Марина
Конспект познавательной беседы с элементами экспериментирования «Знакомство с деревом и металлом»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательной беседы с элементами экспериментирования
“Знакомство с деревом и металлом”
Цель: используя прием сравнения (в распоряжении детей по пластине из того и другого материала, познакомить детей с деревом и металлом, с качествами этих материалов: металл тверже, тяжелее и звонче дерева; объяснить, что предметы могут быть сделаны как из дерева, так и из металла; предложить детям, выбрав один из предметов на столе воспитателя, определить, из чего он сделан.
Публикация «Конспект познавательной беседы с элементами экспериментирования „Знакомство с деревом и металлом“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Оборудование на каждого ребёнка металлические пластины (из “Конструктора”) или медицинские шпатели и деревянные пластины (необработанное дерево, кирпичики разных цветов) (из деревянного “Конструктора”, фланелевые салфетки (используются для того, чтобы предметы не гремели).
Содержание
Дети сидят за столами лицом к воспитателю. Педагог показывает детям металлическую пластинку.
- Как вы думаете, из чего сделан этот предмет?
- Этот предмет из металла. Если он из металла, про него можно сказать и так: он металлический”. Дети повторяют.
-Какие еще предметы сделаны из металла? (ответы детей)
Педагог показывает деревянную пластинку, по размеру и толщине, соответствующую металлической, и проводит анализ, аналогичный первому. Закрепляет в речи детей слова из дерева, деревянный.
Далее воспитатель предлагает сравнить металл и дерево.
- Сядьте удобнее, лицом к своему столу, возьмите в одну руку металлическую, а в другую деревянную пластинки (их количество должно соответствовать числу детей). Одинаковые ли они? Какая из них по-вашему тяжелее?
- Потрогайте металл и дерево, подержите их в руках. Металл какой? Правильно, он гладкий. А дерево? (Шероховатое, не гладкое, шершавое)
- Возьмите металлическую пластинку и попытайтесь ее согнуть. Сильнее, сильнее сгибайте. Сгибается пластинка? А попробуйте согнуть, сломать брусок. И вce-таки дерево мягче, а металл тверже.
- Педагог предлагает провести углом металлической пластины по деревянной и наоборот; спрашивает, что дети заметили, обобщает ответы, повторяет вывод:
- Металл твердый, дерево мягче металла, его можно строгать ножом (показывает).
- Давайте послушаем, как звучат деревянные и металлические предметы. Посмотрите, у меня в руках ложки. Они какие? (Металлические) А у меня есть и две деревянные ложки. Вот они. Эти ложки сделаны.? (Из дерева.) Сейчас я ударю одной металлической ложкой о другую и деревянной ложкой о деревянную. Догадайтесь, когда удар будет звонче. (Выслушивает ответы.)
- Да, звонче ударяются металлические ложки.
- Проверьте, действительно ли металлические предметы, ударяясь, гремят звонче. Дети ударяют сначала металлическими пластинками, потом деревянными, подтверждают вывод.
Педагог делает обобщения:
- Мы познакомились со свойствами дерева и металла, выяснили, что металл гладкий, а дерево какое? (Шершавое, шероховатое.)
- Мы определили, что металл твердый, а дерево тоже твердое, но мягче металла.
- Если нажать на деревянную пластинку углом металлической пластины, на дереве останется след (вмятина, звук от удара металлических предметов звонче.
- Есть и еще одно отличие. Возьмите в одну руку металлический предмет, в другую - деревянный. Положите их на ладони и догадайтесь, что тяжелее: металл или дерево. Да, металл тяжелее, дерево легче”.
Далее воспитатель предлагает детям взять стулья и поставить их полукругом около ковра (или там, где это удобнее). В центр полукруга выдвигается детский стол. На него педагог высыпает множество деревянной и металлической мелочи: шарики, солдатики, посуду, пуговицы и др. (Предметов из дерева и металла должно быть на 4-5 штук больше числа детей.)
- Сейчас я позволю вам взять со стола любой предмет. Надо будет назвать и предмет, и материал, из которого он сделан. Например: взяла грибок. Он деревянный - из дерева.
Воспитатель приглашает к столу детей. Когда они возвращаются на свои места, спрашивает 4-6 детей, что они взяли и какие это предметы; предлагает детям положить то, что они взяли, и, не отходя от стола, выбрать себе по деревянному предмету, предлагает детям:
- Вспомните, чем деревянные предметы отличаются от металлических?
Если ребенок ошибся, предмет от него “убегает”. Воспитатель оценивает результаты выполнения задания.
Затем дети выбирают металлические предметы.
-Как вы думаете, для чего используют металл, а для чего дерево?
-Молодцы, все справились.