приготовить? Конечно же в печи! Как можно студёной зимой дом обогреть?
Конечно же в этом помогала печь-матушка. Клали печь из кирпичей, потом обмазывали глиной и белили. А клал печь печник. Это была самая уважаемая профессия на Руси.
А может и нам калачи испечь?
Да вот печь надо разжечь,
Тесто надо замесить
Да калачи надо накрутить.
Будьте добры, подсобите,
В моем деле помогите.
Давайте печь растопим,
Что там у нас посмотрим?
Подбросим дров. Прекрасно!
Эх, гори, гори ясно!
(игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)
Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)
Чтобы не погасло (присесть руки в низ)
Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)
Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)
Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)
(обратить внимание на огонь в печи)
Ну что ж, печь мы затопили
Ребята, а из чего лепят калачи?
Ответы детей
А какие продукты нужны, чтобы замесить тесто?
Ответы детей
Тесто у меня готово. Предлагаю начать лепить калачи.
Воспитатель:
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам нужно,
Вылепить калачи дружно.
Ребята, для того, чтобы сделать калач, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.
Лепка калачей.
Распевочка
Ча-ча-ча-ча(2р)
Печка очень горяча
Чи-чи-чи-чи(2р)
Печёт печка калачи
Чу-чу-чу-чу(2р)
Будет всем по калачу
Ч0-чо-чо-чо (2р)
Осторожно горячо.
(дети лепят калачи, воспитатель готовые ставит в печь)
Молодцы! Красивые калачи у вас получились, а пока они пекутся я вам предлагаю поиграть. В старину очень любили разные игры, любили хороводы водить да песни петь.
А я вам предлагаю соединить вместе игру, песню и хоровод.
Игра «Заря-зарница»
Заря-зарница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые,
Раз, два, три, беги.
Воспитатель: Давайте посмотрим, готовы ли наши калачи?
(воспитатель достает из печи настоящие калачи)
Вот и калачи наши поспели. С пылу с жару. Достанем их из печи, да гостей наших будем потчевать. Потчевать-это значит угощать.
А калачи подавали к чаю.
А теперь давайте накроем стол и наших гостей пригласим.
Песня- танец «Приходите в гости к нам»
1к. Я по садику пройду,
Гостей в избу позову,
Припев: Приходите в гости к нам
Ко горячим калачам(2р)
2 к. Ковёр красный постелю
Чаю крепкого налью
Припев: Приходите в гости к нам
Ко горячим ко блинам (2р)
3к. Гостей в избу позову
С ними я плясать пойду
Припев: Приходите в гости к нам
Ко горячим пирогам (2р)
Угощение гостей калачами
В. : Ну вот и закончилось наше путешествие в страну, которая называлась….
Дети. Русь.
В. Правильно. Русь. Мы познакомились с жизнью и бытом людей, живущих на Руси.
Какие предметы старины вы запомнили?
Ответы детей
В: Понравилось вам наше путешествие?
В. : А вам хотелось бы узнать ещё больше о жизни люде на Руси?
Тогда мы обязательно туда ещё вернёмся. А сейчас нам пора возвращаться в группу.