Елена Кандакова
План-конспект познавательной беседы-рассказа «Ворона»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект познавательной беседы-рассказа «Ворона».
Материал для бесед о птицах, которые проводят зиму рядом с нами, об их особенностях, паводках, условиях обитания.
Материал будет полезен педагогам для занятий по познавательному развитию и развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• вызвать интерес к окружающему миру;
• формировать реалистичные представления о природе;
Публикация «План-конспект познавательной беседы-рассказа „Ворона“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Ворона. О птице для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
• расширять у детей знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания;
• обогащать словарный запас, развивать связную речь;
• учить детей давать полные ответы на вопросы по тексту, подготавливая их к пересказу текста;
• воспитывать умение связно и последовательно пересказывать текст по плану;
• активизировать внимание и память детей;
• развивать логическое мышление (учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения).
Вторая беседа-рассказ «Ворона».
Примерный план.
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Кто она?
- Правильно, ворона. Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица! Она хорошо приспособилась жить рядом с человеком, прекрасно изучила его привычки и характер, даже научилась извлекать для себя пользу из деятельности человека.
- Ребята, а как выглядит ворона?
(ответы детей)
- Да, ворона довольно крупная птица. Она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, крылья, хвост и лапы у вороны черные, а все остальное серое.
- А кто-нибудь знает, где выводят своих птенцов вороны?
(предположения детей)
- С наступлением весны многие вороны начинают собираться в путь-дорогу.
Они улетают из города или села в рощи и леса, и там: на деревьях, в густых кустарниках строят большие гнезда, которые внутри устилают пухом, сухими травинками и перьями.
Вороньи яйца, окрашенные в голубоватый и зеленоватый цвета с крапинками, насиживает самка. А самец заботливо кормит будущую маму. Через две недели из яиц вылупляются маленькие очень прожорливые воронята. Родители старательно кормят их, а затем учат летать и находить пропитание.
Проводится работа по звукопроизношение, разучивание чистоговорки:
Проворонила ворона воронёнка.
- Ребята, а чем питаются вороны?
(ответы детей)
- Да, вороны часто разоряют гнезда других птиц. Могут унести беспомощных птенцов или своровать оставленные без присмотра яйца. Если птица сидит на кладке и не хочет улетать, вороны прибегают к такому трюку: одна из ворон садится недалеко от гнезда и дразнит птицу, другая сторожит, спрятавшись в ветвях. Едва птица слетит с гнезда, чтобы прогнать надоевшую обидчицу, ворона хватает яйцо и улетает с ним.
- Летом и весной стаи ворон кружатся над заливными лугами, раскинувшимися вдоль речных берегов. Здесь воронам раздолье – полакомиться лягушками или отнять рыбу у скользящих над водой чаек.
Проводится динамическая пауза «Вороны»
Вот под елочкой зеленой (встали)
Скачут весело вороны: (прыгаем)
Кар-кар-кар! (громко) (хлопки над головой в ладоши)
Целый день они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (громко) (хлопки над головой в ладоши)
Только к ночи умолкают (машут руками как крыльями)
И все вместе засыпают: (садятся на корточки, руки под щеку,засыпают.)
Кар-кар-кар! (тихо) (хлопки над головой в ладоши).
- А как вы думаете, есть ли у ворон враги?
(предположения детей)
- Правильно, у ворон есть опасный враг. Ночью, когда птицы безмятежно спят в своих гнёздах, на них может напасть лесной филин. Не прощают вороны зла. И если найдут убежище филина, налетают на него всей стаей.
Вороны не только громко каркают, они умеют подражать, например, собачьему лаю, смеху человека, а обученные птицы даже произносят отдельные слова.
- Ребята, почему ворон называют хитрыми, находчивыми и дружными птицами? Как вы думаете?
(ответы детей)
- Любят вороны подразнить собак – усядется птица неподалёку от собачьей будки на дерево и начинает громко гавкать: «Гав! Гав! Гав!» Собака рвётся с цепи, заливается лаем, а ворона довольна своей проделкой.
Многие вороны охотно развлекаются: словно малые дети, катаются с ледяных горок или соскальзывают с гладких позолоченных соборных куполов. Большая стая птиц облюбовала территорию Кремля и попортила золотое покрытие куполов. Люди придумывали разные способы, стараясь прогнать нахальных птиц. Даже завели хищных соколов и ястребов. Но вороны их не испугались. Сбившись в большую стаю, они бросались на сокола и прогоняли его прочь. Тогда кто-то придумал записать на магнитофонную пленку тревожный вороний крик, предупреждающий птиц об опасности. Это средство подействовало безотказно. Едва вороны заслушали сигнал опасности – тотчас разлетались!
Чтение отрывка из рассказа С. Кучеренко
«Здоровая ворона ухаживала за больной, уложенной на сухую траву под приподнятой валежиной…» (дети отвечают на вопросы педагога по ходу чтения)
Литература:
С. Д. Шлотгауэр «Времена года» Хрестоматия дальневосточной природы
В. П. Горощенко «Природа и люди» Пособие для педагогов